Жизнь за идею?

Имя Рафаэля Мустафина как талантливого журналиста и публициста, незаурядного литературного критика широко известно читателям не только нашей республики, но и далеко за ее пределами.

Автор статьи: Рафаэль МУСТАФИН

Имя Рафаэля Мустафина как талантливого журналиста и публициста, незаурядного литературного критика широко известно читателям не только нашей республики, но и далеко за ее пределами. Его перу принадлежит около 30 книг, изданных на татарском, русском, казахском, молдавском, азербайджанском и других языках.


После окончания Казанского университета и аспирантуры он работал в качестве главного редактора художественных программ Казанской студии телевидения, затем, будучи в течение многих лет главным редактором ведущих литературных и общественно-политических журналов республики “Казан утлары” и “Татарстан”, заметно поднял тиражи этих изданий и добился их широкой популярности среди читателей. Вместе с тем Р.Мустафин вел и активную общественно-политическую деятельность: неоднократно избирался депутатом районных и Казанского городского Советов.


Более тридцати лет Р.Мустафин являлся членом редакционной коллегии журнала “Дружба народов” (Москва), постоянно сотрудничал в центральных газетах и журналах и много раз публиковался в зарубежных изданиях. Тираж лишь одной его книги о подвиге Мусы Джалиля “По следам оборванной песни” превысил миллион экземпляров.


Р.Мустафин стоял у истоков кафедры журналистики Казанского госуниверситета и был одним из первых ее преподавателей, в течение многих лет возглавлял государственную экзаменационную комиссию на факультете журналистики.


14 мая Рафаэлю Ахметовичу Мустафину исполняется 70 лет. Мы, журналисты и сотрудники “РТ”, от души поздравляем его с юбилеем и желаем здоровья, благополучия, творческого долголетия. В последние годы юбиляр активно сотрудничает с нашей газетой, регулярно публикуя на ее страницах свои философские размышления-эссе, которым автор дал название “Арабески”. Предлагаем вниманию читателей одну из очередных его работ.


Жизнь за идею?


Наше поколение воспитывалось на образе Павки Корчагина. Человека, который отдал всю свою жизнь – до последней капли крови – борьбе за идею. Великую, грандиозную, захватывающую идею освобождения всего человечества от многовекового рабства и угнетения.


Но нашему же поколению пришлось пережить и разочарование в этой идее. Светлые идеалы коммунизма заметно поблекли. Великие победоносные знамена выцвели и поистрепались. Теперь под ними ходят по революционным праздникам разве что кучки большей частью озлобленных пожилых людей.


Так за что же отдал жизнь Павка Корчагин? За сталинский тоталитаризм? За миллионы безвинных жертв Гулага? За то, чтобы коммунистическая империя, как раковая опухоль, расползлась по всему миру?


А ведь мы со школьных лет заучивали наизусть и повторяли слова Николая Островского: “Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…” И не просто повторяли – верили в них. Верили, что отдать свою жизнь за великую идею – это прекрасно. А тот, кто думает иначе, – жалкий обыватель, мещанин, трус…


Ну ладно, с коммунистической идеей вышла промашка. Не на ту идею поставили… И вот с началом перестройки наше поколение, так называемые “шестидесятники”, с величайшим энтузиазмом бросалось в бой за новые светлые идеалы – демократии, рыночной экономики, западного образа жизни. Казалось, стоит сбросить ярмо тоталитаризма и партийного диктата, и все у нас пойдет прекрасно. Казалось, и жизнь не жалко положить в борьбе за эту идею – идею освобождения человечества от коммунистического дурмана.


А что же в итоге? В итоге пришли к власти и непомерно разбогатели всяческие олигархи и мафиози, как правило, из числа бывших партийных функционеров. А интеллигенты-шестидесятники – наивные, романтичные и весьма непрактичные – только еще больше обнищали и не имеют средств даже на необходимые лекарства…


Вот я и думаю: а стоит ли идея, даже самая прекрасная и благородная, того, чтобы за нее погибать? И разве жизнь – единственная, неразменная, данная нам свыше действительно один-единственный раз, – не меньшая ценность?


Могут сказать: абстрактные теоретические рассуждения… Может, они и абстрактные, только теория эта то и дело пересекается с жизнью. Не проходит дня, чтобы в каком-нибудь уголке земного шара борцы за светлую идею (другая сторона называет их террористами) не взорвали бомбу или не совершили иного террористического акта. Посудите сами: разве не заслуживает уважения человек, который жертвует собой во имя счастья своего народа? И чтобы лишний раз погромче заявить о бедах своей нации, он обматывается взрывчаткой, идет в толпу, гибнет сам и уносит в могилу десятки других жизней – тех, кто случайно оказался рядом. А рядом могут оказаться ни в чем не повинные дети, женщины, старики… Не заслуживает? Вот и я так думаю.


Да, бороться за идею нужно. Можно отдать этому весь жар души и весь пламень сердца. Но бороться цивилизованными методами, без применения террора и насилия. И если встанет вопрос, что важнее: самая великая благородная идея или жизнь одного обыкновенного, ничем не примечательного человека, я отвечу: жизнь. Только жизнь, и ничего больше.


Идея эта не нова. Еще Достоевский в свое время, сто с лишним лет назад, говорил, что если бросить на одну чашу весов слезинку ребенка, а на другую – счастье всего человечества, то слезинка перевешивает. Ибо счастье человечества как раз и складывается из этих вот слезинок отдельных людей – живых, конкретных.


К сожалению, эти убеждения усваиваются человечеством довольно туго. И сегодня вечером, включив телевизор, мы можем услышать, что кто-то где-то подорвал автобус с туристами или бросил бомбу в кафе. Отдал свою жизнь (и жизни других) за светлые идеалы освобождения своего народа, а то и всего человечества…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще