Крепки шипкинские корни

Много лет назад, получая письма от бабушки из далекого села Верхние Шипки, я почему-то была уверена, что эти Шипки непременно имеют отношение к тому самому знаменитому перевалу Шипка в Болгарии, который, как известно, героически защищали в свое время русско-болгарские войска от турок.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Много лет назад, получая письма от бабушки из далекого села Верхние Шипки, я почему-то была уверена, что эти Шипки непременно имеют отношение к тому самому знаменитому перевалу Шипка в Болгарии, который, как известно, героически защищали в свое время русско-болгарские войска от турок.


Но нет. Село, что находится в Заинском районе, никаким боком не имело касательства к тем историческим событиям. Его мирные основатели прибыли на берега речки Шипкинки, левого притока Степного Зая, что в двенадцати километрах от районного центра, в конце XVII века, в период активного строительства Закамской оборонительной черты. В ту пору, как утверждают краеведы, это были земли башкирского племени юрматы. Но вот само название села – марийского происхождения. Не знаю уж, чем приглянулось моим далеким предкам именно это словцо, но “шопке”, переводимое как “осина, осиновый”, так и закрепилось за этим поселением. Причем первоначально национальный состав села был достаточно пестрым. Но преобладали русские и татары.


Хотя, надо признать, “отцы-основатели” не были самыми первыми поселенцами в этом месте. Сосновые боры, сохранившиеся до сих пор в первозданной красоте, густые орешники, урожайные малинники и земляничные поляны привлекли сюда еще древних булгар. По крайней мере, в 1977 году экспедиция Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова обнаружила недалеко от Верхних Шипков фрагменты булгарской гончарной керамики.


Судьба небольшой прежде деревни складывалась достаточно трагично. Дело в том, что через поселение проходил старинный Бирско-Мамадышский коммерческий тракт. И Шипки то и дело подвергались нападениям разбойников. Тати грабили деревушку, не разбирая дня и ночи. И вот в какой-то момент татарская часть поселения снялась с места и ушла в верховье реки Шипкинки. Русские же остались было на прежнем месте. Так некоторое время существовали две деревни – Верхние и Нижние Шипки. Но терпению оставшихся однажды наступил предел, и все население переместилось на правый берег Зая, прямо напротив старинного села Токмак, и Нижние перестали существовать.


Более удачной оказалась судьба первой половинки многострадальной деревни. Уже к переписи населения Российской империи, что прошла в 1897 году, здесь насчитывалось 336 крестьянских дворов с населением в 1805 человек. Народ здесь был далеко не бедный. Фактически на каждое хозяйство приходилось порядка 5,2 десятины земли, что в пересчете на более привычные меры измерения – более 5,6 гектара. При этом 262 семьи имели по одной-две лошади, а шесть семей – по три и более. Одинаково успешно занимались шипкинцы земледелием, скотоводством и пчеловодством. Между прочим, та же перепись зафиксировала, что 252 семьи в этой деревне занимаются кустарным промыслом. Сани, изготовленные здешними мастерами, охотно покупали в Челнах, Мензелинске, за ними приезжали из Мамадыша. А носить лапти, сплетенные в Шипках, считалось особым шиком, такими фасонными они получались у здешних рукодельников.


В процветающей деревне была не только мечеть, здесь действовало и медресе. У основательного и хозяйственного народа, жившего здесь, в большом почете была грамотность.


А еще моих земляков отличала взаимовыручка. Тут и в самые тяжелые годы умели постоять друг за друга. Как-то еще в начале зимы, заехав навестить близких, разговорились мы с престарелой бабулей. Слово за слово, вспомнила она моего деда Сунгатуллу, возглавлявшего в первые послереволюционные годы Верхнешипкинский сельсовет. Офицер царской армии, он, несмотря на свое далеко не пролетарское происхождение, пользовался большим доверием властей. По воспоминаниям деревенских стариков, много спас он жизней в годы раскулачивания. Ведь виноваты были его земляки лишь в том, что умели работать не покладая рук и потому жили зажиточно. Имея на руках гербовую печать, дед, не жалея чернил, штамповал справки, которые позволяли многострадальным семьям уезжать из ставшей опасной для них родной деревни и затеряться в сибирских лесах.


Но вот ведь что интересно: изводили-изводили всякими экспериментами и реформами шипкинцев, однако так и не смогли загубить тягу к хорошей жизни. И по сей день эта деревня – одна из самых крепких в Заинском районе. Народ живет в достатке. Газ, кстати, предприимчивые сельчане заимели еще в семидесятые годы. Так что проблем с дровами здесь не знают уже много лет. Одно время пошло было на спад общественное производство. Но вот с приходом на должность председателя кооператива “Шипки” молодого предприимчивого фермера дела наладились. Так что, думаю, мы еще услышим о том, как живут и трудятся люди в знатном заинском селе Верхние Шипки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще