С Лысой горой не соскучишься

.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

…Тамерлан, глядя на заснеженный склон горы, медленно перебирал пальцами нефритовые четки. Каменея лицом, он думал о том, какой неожиданной каверзой оказалась природа этого недавно еще совсем ему неведомого края у берегов реки Багряжки. Даже за Каму не удалось пробиться. И не отвага местных воинов, не укрепления или нежданные засады стали тому виной, а трескучие морозы и пронизывающий до костей холод. Хоть и не привык считать завоеватель человеческие жизни, брошенные на алтарь его заветной цели, но тут призадумался. И этот дворец, построенный для него на самом верху Лысой горы, стал тем самым рубежом, достигнув которого, Аксак-Тимур был вынужден свернуть назад в азиатские степи.


Как бы ни было, но эта полулегенда жива и поныне в наших краях. Мало того, краеведы частенько прибегают к свидетельству автора “Таварих-и Булгария” Хисамутдина бин Шарафутдина Булгари-Муслими, который и “поселил” на знаменитую Лысую гору, что в шести километрах от Заинска, одного из самых грозных завоевателей Древнего Востока Тамерлана. По словам ученого, именно здесь пересидел он суровую камскую зиму. В своей рукописи автор пишет, что Аксак-Тимур “вошел во дворец, построенный Байраш-ханом на реке Багряше. Перезимовав, в двенадцатый день Близнецов (в мае) господин Мир-Тимур тронулся со своим войском в Самарканд…”


И это не единственная тайна, которую и поныне хранит не тронутая до сей поры археологами Лысая гора. Самая высокая точка Заинского района – 212 метров над уровнем моря – еще и самое загадочное место этого региона. Говорят, на Ивана Купалу именно здесь можно увидеть в полночь какие-то загадочные огоньки. Вряд ли и самые отважные рискнут подняться в этот час на ее вершину. А вот предки нынешних кряшен, заселяющих эти окрестности, издревле выбрали Лысую гору местом своих традиционных гуляний и обрядов.


Южный склон этой части Бугульминско-Белебеевской возвышенности неописуемо красив. Он весь порос соснами. А вот самый верх горы неожиданно пуст. Тому виной резкая крутизна склона, на котором деревья просто не могут зацепиться.


В 1769 году Лысую гору посетила экспедиция Санкт-Петербургской Академии наук. Руководитель ее Н.Рычков посвятил этой местности много восторженных отзывов, утверждая, что и “в самих Уральских горах не много таких возвышенных мест найти возможно. Жители пригородка Заинска сказывают, что никаким образом не можно взойти на самую высоту ея, по причине ея крутости… Из-под подошвы сея горы исходит множество источников, которые, протекая по камням, имеют самую чистую и здоровую воду…” Кроме того, обнаружил он здесь уникальнейшую траву под названием “хоропья рость”, как ее называли багряжцы. Целебное растение было панацеей от многих заболеваний крупного рогатого скота. И такой травы Рычков более нигде не встречал.


А здешней воде жители села Средний Багряж приписывают не просто здоровые вкусовые качества, но и целебные свойства. Моя знакомая, что родом из этих мест, утверждала, что только этой водой удалось излечить экзему, которая с рождения терзала ее племянника.


Несколько раз бывала я на Лысой горе в ягодную пору, но потом старожилы отсоветовали увлекаться походами на нее. Дело еще и в том, что имеются здесь древние медные рудники, которые уже к середине XVIII века были заброшены. Так что вполне можно провалиться черт знает куда…


Много иных тайн хранит Лысая. Но до сих пор никто, кроме местного краеведа-энтузиаста Владимира Малахова, ими и не интересовался. Хотя самой горе скучать не приходится. Ее освоила колхозная скотинка, которая с удовольствием летом пасется на ее склонах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще