Трехсторонняя комиссия: взаимодействие сторон конструктивно

20 сентября в Кабинете Министров РТ состоялось заседание Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое провела заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева.

Автор статьи: Ирина КСЕНОФОНТОВА

20 сентября в Кабинете Министров РТ состоялось заседание Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое провела заместитель Премьер-министра РТ Зиля Валеева.


Обсуждены вопросы тарифного регулирования в области жилищно-коммунального хозяйства и меры социальной поддержки населения в связи с удорожанием жилищно-коммунальных услуг, а также выполнения в первом полугодии нынешнего года обязательств по реализации Генерального соглашения между Кабмином, республиканскими профсоюзами и работодателями, заключенного на 2002-2004 годы. Была также заслушана информация о реализации мер по сокращению задолженности по заработной плате.


Заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Раузил Хазиев напомнил: еще в мае 1998 года в постановлении Кабинета Министров РТ было впервые продекларировано, что финансовое обеспечение отрасли может быть реализовано только при полном возмещении затрат каждым потребителем жилищно-коммунальных услуг. Тарифная политика в этой сфере имеет целью баланс интересов производителей и потребителей при переходе отрасли в режим безубыточного хозяйствования и рациональное планирование бюджетов городов и районов по содержанию и развитию инфраструктуры ЖКХ.


В марте нынешнего года принято постановление Правительства РТ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, дающее возможность перевести на самоокупаемость всю деятельность, связанную с управлением, содержанием и ремонтом жилищного фонда. Это позволит не только укрепить финансовое положение предприятий отрасли, но и создать условия для качественного ремонта жилого фонда. В числе мероприятий, предлагаемых министерством для снижения себестоимости услуг, – организация эффективной системы управления жилым домом, внедрение действенной схемы договорных отношений между субъектами жилищно-коммунальной деятельности, определение экономической обоснованности затрат предприятий теплового и газового хозяйства, электрических сетей. Необходимо разрушить монополизм жилищных организаций на заказ и на подрядные работы. Если здесь не будет здоровой конкуренции, то заметного снижения затрат, по убеждению Р.Хазиева, не произойдет.


Как известно, в 2004 году уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг намечено довести в соответствии с федеральными стандартами до 100 процентов. Сегодня этот показатель в среднем по России составляет 79,7 процента, по Татарстану – 61 процент. Разрабатывается республиканская Программа реформирования и модернизации татарстанского ЖКХ на 2002-2007 годы, предусматривающая введение компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.


Позицию профсоюзов по этому вопросу озвучила председатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова. По ее словам, в первом полугодии тарифы в ЖКХ выросли на 32,8 процента, а реальные доходы населения – лишь на 23,6 процента. Цены на жилищно-коммунальные услуги выросли более чем на 30 процентов, в том числе на газ – на 40,5, на электро- и теплоснабжение – на 10 процентов, а плата за пользование лифтом повысилась в два раза. При этом треть населения республики имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума. К тому же, как отметила Т.Водопьянова, в республике до сих пор не упорядочена система адресной защиты населения. К примеру, механизм предоставления льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги работникам бюджетной сферы на селе не работает с 1997 года.


Т.Водопьянова предложила определить при формировании бюджета-2003 долю оплаты населением жилищно-коммунальных услуг на уровне 2002 года и не допускать повышения тарифов на услуги коммунальщиков без опережающего роста доходов населения и прежде всего – заработной платы. Более четкий акцент предложено сделать на вопросах адресной социальной защиты населения. С этой целью, заявила Т.Водопьянова, при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг следует установить республиканские субсидии для различных категорий населения.


Подводя итоги выполнения Генерального соглашения, участники совещания отметили, что конструктивный характер взаимодействия сторон способствовал реализации многих ключевых вопросов социальной политики. Из 118 мероприятий, запланированных на этот срок, выполнены 110. В первую очередь, это меры по поддержке значимых инвестиционных и инновационных проектов, увеличению кредитования реального сектора экономики. Государственную поддержку в сумме более 21 миллиона рублей получили предприятия, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных направлениях развития народного хозяйства. Около 10 миллионов рублей были предоставлены в качестве государственных субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков для реализации одобренных инвестиционных проектов. С предприятиями оборонно-промышленного комплекса на выполнение федерального госзаказа заключено договоров на сумму 861,2 миллиона рублей. Выполнен целый ряд мероприятий по улучшению условий труда работников и социальной защите населения. Среднемесячная заработная плата тружеников крупных и средних предприятий увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 32,3 процента, а реальная зарплата возросла на 14,8 процента. В среднем на 50-70 процентов подросли доходы работников бюджетной сферы.


Вместе с тем не удалось в полной мере обеспечить выполнение мероприятий, связанных с улучшением финансового положения предприятий, укреплением их расчетной дисциплины, выработкой эффективных механизмов по погашению задолженности по выплате зарплаты. Как сообщил министр труда и занятости РТ Борис Захаров, по данным на 1 сентября, сумма задолженности составляет свыше 823 миллионов рублей. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо, по мнению вице-премьера РТ Зили Валеевой, искать более эффективные и действенные решения, поскольку “корень зла” не в сравнительно небольшой текущей задолженности, а в тех долгах, что накопились за последние несколько лет.


В проекте решения комиссии признано необходимым при разработке и принятии республиканской Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2007 годы предусмотреть сбалансированность тарифов на жилищно-коммунальные услуги и доходов граждан, прежде всего через повышение оплаты труда. Документ предусматривает также концентрацию усилий сторон на погашении задолженности по выплате заработной платы, повышении ее уровня для работников бюджетной сферы и сельского хозяйства, снижении безработицы среди женщин и молодежи.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще