Смотрины по-французски: “Туполева” заметили, но пока не заказали

На престижном, 44-м по счету Международном авиакосмическом салоне, проходившем с 16 по 24 июня близ Парижа – в Ле Бурже, Татарстан представил среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-214 производства ОАО “Туполев” и КАПО им.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

На престижном, 44-м по счету Международном авиакосмическом салоне, проходившем с 16 по 24 июня близ Парижа – в Ле Бурже, Татарстан представил среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-214 производства ОАО “Туполев” и КАПО им. Горбунова, а также продукцию ОАО “Казанский вертолетный завод” – вертолеты “Ансат”, “Актай”, Ми-38.


Как сказал советник Премьер-министра РТ Назир Киреев на прошедшей во вторник пресс-конференции, большая часть российской делегации отправилась во Францию на казанском лайнере. Лишь руководитель делегации – вице-премьер России Илья Клебанов с несколькими сопровождавшими его лицами полетели рейсовым самолетом.


“Туполев” занял очень удобную позицию в центре выставки, однако в демонстрационных полетах не участвовал, поскольку такое удовольствие обходится в сто тысяч долларов. В принципе, из всех 242 летательных аппаратов, прибывших на авиасалон, продемонстрировали свои возможности в воздухе только 66 машин.


Ле Бурже вновь стал местом паломничества авиаторов и авиастроителей (на этот раз из 43 стран мира) – в выставке приняло участие около 1900 фирм, большей частью американских и французских. Российских самолетов – всего пять: военные машины Су-30, Су-30МК, МиГ-АТ, Ил-76 и единственный пассажирский лайнер в экспозиции России – казанский “Туполев”.


Хотя в Ле Бурже Ту-214 считался российским самолетом, но попасть на престижный авиасалон он смог только благодаря Правительству Татарстана и родному КАПО, которые при участии Финансовой лизинговой компании (ФЛК, одним из учредителей которой является ОАО “Татнефть”) потратили на строительство машины более одного миллиарда 200 млн. рублей. Из бюджета Российской Федерации было выделено всего-то 11,5 млн. рублей – по конверсионной программе 1994-1995 годов. Других средств из России не поступало, несмотря на многочисленные заверения Правительства РФ в помощи.


При финансовом содействии республики (в размере ста миллионов рублей) проведены сертификационные испытания “Туполева”, а также разработана лизинговая схема продажи самолета. В России эти процессы припозднились – в федеральном бюджете 2002 года планируется заложить средства, которые должны обеспечить государственные гарантии для привлечения банковского капитала на создание аналогичного финансового лизинга.


Генеральный директор ФЛК Евгений Зарицкий сообщил: “Ни одного контракта по поводу Ту-214 за время работы выставки заключено не было, хотя переговоры с потенциальными покупателями велись постоянно” (всего же за несколько дней в Ле Бурже заключено контрактов на сумму 64 млрд. евро). Однако многие зарубежные коллеги искренне удивлялись тому, что Россия еще в состоянии выпускать столь современную гражданскую авиационную технику. В эти дни поступили предложения о проведении показательных полетов “Туполева” в нескольких странах СНГ и Африки, чтобы представить наш самолет непосредственно эксплуатантам. Так что можно начинать работу по подготовке ряда контрактов, обнадежил глава лизинговой компании.


Пассажирский лайнер Ту-214 – единственный в нашей стране самолет, сертифицированный по новым авиационным правилам АП-25, отвечающим всем международным стандартам. А авиационно-пилотажный комплекс машины удовлетворяет требованиям ИКАО (международной организации гражданской авиации, учрежденной ООН. – И.Д.). То ли в шутку, то ли всерьез представитель франко-англо-германо-испанского концерна “Эрбас Индастри”, увидев казанский “Туполев”, сказал: “Ну все, нам придется закрываться, покуда Ту-214 не хуже наших аэробусов и гораздо дешевле их”.


Из всех пассажирских самолетов, выпускаемых Россией сегодня, только три модели, оснащенные современной авионикой и системой противостолкновения, а также удовлетворяющие соответствующим шумовым и прочим характеристикам, будут в дальнейшем допускаться в европейское воздушное пространство – это Ил-96, Ту-204 и Ту-214.


Назир Киреев рассказал журналистам о коллизии, имевшей место на выставке. Продукция КВЗ экспонировалась еще и отдельным стендом, причем в очень престижном зале – главных мировых производителей авиационной техники. По поводу этого факта было высказано немало претензий со стороны российских производителей, поскольку существующий указ Президента РФ говорит о том, что все отечественные предприятия должны выставляться в разделе “Рособоронэкспорта”. КВЗ оказался в фаворе по вполне объяснимым причинам – он заявил о своем участии во французском авиасалоне заблаговременно, еще полтора года назад (до выхода указа). Во избежание конфликтов руководство завода решило представить макеты казанских вертолетов и в общероссийской экспозиции – наряду с другими “Милями”.


Любопытная деталь: если КВЗ привез в Ле Бурже только макеты своих машин, то “натуральные” казанские вертолеты экспонировал Израиль. Дело в том, что мир сегодня сосредоточен на модернизации уже существующих летательных аппаратов, то есть абсолютно новые модели появляются весьма редко. К примеру, Израиль выставил наш Ми-17, однако оснащенный израильской аппаратурой ночного видения. Другими словами, если появился вертолет, способный выполнять поставленные перед ним задачи не только днем, но и ночью, то его можно уверенно отнести к новому изделию. Кстати, Израиль представил также российский штурмовик Су-24. То есть эта страна предлагает качественную модернизацию иностранной техники, что пользуется в других государствах большим спросом.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще