В 90 лет вдова Екатерина Бозина вторично вышла замуж за …первого мужа!
Публикуя материал «И дольше века длится жизнь» («РТ», 8.3.12) редакция не предполагала, что «долгожительская» тема найдет такой живой читательский отклик. Выясняется, что случаи долголетия не так уж и редки! Только в нашей республике немало людей, родившихся в ХIХ веке и доживших до нынешнего.
«Прочитав про 106-летнюю Екатерину Алфимову, не могу не рассказать о другой замечательной казанской бабушке, которая прожила еще дольше! С Аминой-эби Шигаповой мы жили в одном доме по улице Фрунзе, и иногда, забегая к ним по-соседски, я видела глубокую старушку, сидящую в кресле с четками в руках. На вопрос: «Как здоровье, Амина-эби?» она неизменно отвечала: «Ничего, слава Аллаху…» (Из письма Фании Гариповой.)
Эти строки воскресили в моей памяти образ старейшей жительницы города, с которой я познакомился накануне ее 110-летнего юбилея. Незадолго до этого на встрече с женщинами по случаю 8 Марта Президент РТ вручил ей цветы и накинул на плечи белую оренбургскую шаль. Жила она в семье младшего сына, окруженная заботой и почитанием его семьи. На мой вопрос о здоровье ответила так же, как и автору письма: «Ничего, слава Аллаху…» Сидела в своей комнате на сундуке, какие у татар зовутся «невестиными», в теплой кофте, платке, отрешенно перебирая пергаментными пальцами темные костяшки четок, число которых давно отстало от годов, прожитых старушкой из позапрошлого века.
Надо думать, не одну сотню километров набегали по шелковому шнуру бусины старинных четок, с которыми патриарх многочисленного шигаповского рода не расставалась даже во сне. Родилась она при Александре III за два года до вступления на престол последнего российского императора Николая II в деревне Казаклар в крестьянской семье. Вскоре после родов мать умерла, и девочка осталась на попечении мачехи – четвертой по счету отцовой жены. В многодетной семье хлеб зарабатывали сызмальства, и девочке пришлось батрачить у богатых соседей. Девичество ее затянулось: то империалистическая война, то гражданская – где женихов взять?
Амине, денно и нощно вымаливавшей у Бога хорошего мужа и много детей, исполнилось 26. И Аллах внял ее молитвам! Старший брат, красный конармеец Галяутдин, шутки ради «проиграл» в карты сестру своему дружку Саляху. Оказавшись проездом у них в деревне и увидев наяву свою «карточную невесту», Салях влюбился в нее с первого взгляда. Правда, к тому времени он был уже женат, но это обстоятельство ничуть не охладило его жениховский пыл. Проволочек с бракоразводным процессом не возникло, и он получил «добро» на повторный брак.
Стала сбываться и заветная мечта молодой женщины. После первенца Ахмета дети рождались в строгой последовательности: мальчик – девочка. Младший, Нуриахмет, появился на свет уже в Казани, куда семья перебралась в пору коллективизации. Поселились неподалеку от порохового завода, на который первым проторил дорожку муж, за ним последовали старший сын, дочка Рахима. Так зародилась «пороховая династия» Шигаповых, которой в общей сложности больше двухсот лет. Работала здесь и Амина, но когда началась война, она взяла на себя обязанности кормилицы семейства. Ездила в родное село, меняла нажитые с мужем скудные пожитки на хлеб, молоко, крупу и мясо. Тем и спасались от голода. А вот кровинушку свою, гордость и любимца Хузиахмета, уберечь не могла: спустя 13 лет после Победы он разбился при испытании военного самолета.
- Сам возраст предопределяет неоднозначность жизненной линии – чем дольше живешь, тем чаще соприкасаешься с историей. И хотя статистически женщин среди долгожителей намного больше, чем мужчин, судьбы последних не менее интересны и замечательны
Столько слез по нему выплакала, что почти лишилась зрения. Впрочем, это не мешает ей перечитывать (скорее, по памяти) старые тафсиры, заменяющие Коран, мелкий шрифт которого она разбирать не в состоянии. Когда-то старожительница загадала дожить до тринадцати внуков и стольких же правнуков. Именно так и случилось. А вот мечта одной из правнучек, Вики, – после окончания французского лицея свозить прабабушку в Париж, – увы, не сбылась. Бессмертных людей не бывает…
«Когда я работала в городском совете ветеранов войны, к нам пришла пенсионерка Анастасия Ивановна Подавалова – у старушки сломался холодильник. Казалось бы, дело житейское. Но, когда я, оформляя заявку, заглянула в ее паспорт, моему удивлению не было предела: бодрой просительнице шел …105-й год! Кстати, и холодильник был ей под стать – выпуска начала 50-х. Только в отличие от хозяйки «барахлил». (В.Смирнова, г.Бугульма.)
«Помнится, на нашей улице в поселке Мирном жила Гульбика Шарипова – старуха с 50-летним пенсионным стажем. Судя по паспорту, она родилась в 1892 году. Однако родственники утверждали, что по вине муллы в запись о дате рождения вкралась ошибка – на самом деле ей уже 110 лет. Для своего возраста она была необычайно крепка и самостоятельна, не гнушалась никакой работой и память сохранила завидную. Гульбика (что в переводе означает «госпожа цветов») родилась в зажиточной купеческой семье, а вышла замуж за крестьянина-вдовца с шестью детьми. И родила стареющему мужу еще столько же! После раскулачивания и смерти мужа она одна всех и воспитывала. Самое удивительное, что до глубокой старости она не принимала никаких лекарств, а когда подступала хворь, жарко топила баню и парилась до изнеможения!» (Альбина Минаева, 65 лет.)
Если судить по откликам, практически у всех долгожителей отличные от многих других судьбы. Чего только стоит необыкновенная история любви Екатерины Ивановны Бозиной, поразившая в свое время работников районного загса! До революции дочь мельника работала в собственном хозяйстве в селе Урай Лаишевского уезда Казанской губернии, потом всю жизнь – портнихой. Замуж вышла за школьного учителя математики. Жили они с Николаем, как говорится, душа в душу. И расставание их было для всех полной неожиданностью. Катерину угнетало, что они с мужем не ровня: он образован, начитан, а у нее всего четыре класса начальной школы. Он ее в Казань звал, а портниха уперлась, мол, из деревни ни ногой! В общем, вышла Катя вторично замуж – на этот раз за агронома Алексея, которого и схоронила после 50 лет совместной жизни.
- «Когда я работала в городском совете ветеранов войны, к нам пришла пенсионерка Анастасия Ивановна Подавалова – у старушки сломался холодильник. Бодрой просительнице шел …105-й год! Кстати, и холодильник был ей под стать – выпуска начала 50-х. Только в отличие от хозяйки «барахлил»
И надо же было такому случиться, что вдова вновь встретила свою первую любовь! Оказалось, что их давние чувства не остыли, и, несмотря на то что обоим было уже по девяносто, бывшие супруги вновь отправились расписываться. Появление в качестве жениха и невесты «божьих одуванчиков» вызвало шок у работников загса – в таком возрасте здесь еще никого никогда не регистрировали! Невероятно, но судьба отпустила им еще восемь лет вполне счастливой совместной жизни. Вторично Екатерина Ивановна овдовела в 100 лет. В ее комнате до самого конца висела старинная иконка, которой мать, сама не дожившая до векового возраста каких-то трех годочков, благословляла ее на первый брак с Николаем…
А в семье казанцев Саидгареевых вспоминают историю любви прабабушки Шамсинавар Багаутдиновны, которой в первый год миллениума ее старшая дочь, 73-летняя Аржуда-апа, испекла торт с кремовой цифрой 100. Сосватал 24-летнюю племянницу «за богатого» ее дядя, известный казанский маклер Сафа-абы. Был он человек крутого нрава, и племянница, не смея ему возразить, начала покорно собираться замуж. Однако когда пришли сваты, невесты в доме они не обнаружили – со своим девичьим узелком она выскочила в окно, перелезла через забор на улицу, где ее поджидал на лошади молодой красавец Ахметхан. Дядя лишь спустя год узнал о судьбе своенравной племянницы, которая уже вынашивала своего первого ребенка.
Впрочем, сам возраст предопределяет неоднозначность жизненной линии – чем дольше живешь, тем чаще соприкасаешься с историей. И хотя статистически женщин среди долгожителей намного больше, чем мужчин, судьбы последних не менее интересны и замечательны.
К примеру, известный в республике учитель, глава многочисленного рода Хаджи-ага Сальмушев, 1893 года рождения, встречался с Тукаем и даже провожал его в последний путь. В 1907 году четырнадцатилетний Хаджи приехал из деревни учиться в медресе Таиба на Сенном базаре. В Казани как раз открылся клуб молодых литераторов и актеров «Шарык». Узнав, что там будет читать стихи Габдулла Тукай, поднаторевший к тому времени в литературе подросток босиком прибежал на встречу. Увидев разутого мальчишку, растроганный Тукай ласково потрепал его по стриженой голове: «Что, шакирд, пришел спектакль посмотреть?»
Весной 1913-го, прослышав, что поэт тяжело болен, повзрослевший Хаджи навестил его в Клячкинской больнице. Войдя в палату, он поразился изжелта-бледному лицу больного и понял, что дни его сочтены. Поэт с трудом приоткрыл глаза и слабо махнул рукой в знак приветствия. Хаджи-ага был всего на семь лет младше Тукая, но в отличие от него прожил долгую жизнь, переступив вековую черту. К сожалению, встретиться с ним не удалось – 106-летний аксакал плохо себя чувствовал, и сын Рафаэль Хазиевич оберегал отца от лишних волнений.
А вот с другим казанским долгожителем – Дионисием Петровичем Петровым (1893 г.р.) – беседовал. Младенцем он был подброшен в киевский приют княгини Ольги (дочери царя), поэтому имя, отчество и фамилию унаследовал при крещении в церкви. Окончив гимназию, сирота сразу попал на фронт, в перерывах между боями окончил курсы прапорщиков, был ранен. После революции воевал с бандами генерала Дутова, уральскими белоказаками. В мирное время директорствовал в детском доме, работал на железной дороге, в Финскую и Великую Отечественную войны служил в артиллерийских частях. Общий боевой стаж участника четырех войн десять лет, трудовой – 50, супружеский с Анастасией Степановной – 65!
А помните уникальный в своем роде случай, когда казанец «прозрел» накануне своего 101-летия? Произошло это с ветераном Великой Отечественной войны Михаилом Ивановичем Егоровым, которому офтальмологи удалили катаракту с невидящего глаза, установив абсолютный рекорд возрастного максимума. После прозрения он впервые воочию увидел портреты вождей эпохи перестройки и «лихих 90-х», начал читать и даже засел за мемуары. А вспомнить ему было что! Хотя бы встречу с Лениным в 1921 году на съезде работников земли, в котором он участвовал как молодой сотрудник земельного отдела.
Недавно в СМИ промелькнуло сообщение об экстравагантном поступке 101-летней американки Мэри Хардисон: прапрабабушка отметила свой очередной день рождения …полетом на параплане! Наши престарелые соотечественницы в столь экстремальных поступках
пока что не замечены. А что касается жизненной силы, темперамента и куража, то еще не ясно, кто кому даст фору! Моя деревенская землячка Анна Михайловна Мельникова в свои 105, подвыпив, озорно напевала частушки: «Ягодиночка на льдиночке, / а я – на берегу. / Перекинь, милый, тесиночку – / к тебе перебегу!» Что говорить, бой-баба! Четверых сыновей без мужа подняла, 20 лет проработала в колхозе конюхом…
Подцепи такую Анну к параплану – полетит и не ахнет!