Не бойся свободы, готовься к ней!

Попасть в тюрьму боится каждый нормальный человек. Но «сидельцы» со стажем больше страшатся выйти на волю. И без помощи психологов им не обойтись

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

Попасть в тюрьму боится каждый нормальный человек. Но «сидельцы» со стажем больше страшатся выйти на волю. И без помощи психологов им не обойтись

Немолодой мужчина решился на столь странный поступок не сразу. День за днем он по каплям копил отчаяние, обиду, разочарование. И однажды поздним вечером, когда каждый звук усиливался троекратно, он обмотал руку курткой и шарахнул кулаком по витрине. А затем присел на корточки у магазина и стал ждать полицейских.

Ему хотелось вернуться туда, где все привычно и понятно, где накормят, где есть постель – назад, в колонию…

Но к магазину с разбитой витриной подъехала иномарка, из нее вышли несколько парней. «Будут бить, – подумал бедолага. – Ну и пусть, уже все равно».

Наверное, так звезды сложились, но бить его не стали: расспросили для начала, а потом открыли магазин, накормили страдальца и даже пивом угостили. А потом стали думать, куда его пристроить. Теперь уже неизвестно, кому из парней пришла мысль позвонить в центр адаптации «Милосердие», но благодаря этим неравнодушным людям и сотрудникам центра бывший зэк смог со временем восстановить утерянный паспорт, найти работу и жилье. Словом, смог наладить свою жизнь на воле.

– Мы столкнулись с тем, что к нам в центр стали приходить вот такие запущенные люди – документы утеряны, родственные связи за 10–15 лет срока разрушены, близкие, если остались, их даже на порог не пускают, – рассказывает заместитель директора центра адаптации «Милосердие» Екатерина Мартьянова. – Эта категория оказалась гораздо сложнее бомжей, на которых в первую очередь был ориентирован наш центр. Постепенно, начиная с 2007 года, мы стали участвовать в программах ресоциализации бывших осужденных, помогать им освоиться в жизни на свободе.

Теперь Екатерина Мартьянова выступает как представитель социального бюро «Феникс». Оно образовано приказом Минтрудсоцзащиты как экспериментальная площадка на базе центра «Милосердие». Главная его задача – не допустить разрыва в работе по подготовке осужденного к освобождению, которую психологи УФСИН ведут в колониях, с работой с ними же, но на воле. А то, что такие организации и такая работа необходимы, утверждают сами бывшие заключенные. И нынешние.

А началось все еще в 2005 году с проекта «Глобус». Как рассказывает начальник психологической лаборатории ИК-19 УФСИН РФ по РТ Виктор Катков, в колонии возникла проблема с ВИЧ-инфицированными. Никто не знал, как вести себя с этой категорией осужденных, вплоть до того, что не подходили к ним ближе, чем на шесть метров.

– После определенной работы со СПИД-центром, – вспоминает Катков, – запустили проект «Глобус». Сначала обучение прошли мы сами, потом начали передавать полученную информацию сотрудникам колонии, осужденным – и больным, и здоровым. Объясняли, учили, что с этой инфекцией можно жить.

Ленар Васильев отбывает наказание в ИК-2, участвует в проекте ресоциализации «Маяк»Ленар Васильев отбывает наказание в ИК-2, участвует в проекте ресоциализации «Маяк»:

– Я уже знаю, куда после освобождения могу обратиться со всеми вопросами, которые могут появиться. Хочу вернуться к родителям и стать им надежной опорой. Не получится самому найти работу, а я сварщик-монтажник, – знаю, что мне помогут. Срок у меня небольшой, всего полтора года, 8 сентября освобожусь. И обязательно продолжу участие в программе.

Ленару всего 36 лет. Этот «маленький» срок у него уже четвертый, и виной всему – наркотики. Ленар уверен, что к этой «теме» больше не вернется, даже курить бросил. Сожалеет, что раньше таких программ не было.

Были они, есть и будут. Психологи, которые работают в каждой колонии, рассказывают о них, раздают информационные материалы, но до поры до времени их слова до отбывающих срок не доходят…

Когда началось перепрофилирование учреждений исправительной системы, добровольцы из ИК-19 разнесли информацию о проекте по другим исправительным учреждениям Татарстана. За четыре года реализации проекта «Глобус» в пяти колониях через сотни тренингов прошли 1600 осужденных. И ситуация в какой-то мере нормализовалась.

Из проекта «Глобус» вышел еще один – «Старт»: нужно было решать проблему тех, кто, отбыв длительные сроки наказания, так и не смог адаптироваться к жизни на свободе. Благодаря «Старту» люди выходили за ворота колонии вполне подготовленными, ведь психологи работали с ними в течение трех месяцев до освобождения. Потом еще в течение трех месяцев были контрольные встречи и собеседования на свободе. Из 53 осужденных, а это были самые проблемные, до конца проекта дошли 38. И никто из них за колючую проволоку уже не вернулся.

Победа? В какой-то мере да. Но если учесть, что на сегодня в исправительных учреждениях Татарстана отбывают наказание более 13 тысяч человек, а рецидив в целом превышает 50 процентов, проект «Старт» нужно было совершенствовать и распространить на другие колонии. Так появился проект «Мост» – в нем приняли участие 299 человек из трех колоний. Уровень рецидива среди прошедших эту программу составил всего 12 процентов.

– Участие в проекте начинается с индивидуальных встреч за три месяца до освобождения, – рассказывает старший специалист психологической лаборатории ИК-5 УФСИН РФ по РТ Юлия Прохорова. – С осужденными проводились и групповые занятия – мы обучали их элементарным навыкам жизни в социуме, подсказывая, как организовать поиск работы, как написать резюме, как общаться с работодателем. Словом, с каждым составляли пошаговый план действий. Несколько контрольных встреч обязательны после освобождения – вопросов у них меньше не становится.

– Когда подводили итоги проекта «Мост», сами осужденные говорили нам: не давайте подъемных денег, они проедаются или даже пропиваются за один присест. Мы искали другие способы поддержки освободившихся, – продолжает тему Виктор Катков. – Сейчас вместо денег даем самый простой телефон, телефонную карту, карту продовольственного универсама. На следующих встречах следует повторный бонус.

Исследования показывают, что примерно через три года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится тюрьмы, но боится воли. У подростков и женщин критический срок еще меньше – год-полтора. Потом начинаются труднообратимые психические изменения: в тюрьму не страшно возвращаться. В некоторых случаях стремление к привычным условиям жизни в неволе ограничивает нахождение на свободе двумя-тремя часами. Но во все времена, какими бы сложными и трудными они ни были, выбор дальнейшего жизненного пути остается за человеком. Тем более если ему протянули руку помощи.

– Мы готовим своих подопечных к реальности, рассказываем обо всех трудностях, с которыми они могут столкнуться. Да, им часто отказывают в трудоустройстве или предлагают самую низкооплачиваемую работу – грузчиками, подсобными рабочими на стройках. Но мы наладили хорошую связь с Центром занятости Казани и всячески способствуем в поисках работы. Из тех, кто хочет ее получить, устраиваются практически все, – рассказывает начальник психологической службы УФСИН РФ по РТ Хания Мустафина. – Но мы рекомендуем участвовать в программе самозанятости. Один из «наших» открыл свою мастерскую по ремонту обуви, другой открыл точку общепита, собирается уже вторую запускать.

Екатерина МАРТЬЯНОВА, заместитель директора центра адаптации «Милосердие»:

Социальное бюро «Феникс» – это место, куда освободившийся из мест лишения свободы человек может прийти со всеми своими проблемами. Он нам небезразличен. И вместе с ним мы подумаем, как жить дальше.

– Я всем, кто участвует в этих проектах, кто приходит к нам в социальное бюро «Феникс» за помощью, даю номер своего телефона. Только не стесняйтесь, звоните – у нас не отмахнутся от ваших проблем, обязательно помогут, – говорит Екатерина Мартьянова. – И жены звонят, и матери… Одно лишь печалит – участниками проектов становится ограниченное число осужденных, поскольку это весьма затратные мероприятия. Наш центр финансируется из республиканского бюджета, но средств на всех не хватает. Да и невозможно глобальную проблему решить на уровне республики. Однозначно нужна государственная программа по пробации – службе сопровождения бывших заключенных, как, к примеру, в Европе.

Во Франции в сфере реабилитации бывших заключенных работает около 750 общественных организаций, причем все они имеют государственную поддержку. Каждая организация работает по узкому профилю: кто-то помогает бывшим заключенным найти работу, кто-то – связаться с родственниками или обрести жилье. Главное – все эти организации получают существенную помощь от органов власти, представители которых прекрасно понимают, что таким образом деньги налогоплательщиков тратятся на полезное для всего общества дело.

У нас же идея о государственной службе пробации «в верхах» пока только обсуждается, и появится она, в лучшем случае, только к 2020 году…

Тем временем штатные психологи и общественники обратили свои взоры на подростков, отбывающих наказание в Казанской воспитательной колонии. Участниками проекта «Жизненные навыки» стали 27 ребят в возрасте от 14 до 18 лет. К проекту, основная цель которого – социальная адаптация и сохранение здоровья подростков, подключилась городская команда «Танцуй ради жизни».

– Мы не просто читали лекции, а проводили ролевые игры, не просто приглашали ребят поучиться танцевать, а привозили с собой интересных для них людей, к примеру, знаменитого кикбоксера и телеведущего Дмитрия Бурмистрова, победительниц конкурса красоты «Мисс Татарстан», – рассказывает директор некоммерческого благотворительного фонда Светлана Изамбаева. – Проект закончился, но ребята спрашивают, где нас можно найти «на свободе», чтобы продолжить танцевать.

  • Длительная изоляция в местах лишения свободы нередко способствует возвращению в общество озлобленного, психически неуравновешенного человека с высокой склонностью к правонарушениям. Исследования показывают, что примерно через три года пребывания за решеткой взрослый мужчина уже не боится тюрьмы, но боится воли

Кстати, из 27 подростков, принявших участие в проекте, ни один не вернулся в колонию…

В настоящее время в трех колониях Татарстана реализуется проект «Маяк». 140 его участников готовятся к жизни вне тюремных стен. Все они имеют опыт употребления наркотиков. В их числе и Ленар Васильев. Рука помощи уже протянута, только удержись!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще