Дети – танцоры хореографического ансамбля «Роза ветров» – не сводят с Инны глаз. Не только потому, что любят свою молодую яркую руководительницу, но и потому, что без этого постоянного зрительного контакта танцевать просто не смогут…
Впервые Инну Хайрутдинову довелось увидеть на одном из городских фестивалей. Не заметить ее было невозможно, хотя на сцену она не выходила. Сидела в первом ряду и, сверкая глазами и улыбкой, «дирижировала» своими подопечными. Так увлеченно и эмоционально, словно в этих минутах сосредоточилась вся ее жизнь. Глядя на слаженные движения и улыбки детей, и не подумаешь, с каким трудом дается им каждый новый танец.
СЛУШАТЬ МУЗЫКУ РУКАМИ
– Вы знаете, что мы начинаем учить новый танец. Сейчас мы будем слушать музыку, слушайте внимательно! – четко артикулируя, внятно говорит Инна и подзывает детей к музыкальному центру. И тут начинается интересное: ребята тесно встают вокруг стола и тянут ладошки, кладут их на звуковые колонки, а Инна включает музыку на полную громкость. После прослушивания она задает детям, казалось бы, совершенно излишний вопрос: музыка быстрая или медленная?
Дело в том, что ансамбль этот создан в елабужской школе для глухих и слабослышащих детей. И вот уже несколько лет танцоры и певцы (а здесь ставятся также номера жестовой песни в сопровождении танца) становятся лауреатами различных конкурсов.
…Даже улавливая ритм от вибрирующих колонок, далеко не все дети могут определить темп музыки, а какая именно композиция из уже хорошо знакомых звучит, понимают только те, у кого сохранились остатки слуха. Остальные это могут сделать только под счет, который ведет Инна с помощью жестов. Это тот язык, который стал мостиком между мирами глухих и слышащих. Да и вообще, язык жестов, пожалуй, самый древний и универсальный.
– Если ты хочешь объясниться, ты сможешь это сделать с кем угодно, хотя бы элементарными жестами, – говорит Инна. – Как можно быстро выучить любой язык? Нужно попасть в соответствующую среду. Так и с глухими – чем больше общаешься, тем лучше начинаешь их понимать.
МИР МИМИКИ И ЖЕСТА
Возможности для практики у Инны были широкими. Ее отец долгое время руководил этой школой-интернатом и часто брал дочь с собой на работу. Девочка общалась с воспитанниками и постепенно осваивала основы их языка. Было интересно, и Инна стремилась расширить свои познания, изучала новые жесты, став постарше, читала специальную литературу.
А еще Инна всю жизнь танцует. После выпуска из елабужского ансамбля «Земляничный дождь» получила документ о дополнительном образовании инструктора по хореографии. В студенчестве была заводилой факультетского танцевального коллектива, который участвовал во всех молодежных фестивалях.
Комбинация этих столь разных интересов и привела Инну на работу в школу-интернат, где главным ее проектом стало создание танцевального коллектива. Работать с детьми побудила принадлежность к учительской династии – не только отец, но и мама, и бабушка нашей героини – педагоги. Инна получила профессию учителя экономики и предпринимательства (в интернате она также ведет уроки технологии у девочек), а затем прошла дополнительное обучение на дефектолога и окончила курсы сурдопедагога.
Елабужская школа-интернат – известный в республике центр обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, которые приезжают сюда из 14 районов. Детям, лишенным слуха, зачастую приходится покидать родителей в совсем юном возрасте. Чем раньше с ними начинают заниматься специалисты, тем лучше они развиваются – в противном же случае неизбежна задержка личностного роста, поясняет директор учреждения Василий Шведчиков. Дети здесь и поют, и танцуют, и занимаются спортом, и участвуют во всевозможных конкурсах – живут полноценной жизнью.
НАРИСУЕМ «СТРАУСЯТ»
«Роза ветров» появилась в 2001 году. Куда только не ездила Инна с первым составом коллектива – в Казань, Москву, Волгоград, Астрахань… Хотелось показать детям мир, тем более что многие – из малообеспеченных семей. Зародилась крепкая дружба, которая длится до сих пор, хотя те девочки из ансамбля давно выросли и уже сами стали мамами…
Поначалу занятия давались нелегко. Любая серьезная работа требует усилий и терпения, дети не всегда воспринимали молодого хореографа как руководителя, порой ленились.
Нарабатывался опыт преподавания глухим детям, до многих вещей Инна доходила интуитивно. Например, вот до этого приема – начинать разучивать танец с «прослушивания» (в данном случае это слово приходится брать в кавычки) ритма. Хореограф считает, что именно так дети легче осваивают новую постановку.
У каждого хореографа, работающего с глухими, вырабатывается свой подход. Инна сначала продумывает все движения будущего танца. После «прослушивания» музыкального сопровождения разбирает с детьми песню, если нужно, показывает картинки:
– Когда мы ставили танец «Страусята», я нашла в Интернете фотографии страуса, потом мы стали изображать, как он ходит, как себя ведет. Выучили слово «страус» – дети его не знали. Затем начали продумывать костюмы, каждый нарисовал свой вариант. Когда вырастут, я им покажу эти рисунки, – смеется Инна.
Костюмы здесь шьют сами, а помощи спонсоров всегда очень рады.
Получается, что танцуют дети фактически по памяти – и в тишине. Когда номер выучен, руководительница уже не танцует вместе со всеми, а только жестами ведет счет, на который дети ориентируются. При этом Инна делает минимальное количество движений – уверена, что самостоятельность ребятам на пользу.
Многократные повторения – без этого не обойтись. Если каждое занятие не повторять уже выученный танец, его очень быстро забудут – такова специфика обучения глухих детей.
НА СЦЕНЕ – ВЕСЕЛО!
Еще одна особенность – детям с врожденным нарушением слуха нередко трудно дается ориентация в пространстве, координация движений. Почему так?
– Попробуйте закрыть плотно уши и, например, перейти дорогу. Как тут сориентироваться? Мне даже сон такой иногда снится: со всех сторон едут машины, а я их не слышу, и все на меня смотрят… Наверное, глухому так тяжело и приходится, – говорит Инна.
Танцы как раз учат широте и правильности жеста, контролю над собственными движениями. Даже элементарные танцевальные па поначалу даются непросто. Нередко дети сильно сутулятся, смотрят в пол, ходят шаркающей походкой. Руководительница старается донести до них, что любое движение должно быть грациозным, что танец – это красиво, это радость, улыбка, правильная осанка.
Меняют ли танцы детей? Инна считает, что да. Занятия танцами подтягивают, дисциплинируют, приучают к опрятности в одежде, прическе, во внешнем виде в целом. Хореограф подчеркивает, что перемены в детях к лучшему – это работа всего коллектива, каждый учитель и воспитатель, даже повар вкладывают частичку себя.
Со своей стороны Инна старается преодолеть в детях некое иждивенчество, нередко присущее людям с инвалидностью, – отношение к окружающему миру в стиле «все мне должны».
– Никогда не забуду, как мы готовили первый танец, – говорит руководитель ансамбля. – Я им говорю: будем выступать! Они: а подарок будет? Если нет, не станем танцевать! Я все думала, ну как же это искоренить? Стараюсь научить их себя отдавать, а не ждать и не требовать чего-то от других. Поработай на сцене, сам подари эмоции!
Если сейчас во время репетиций кто-то один заводит речь о подарках, остальные дети останавливают его, жестами говоря: надо дарить любовь! А на вопрос, что есть лучший подарок, хлопают в ладоши – аплодисменты. Но когда получают призы, все равно очень радуются.
Примечательно, что дети не боятся выступать в больших залах. Инна объясняет это просто. Откуда слышащий ребенок знает, что на сцене страшно? Это сказали или дали понять педагоги, родители, сверстники. Упадешь, споткнешься – будут смеяться… Эта боязнь, как и многие другие, навязана извне. А своим воспитанникам Инна всегда объясняет, что на сцене хорошо, радостно, все хлопают. Без багажа страхов дети с радостью идут выступать.
ПРОНЕСТИ С СОБОЙ УЛЫБКУ
Мир глухого человека, как ни странно это звучит, имеет свои плюсы – так считает наша собеседница. До него, например, в последнюю очередь доходит негативная информация, в потоках которой вынужден жить слышащий ребенок. А у этих детей особенный, тихий мир. И все же…
Ребятам из старшей группы «Розы ветров» по 17–19 лет. Красавицы девочки, среди них статный юноша Максим. У них есть совместный номер – Максим поет руками, а девочки исполняют в это время танец. Их номер в этом году победил в республиканском конкурсе музыки и искусств среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем!». А номер еще двух участниц коллектива Екатерины и Наташи – в республиканском конкурсе жестовой песни. Они руками спели известную песню «Ворона», да так, что зрители не могли сдержать слез. Потому что девушки словно выразили крик глухого человека к слышащим – поймите, что я тоже человек, ко мне надо относиться как к равному! Хоть я не слышу физически, но слышу душой и вижу, когда на меня показывают пальцем, отворачиваются в магазине, не берут меня на работу, потому что я глухой.
…Общаясь, Инна постоянно жестикулирует, говорит эмоционально, громко, глаза горят. Она со смехом рассказывает, что при общении люди, не знающие о ее работе, сначала пугаются – что за странная дама? Но таков отпечаток профессии.
– А я никак иначе, кроме как на эмоциях и жестами, не могу глухому ребенку рассказать, каким нужно быть в танце, на сцене. Все должно быть наглядно. На фестивалях, конкурсах мне всегда говорят: у них улыбка не сходит, пока не станцуют. Я считаю, так и должно быть. И в жизни тоже – с улыбкой!