Все каналы ведут на www.rt-online.ru
В эти дни, когда редакция отмечает 95-летний юбилей, сайт газеты тоже справляет свою знаменательную дату – www.rt-online.ru уже 11 лет в Интернете.
Читать, слушать, видеть
По нынешним меркам, 11 лет – это даже для печатного издания срок немалый, а в Интернете так долго живут только самые успешные ресурсы. За это время мы успели несколько раз обновить дизайн сайта и поменять систему его управления. Последняя реконструкция, связанная с переносом на новый «движок» и хостинг всего архива (более 10 гигабайт информации), оказалась самой трудной и болезненной. Зато сейчас у обновленного веб-сайта появились хорошие перспективы для развития.
В последнее время много говорят о конвергенции СМИ или о кроссмедийной журналистике, то есть о слиянии различных каналов подачи информации. Сюжетная связь между разными по формату материалами на нашем сайте открывает новые возможности. Посетители могут теперь не только читать, но еще слушать и видеть контент сайта, подключаяcь к модулям видео– и фоторепортажей. Можно также размещать ссылки на понравившиеся статьи в популярных социальных сетях, выставлять оценки и оставлять комментарии, самые интересные из которых публикуются и в бумажной версии.
Но правила игры в Сети стремительно меняются. Не успевают CEO-оптимизаторы, занимающиеся продвижением сайтов, настроить свои веб-ресурсы, как поисковые монстры Яндекс и Google на ходу придумывают новые алгоритмы выдачи поисковых запросов. Причем эти алгоритмы все больше монетизируются и подгоняются под интересы коммерческих сайтов. Кто платит, тот и заказывает Яндекс. И уже неважно, какая у вашего сайта посещаемость, индекс цитирования, наличие оригинального и эксклюзивного контента, выкладывай денежку – ваш ресурс раскрутят и выведут в лидеры.
Это только кажется, что интернет-издание не требует особых затрат, дескать, заплатил за адрес во Всемирной паутине и – вперед, завоевывать сетевые просторы. Так было лишь на заре Интернета. Производство электронного медиаресурса, как и выпуск печатного издания, – это определенный технологический процесс. Все примерно представляют, как издаются газеты и журналы. Журналисты пишут статьи, редакторы подписывают их в печать, верстальщики формируют номер… Далее в типографии печатается тираж, служба доставки доносит его до почты и в киоски, и, наконец, почтальоны и газетные киоскеры доводят продукцию до конечного потребителя.
Аналогичные службы существуют и для электронных изданий.
Прежде чем разместить материалы на сайте, необходимо адаптировать их под требования Интернета, чтобы они нашли там своего читателя. Сетевые СМИ не должны быть простой копией печатной версии газеты или журнала, у них все другое: и оформление, и форма подачи, и стилистика, и технические параметры…
Интерес к Татарстану растет в геометрической прогрессии
Мало написать умную и потенциально востребованную обществом статью, нужно, чтобы читатель еще смог ее увидеть. Как показывают исследования, лишь 7 – 9 процентов посетителей заходят на сайт из закладок своих браузеров. А остальные? Через поисковые системы. В России прежде всего – через Яндекс и Google, которые и правят бал в Сети.
К счастью, не все и не всегда измеряется деньгами. Объективно, в силу возрастания роли и значимости Республики Татарстан, формирования ее узнаваемого имиджа, в мире растет внимание к нашей республике. Ежемесячно в поисковом окошке Яндекса запрос «Татарстан» появляется более 500 тысяч раз. Google подобных подсчетов не ведет, однако статистика данного запроса показывает, что он имеет устойчивую тенденцию роста и на американском поисковике, причем в геометрической прогрессии. Веб-сайт www.rt-online.ru занимает третью (информация о газете в Википедии) и четвертую строчку в Яндексе (главная страница сайта), уступая лишь официальному порталу Республики Татарстан и сайту Правительства РТ. В Google мы занимаем четвертую позицию, то есть сайт уверенно входит в топ-5 обеих поисковых систем.
Получается, что рост интереса к нашей республике автоматически увеличивает интерес и к нашей газете. Надеемся, что существует и обратная связь: популярность газеты, которую просматривают в Сети посетители из более 30 стран, работает и на имидж Республики Татарстан.
«Сетевые войны» и газетные архивы
Мы вступили в эпоху «сетевых войн», причем не только техно-коммерческих, но и информационных. Блоги – новое явление в жизни сетевого медиасообщества. Популярность блогеров и их ЖЖ (Живых Журналов) стремительно растет на фоне некоторого снижения интереса к традиционным СМИ, особенно официальным. Надо отдать должное «народной журналистике» – она занимает свою нишу в сетевом медиапространстве и освещает те события, за которыми профессиональная братия не всегда поспевает.
Но иногда популярность приобретается очень легко! Закинул в свой блог две-три эпатажные заметки на злобу дня (причем используя контент традиционных СМИ) и потирай руки, ожидая наплыва посетителей. И, как ни странно, ожидания часто сбываются. Боюсь, что в Россию возвращается мода начала XX века, когда каждый был хоть «немножко марксистом» и считал свои долгом тем или иным образом продемонстрировать свою «революционность». Бывает, что усилия профессионально подготовленного журналистского коллектива, потом и кровью добывающего объективную и востребованную обществом информацию, перечеркиваются одной ехидной фразой «бунтаря-блогера», удобно устроившегося в своем домашнем кресле…
Однако у солидных интернет-изданий есть своя козырная карта, ее нет и по определению быть не может у блогеров и коммерческих сайтов, которые так агрессивно рвутся в первую десятку выдач поисковых запросов. Справедливости ради следует заметить, что Яндекс и Google любят архивы. Точнее, не архивы, а регулярно обновляющийся контент. Чем больше на сайте оригинальных страниц, тем лучше. Поисковики их охотно индексируют. А написание новых статей – это ежедневная профессиональная обязанность журналистов. Здесь наши задачи и требования Яндекса совпадают абсолютно. Если мощь России произрастает регионами, то сила интернет-изданий прибывает с пополнением их архивов.
Есть у нас давняя мечта (и она, похоже, уже начинает сбываться): оцифровать и вывесить на сайте архив всех номеров, которые хранятся в нашей редакционной библиотеке. Есть интереснейшие материалы, связанные, например, с созданием Татарской АССР, репрессиями 1937 года, Победой 9 мая 1945 года…
Технологии перевода газетного архива «на цифру», в принципе, уже отработаны, основное оборудование в редакции имеется. Надеемся, что в скором времени на сайте будут размещены первые тестовые материалы из старых бумажных газет.