В Елабуге создан отряд пожилых добровольцев, которые помогают своим ровесникам.
Волонтерам за 70. А некоторым – и за 80 лет. Но они постоянно в движении и говорят, что на пенсии жизнь только начинается. Их подопечные – кто старше, кто и младше, но в любом случае это люди в силу разных причин менее крепкие и активные, нуждающиеся в помощи.
Отряд «Социальный друг» образовался осенью прошлого года из участников клуба «Долголетие», который уже девятый год действует при елабужском центре социального обслуживания населения «Доверие». Пожилые люди здесь общаются, поют, танцуют, шьют костюмы для выступлений – ездят с концертами в социальные учреждения города. А у самых активных, энергичных появились еще и свои подшефные.
Чтобы действовать вместе, энтузиасты и объединились в добровольческий отряд. По праздникам, например, организуют коллективные поздравления своих подопечных. Для человека, по состоянию здоровья запертого в четырех стенах, такое домашнее представление – настоящее событие. «Тимуровцы» своими руками готовят подарки, например, на 8 Марта дарили вязаные цветы.
В общем, волонтеры хотят хоть немного заразить подопечных своим бодрым настроем. Они повторяют, что движение – это жизнь, и интересуются этой жизнью во всех ее проявлениях. Ходят на выставки, концерты, путешествуют! Вместе ездят на Черноморское побережье, на соленые озера и даже за рубеж. «Они у нас как заграничные пенсионеры», – гордятся активистами в «Доверии».
Подопечным волонтеры стараются в меру своих тоже уже немолодых сил помогать по дому. Например, Зинаида Сайфуллина ухаживает за 90-летней бабушкой, у которой нет родных, и за соседкой по подъезду Анной. Ей всего 50 с небольшим, но из-за болезни стала инвалидом первой группы. Все, что может для себя сделать, – это поднять стакан воды. Близких днем дома нет, и тут на выручку приходит Зинаида Елисеевна. Прийти по любому звонку, поставить чайник, достать таблетки – ее каждодневные обязанности. Анна не представляет, как бы она жила без сердобольной соседки.
Но все-таки на вопрос, что важнее – бытовая помощь или общение, волонтеры в один голос отвечают, что второе. Их подопечные – чаще всего люди очень одинокие, и возможность просто с кем-то поговорить ценят как никто другой. А порой добровольцам приходится выступать и в роли «подушки безопасности». Валентина Храмошина, например, стала завсегдатаем и желанным гостем в доме пожилой супружеской пары: им трудно находиться постоянно в замкнутом пространстве, потому порой на ровном месте вспыхивают ссоры. Валентина Аркадьевна их отвлекает, уговаривает, успокаивает, даже развлекает. «Я им как таблетка», – смеется она.
Ну а что же дает это шефство самим волонтерам? Что ими движет?
– Для нас это тоже общение. И радость, что человеку чем-то немножко помогли, – говорят они. Есть и чему научиться у подопечных. Валентина Аркадьевна, например, учится у знакомой бабушки татарскому языку.
…Тете Гране в апреле исполнится 95 лет. Живет одна, дети давно разъехались. Женщина она боевая: однажды даже задержала грабителя. Открыла дверь на стук, а вошедший мужчина сбил ее с ног, сгреб все продукты из холодильника и собирался бежать. Но тут тетя Граня очнулась, крепко ухватила его за ноги и стала звать на помощь соседей. Те прибежали и скрутили разбойника. Глафира Терентьевна с молодых лет такая.
– Ох, я и бойкая была! – вспоминает бабушка. – Работала в колхозе, по два-три трудодня вырабатывала! У меня лошадь была серая: нагрузишь на телегу три с половиной центнера зерна, а мешок еще на себе тащишь, чтобы лошади полегче было. Я и сейчас любую лошадь запрягу, мне вся эта работа знакома.
Но это, конечно, тетя Граня старается бодриться: с возрастом сил не прибавляется. К тому же ее квартира в частном секторе неблагоустроенная. В этом доме время словно остановилось: нет водопровода, зато есть старинные ковры и зеркала, пожелтевшие фотографии лежат под стеклом на комоде. Вот ее отец в форменной фуражке – до революции он служил начальником елабужской почты. Вот мама, которая назвала дочку в честь знаменитой елабужской купчихи и благотворительницы Глафиры Стахеевой. Бабушка рассказывает нам много интересного, память у нее отличная, можно писать мемуары. А когда мы уходим, смотрит на нас задорно и говорит:
– Какие же вы красивые, девчонки, эх, была бы я парнем!
Потом, уже серьезнее, советует: «Со своим мужиком не надо ругаться. Пока он сердится – уйди из избы, а потом заходи. Он опять ласковый будет!» А провожая до порога, Глафира Терентьевна говорит: главное, чтобы Бог в сердце был.
А я, уходя, подумала: те, кто, казалось бы, больше всех нуждается в помощи, и сам способен поддержать. Поделиться мудростью, стать примером жизнелюбия.