А еще был случай…

Полтора года назад, 19 ноября 2010-го, наша газета статьей «Нормальные герои всегда идут ва-банк» открыла рубрику «А еще был случай…». Под нею на протяжении всех этих месяцев наши читатели рассказывали о самоотверженных поступках людей в экстремальных ситуациях, свидетелями или участниками которых им пришлось стать.

Автор статьи: Евгений УХОВ

Полтора года назад, 19 ноября 2010-го, наша газета статьей «Нормальные герои всегда идут ва-банк» открыла рубрику «А еще был случай…». Под нею на протяжении всех этих месяцев наши читатели рассказывали о самоотверженных поступках людей в экстремальных ситуациях, свидетелями или участниками которых им пришлось стать.

Авторы заметок не только воспроизвели детали прогремевших в свое время на всю республику чрезвычайных происшествий, но и вспомнили множество не «резонансных», но запомнившихся им на всю жизнь трагических, а порой и комических эпизодов из повседневной жизни. При этом назывались имена и фамилии людей, мужество и самоотверженные действия которых сохранили немало человеческих жизней. Надеемся, что тех из них, кто здравствует поныне, эти публикации порадовали.

Сегодня мы подводим итог совместной работы читателей и газеты, оказавшейся весьма плодотворной. Она не только вызвала интерес, но заставила еще раз поразмышлять над важным вопросом, который, наверняка, каждый не раз задавал себе сам. Почему в одних случаях смелый человек становится трусом, а слабый, наоборот, совершает отчаянные, безрассудные поступки? Готов ли каждый из нас в минуту смертельной для себя и окружающих опасности расчетливо, без паники, не впадая в шок и ступор, противостоять внезапному, жестокому испытанию? Хотя, конечно, избавь нас Боже попасть в такие переделки!

«Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле», заявил в свое время Людвиг Фейербах. Приведу лишь несколько документальных примеров, подтверждающих тезис философа-материалиста.

В декабре 1995 года «Икарус» с «челноками», следовавшими в Польшу, на трассе Казань – Зеленодольск подвергся нападению пятерых вооруженных бандитов. После налета в салоне остались четверо раненых. Один из них, 40-летний майор запаса Владимир Погорелый, как оказалось, смертельно.

Я встретился с его вдовой, Людмилой, вскоре после похорон мужа. С той жуткой ночи она жила, словно в кошмарном сне: скорбные хлопоты, поминки, вызовы к следователю… Иногда встречает бывших попутчиков по тому злосчастному рейсу, свидетелей гибели мужа – они живы, здоровы и, похоже, уже забыли: потому и живы, что ее Володюшка не жив.

Они не первый раз ехали с мужем (до того он служил в Казанском высшем командном артиллерийском училище) по маршруту Казань – Варшава – Казань в частном автобусе гражданина Польши. Поездки устраивала посредническая фирма «Алан». Старенький автобус не был приспособлен к длительным междугородным перегонам – обычные кресла в два ряда, на которых люди в течение всего «круиза» сидели, ели, спали в тесноте и неудобствах. В день отъезда водитель Янек намного опоздал, поэтому вместо полудня тронулись уже в потемках.

Не проехали и десяти километров, как автобус резко затормозил, в свете фар возник человек с полосатым жезлом. Едва водитель открыл переднюю дверь, как в салон ворвались какие-то люди в масках-чулках с автоматом и пистолетами в руках. Сразу же стали истерично кричать: «Суки! Руки за голову, на пол, к стене!» Сидевший впереди представитель фирмы попытался вступить с ними в переговоры, но получил пулю… Один из бандитов, колотя сидевших палкой по головам, ринулся на заднюю площадку, где среди багажа расположились Погорелые и еще несколько мужчин и женщин. «Руки за голову!» – снова заорал он. Майор медленно сцепил на затылке пальцы.

«Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле»

Пока у пассажиров изымали ценности и деньги, Янека вытащили из кабины, и один из налетчиков сел за руль. Видимо, они хотели отогнать автобус с оживленной трассы куда-нибудь в лесок. Но двигатель не заводился! Налетчики занервничали. Воспользовавшись моментом, Погорелый выбросил руки вперед, повалил стоящего перед ним бандита, пытаясь вырвать у него пистолет. Они катались по площадке, а Людмила, схватив подвернувшуюся под руку доску, совала ее растерявшимся мужчинам: «Помогите же Володе!» Мужу, наконец, удалось завладеть оружием. Он поднялся во весь рост, вскинул ствол, но выстрела не последовало: пистолет был на предохранителе. Эта секунда все и решила: тот, с автоматом, державший под прицелом салон, нажал на спусковой крючок…

Она увидела на светлом мужнином свитере рваные красные дыры. Володя повалился на пол, выронив на сиденье пистолет. Но люди в масках уже спешно покидали автобус, Янек врубил скорость и помчался вперед к Зеленодольску. По пути им попался патруль ГАИ. Узнав, в чем дело, милиционеры включили «мигалку» и сопроводили автобус до городской больницы. Владимир вышел из машины своими ногами, но белый, как полотно. Выяснилось, что еще один мужчина ранен в ногу. Погорелого положили на операционный стол – пули разворотили грудную клетку, живот. Нужна была донорская кровь, но ее в запасе не оказалось. Кровью поделились медсестра, милиционеры, кто-то из попутчиков. Операция длилась около семи часов, но Владимира спасти не удалось…

Мне до сих пор не дает покоя мысль. В автобусе было семеро мужчин, но лишь один вступил в схватку с бандитами и, завладев оружием, готов был стрелять. Конечно, военная выучка, недюжинная сила, настоящий мужской характер. Встав во весь свой немалый рост, он заслонил собой от пуль спутников. И, скорее всего, спас жизнь всем: кто знает, оставили бы бандиты ограбленных «челноков» живыми свидетелями?

А остальные что же? Кто-то забрался под матрац, кто-то юркнул на ступеньки у задней двери, накрывшись дощатым щитом, кто-то просто оцепенел от страха. Что толку судить: случилось так, как случилось, и пусть у каждого это останется на совести. Одна деталь: вернувшись наутро в Казань, некоторые участники ЧП тут же поменяли билеты и укатили в Варшаву следующим рейсом…

Спустя пять лет на паромной переправе Сорочьи Горы произошла еще одна автобусная трагедия, куда более жертвенная. Рейсовый «ПАЗ», следовавший по маршруту Казань – Базарные Матаки, на спуске к парому сорвался в Каму и лег на дно. Его салон с плотно закрытыми окнами превратился в братскую могилу для десятерых пассажирок, младшей из которых исполнилось 17. Кроме израненного водителя, выпрыгнувшего в последний момент из кабины, чудом спаслась лишь одна пассажирка – 38-летняя учительница географии Мокрокурналинской средней школы Галина Хайбуллина.

Несколько дней спустя автор этих строк встретился с той, которая могла стать 11-й жертвой рокового рейса. В сельском доме было жарко натоплено; женщина, казалось, еще не отогрелась после той страшной ледяной купели. Разложила передо мной веером семейные фотографии, где она с мужем, сыном Русланом и дочерью красавицей Дианой. Снимки покоробились от влаги, с них сошел глянец – в тот страшный день они были с ней в сумочке, которую спасатели подняли со дна реки вместе с автобусом. Можно сказать, фотографии с того света… Кто знает, может именно они и стали ее спасительным талисманом?

– Я слышала, как ругается шофер – он не мог затормозить, – медленно подбирала слова собеседница. – Автобус, набирая скорость, летел под уклон. Потом – страшный удар! По салону словно смерч прошел: люди, баулы, сумки – все смешалось. Женщины колотились и скреблись в окна, кричали, но их уже захлестывала вода. Я сидела на предпоследнем сиденье, поэтому она накатила на меня не сразу – у заднего стекла образовалась воздушная подушка. Изо всех сил я пинала каблуками заднее и боковые стекла, но не могла их разбить. Полоска воздуха становилась все тоньше – не больше нескольких сантиметров, наверное. Глотнув последний раз воздуха, ушла под воду и стала выдавливать форточку. Чувствую, поддается! Уже захлебываясь, перевернулась ногами вперед и начала протискиваться в отверстие. Не могу объяснить, какая сила вытолкнула меня наружу?

Плаваю я плохо, намокшая одежда сразу же потянула меня на дно. В этот момент с катера, стоявшего у пирса,  бросили спасательный круг, и я вцепилась в него, что называется, мертвой хваткой. Когда матросы затащили меня на палубу, они еле разжали пальцы! В каюте меня переодели во все сухое, напоили горячим чаем.

Автобус вскоре подняли, и я увидела, что из той самой форточки торчит чья-то рука. Вспомнила, что в последний момент, когда выдавливала стекло, что-то мягкое, похожее на волосы, обволокло мою руку. Может быть, кто-то еще пытался выбраться вслед за мной? Господи, никогда мне не забыть этот ужас!..

В автобусе было семеро мужчин, но лишь один вступил в схватку с бандитами и, завладев оружием, готов был стрелять

Глядя на статную, отнюдь не манекенных габаритов женщину, я никак не мог представить, как ей удалось протиснуться в узкую форточку. Вот что значит не падать духом, не терять рассудка и хвататься за жизнь до последней возможности!

Когда Хайбуллина вышла проводить меня до калитки, за нами увязался огромный мохнатый пес по кличке Граф. По словам домочадцев, в тот день он не находил себе места – сбежал со двора и метался по шоссе как угорелый. Видать, собачье сердце-вещун первым почуяло беду…

Слава Богу, подобные испытания достаются далеко не каждому. Куда чаще возникают ситуации, когда спасать приходиться не себя, а других. Правда, и в таких случаях очевидцы ведут себя по-разному: кто – в драку, а кто-то – в кусты.

Несколько лет назад довелось познакомиться в Казани с супругами Иванычевыми, которые задержали уличного разбойника, можно сказать, методом семейного подряда. Направляясь в гости, супруги не предполагали, что вместо застолья им предстоит участие в поимке преступника. Михаил Анатольевич вышел из подъезда первым – выбросить пакет в мусорный контейнер. И тут увидел, как парень вырвал сумочку из рук женщины и пустился наутек! Он за ним – догнал, свалил на землю, скрутил. Вышедшая следом Надежда Анатольевна, увидев мужа, сидящего верхом на неизвестном мужчине, по мобильнику связалась с сыном – оперуполномоченным уголовного розыска Авиастроительного РУВД. Через несколько минут тот прибыл на место происшествия и профессионально завершил начатую отцом операцию по обезвреживанию грабителя. Внештатные помощники милиции были награждены главой МВД РТ именными часами.

Похожий «групповой захват» совершили жители подъезда дома № 17 на проспекте Победы. Возвращаясь с работы, сварщик строительной фирмы Фанис Нургалиев зашел в подъезд и услышал из поднимающегося лифта отчаянный детский крик: «Помогите!» Бросился вверх по лестнице. Лифт остановился на пятом этаже, из него выскочила 13-летняя соседская девочка, следом за ней незнакомый рослый парень. Все произошло так неожиданно, что они столкнулись, да так сильно, что оба свалились на площадку. Парень ударил сварщика по лицу, вырвался из его рук и побежал вниз. На втором этаже путь ему преградила лифтерша Валентина Смирнова, которая прижала его к перилам. Подоспевший Фанис болевым приемом заломил парню руку за спину. Все участники этого инцидента оказались на высоте, включая девочку – когда верзила стал приставать к ней в кабине, она, как учили на уроках ОБЖ, изо всей силы пнула его в пах.

Не растерялся, повел себя по-мужски и пятиклассник Андрей Монахов из Казани, который летним вечером вытащил из озера в городском парке Победы 11-летнюю девочку. Две подружки, не рассчитав силенок, заплыли метров за двадцать на глубину и начали тонуть. Увидев беспомощно барахтавшихся, зовущих на помощь девчонок, Андрей не мешкая (в отличие от столпившихся па берегу взрослых) бросился в воду и устремился к ним. На его глазах одна из девочек скрылась под водой – он поднырнул под нее, схватил за руку и, вытащив на поверхность, отбуксировал горе-купальщицу па песок. Юного спасателя взрослые коллеги из МЧС поощрили велосипедом и футбольным мячом. А вот обещанных именных часов от министра он так и не дождался.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще