Довольно необычный для Татарстана пейзаж встретил нас в Лениногорском районе по пути в село Куакбаш – дорога серпантином закрутилась меж возвышенностей. По сути, это уже Уральские горы, перед нами Бугульминско-Белебеевская возвышенность.
Пока любовались причудливо изрезанными вершинами, не заметили, как въехали в Куакбаш. Словно в большом котле, уютно расположилась здесь деревенька с ровными рядами припорошенных снегом домов, устремленным в небо минаретом старинной мечети, маячащим вдали лесным массивом. До сей поры сохранилось его старинное название – Боярский лес.
ГОРЯЧАЯ КРОВЬ И «ОТЧАЯННЫЕ» ГЕНЫ
История Куакбаша, как гласят официальные документы, начинается с двадцатых годов восемнадцатого века. Но местные краеведы утверждают, что прошлое их села гораздо древнее и связано оно с Иваном Грозным. Еще в XVI веке в глухие, сплошь покрытые лесами и густыми кустарниками края бежали те, кого не устраивал жестокий царский режим, кто не хотел менять свою религиозную принадлежность. Позже к этим бунтарски настроенным людям примкнули скрывавшиеся от царского возмездия участники пугачевского восстания. Горячая кровь и «отчаянные» гены сыграли, очевидно, свою роль – в дореволюционные времена Куакбаш называли деревней конокрадов и разбойников.
– Неподалеку как раз проходил торговый путь, и некоторые местные жители действительно разбойничали, захватывая обозы, – рассказывает руководитель управления сельского хозяйства и продовольствия Лениногорского района Дамир Миннибаев. – В свое время Красной армии пришлось изрядно попотеть, чтобы установить в Куакбаше свою власть, потому что село считалось белогвардейским оплотом и не хотело сдаваться большевикам. А еще его жители были активными участниками известного в 20-е годы прошлого века вилочного восстания крестьян. Так что свободолюбия у них всегда было в избытке.
Сегодня Куакбаш – крепкое и процветающее хозяйство. А народ здесь замечательный. И это объективная характеристика, я ведь приезжий, из Казани, так что мне со стороны виднее.
Дамир Миннибаев высоко отзывается об этом хозяйстве, работающем без инвесторов, самостоятельно, и тем не менее настолько успешном, что его ставят в пример другим. На базе ООО «Маркс» нередко проводятся сельскохозяйственные семинары, в которых участвуют не только специалисты района и республики, но и представители соседних регионов. Во владении хозяйства свыше пяти тысяч гектаров земли, из них около четырех тысяч занимает пашня. Но земля эта непростая, требующая постоянного ухода и заботы.
В далекие послереволюционные годы, когда по стране прокатилась волна коллективизации, в Куакбаше был организован колхоз. Не мудрствуя лукаво ему дали имя Карла Маркса. Шли годы, сменялись десятилетия, а Маркс в татарстанской глубинке по сей день здравствует. Сегодня хозяйство возглавляет молодой талантливый руководитель Ильяс Ганиев.
– Я родом из Куакбаша, в свое время окончил Мензелинский совхоз-техникум, потом Казанский сельхозинститут (академию), – рассказывает Ильяс Минахтамович. – Получил специальность агронома. Про меня можно сказать, что я – человек от земли и судьбу свою связал с ней. Возглавляю хозяйство с 2000 года. Мои земляки – очень работящие люди. И прямодушные, если что не понравилось – тебе в глаза скажут. Я к ним всегда прислушиваюсь.
ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ
– Вы видели, какие у нас поля? – продолжает свой рассказ Ильяс Ганиев. – Горы кругом. Да и нефтяники в свое время землю изрядно подпортили. Так что без удобрений тут ничего не вырастет. Только благодаря их умелому применению получаем хорошие урожаи.
Хозяйство наше в основном животноводческое – молочного и мясного направления, в стаде более 1200 коров, из них триста дойных. В среднем от коровы получаем четыре тысячи литров молока за год. От главного правила успешного животноводства – скотина должна быть сытой – никогда не отступаем. Вот сегодня обеспечены кормами на два года вперед. Еще и соседям помогаем.
Проблемы? Да их на селе всегда хватает. Особенно сельчан волнуют закупочные цены на молоко. Они считают, что их нужно повысить.
– В среднем сейчас цена за литр – 13 рублей 80 копеек, – рассуждает Ильяс Ганиев. – В принципе, это хорошая цена, но она будет падать. Поэтому для полного счастья, как говорят, хотелось бы иметь 18 рублей. Это помогло бы нам существовать без субсидий.
Хорошие отношения сложились с директором Лениногорского молзавода Робертом Фаткуллиным. Никаких нареканий к нему нет, работает с пониманием, кредитует нас в случае необходимости. И мы тоже никогда не подводим, когда переработчикам молока трудно.
В нескольких километрах от Куакбаша расположены знаменитое Ромашкинское месторождение нефти и знаковая скважина номер три, ставшая родоначальницей татарского «черного золота». Но жители села утверждают, что первые его тонны были добыты на их земле.
Сегодня в Куакбаше также работают нефтяники из НГДУ «Лениногорскнефть», среди них более 80 сельчан. Ильяс Минахтамович признается, что это лучшие кадры – ведь у нефтяников и зарплата выше, и социальных льгот больше. Однако и в ООО трудятся не менее надежные и замечательные люди, многие целыми династиями. И заработки у них неплохие – все зависит от таланта и старания. Взять, к примеру, Сахаповых: Ахат, Асхат, Фаит, Альфия, Альбина – всех и не перечислишь. Асхат – один из лучших трактористов-комбайнеров в хозяйстве, про таких говорят: работает как вол. За минувшее лето он сумел заработать, в том числе помогая в уборке урожая соседям из Оренбургской области, около пятисот тысяч рублей. Его жена Альфия – одна из лучших телятниц в хозяйстве.
ВСЕ РАССКАЖЕТ И ПОКАЖЕТ МАМДУДА-ХАНУМ
Глава Куакбашского сельского поселения Минниахат Шарапов, как и Ильяс Ганиев, родом из этих мест. Свою землю и сельчан знает, как говорится, «от» и «до». Часами готов рассказывать про них, описывать местную природу. Минниахат Минвалеевич еще помнит те времена, когда местная речка Кувак (приток Шешмы) была полноводной и рыбной. Мальчишки частенько просиживали на берегу с удочкой и никогда не возвращались домой без улова.
Издавна здешние места облюбовали сурки – милые беззащитные животные, очень любимые местным населением. Нередко по утрам или вечерам зверьки выстраиваются возле своих норок, складывают лапки, словно намаз читают. Когда-то сурки были занесены в Красную книгу РТ, но несколько лет назад их оттуда вывели, посчитав, что животных развелось достаточно. Если бы у Куакбаша был свой герб, на нем обязательно бы значился сурок.
Никто так хорошо не знает историю родного края, как Мамдуда Суфияновна Валиуллина. О своем имени она с гордостью говорит, что так звали мать Габдуллы Тукая. Она уже давно на пенсии, а когда-то преподавала в родном селе русский язык и литературу. Почитай, все взрослое население села училось у Мамдуды-ханум. Да и сейчас чуть что – за советом к ней идут, особенно по вопросам старины. По ее мнению, название села происходит от кустарников и дремучих лесов, которых некогда в округе было очень много. «Баш» – это начало. Так и родилось название Куакбаш.
Более всего любит Мамдуда-ханум копаться в родословной своего села – ради этого часами готова просиживать в архивах, перечитывать старые книги и документы, составлять генеалогические древа. С гордостью пожилая женщина сообщила нам о том, что в Куакбаше в свое время проживал известный татарский поэт и мыслитель, один из руководителей движения абызов (абыз – просвещение. – Авт.) Габдерахим Утыз-Имяни. Он родился в 1754 году в деревне Старо-Кадеево (Утыз Имян) ныне Черемшанского района, умер в 1834 году, похоронен в деревне Тимяшево (Ромашкино) Лениногорского района.
Образование Утыз-Имяни получил в одном из лучших по тем временам медресе Каргалинской слободы под Оренбургом. Затем он совершенствовал знания в Бухаре, Герате, Кабуле, Балхе. Утыз-Имяни – автор свыше ста произведений на татарском и арабском языках, им написаны трактаты по философии, мусульманскому богословию, филологии, комментарии к книгам, а также десять поэм, самые известные из которых – «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Дары эпохи», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Важнейшие проблемы эпохи». В них наряду с религиозными рассматриваются и морально-этические проблемы. Вообще считается, что творчество Утыз-Имяни – яркое свидетельство поворота татарской литературы от религиозно-дидактических к социальным проблемам, демократизации языка и стиля произведений. Большая часть трудов Утыз-Имяни сохранилась в рукописях, находится в отделе редких книг и рукописей библиотеки Казанского университета.
– Мы гордимся, что именно Утыз-Имяни организовал в нашем селе первое медресе, – рассказывает Мамдуда Суфияновна. – Это случилось в 1822 году, и сам же он здесь преподавал. Здание медресе не сохранилось, о нем сегодня напоминает лишь возвышенность, где оно располагалось. Свою дочь Бибиджамал Утыз-Имяни выдал замуж за одного из шакирдов, у нас сохранилась могила этого человека. Полагаю, что род Мряса – один из самых больших и именитых в Куакбаше, имеет прямое отношение к Утыз-Имяни. Мы гордимся, что причастны к этому великому человеку. В школьном музее самое почетное место занимают документы об Утыз-Имяни. И я всегда рассказываю ребятам об этом великом человеке, чтобы помнили, учились у него. Он ведь был не только учителем и религиозным философом, но и немножко революционером, бунтарем, выступал против всевозможных религиозных притеснений того времени. Например, был противником самого последнего ночного намаза. Потому что считал: в наших краях летом и ночью бывает светло, совершенной темноты не наступает. Против этого мнения выступили знаменитые религиозные ученые Курсави и Марджани.
Сохранилась легенда о том, что недоброжелателями и завистниками на мудрого Утыз-Имяни в Куакбаше был написан донос. Якобы когда он здесь обучал шакирдов военному искусству, то показывал им, как протыкать штыками соломенные чучела царских солдат. Из-за этого Утыз-Имяни был вынужден бежать…
Габдерахим Утыз-Имяни – автор известного трактата «Порицание чайной церемонии».
Он был сторонником суфизма и строгого соблюдения предписаний Корана и сунны, а потому выступил с критикой обычной чайной церемонии, то есть был против возведения дозволенных деяний в ранг обязательных. Свою позицию Утыз-Имяни подкрепил двадцатью семью негативными последствиями, которые якобы влечет за собой чрезмерное употребление чая. По мнению Утыз-Имяни, увлекаясь чайными церемониями, мусульманин избирает потребительский стиль жизни. В то время как следует думать о более высоких ценностях.
Утыз-Имяни в своих трудах призывает брать от этого мира только то, в чем человек нуждается, но при этом он делает послабление для простолюдинов. Этих людей он сравнивает с детьми, которым трудно удержаться от баловства. Он выступал с осуждением накопительства, говорил о его пагубности и бесполезности. Любимым изречением богослова было выражение, что жизнь – это мост. И на нем не надо жить, его надо только перейти.
Вот такой человек освятил своим проживанием Куакбаш.
Поражает: столько лет прошло, а здесь его помнят и свято чтят, как чтят и многие другие добрые традиции, заложенные предками.