К трагедии на Куйбышевском водохранилище привела в том числе тотальная бесконтрольность работы экипажей судов
Болью в сердце отозвалась трагедия с теплоходом «Булгария» на Куйбышевском водохранилище. Невозможно без содрогания видеть убитые горем лица рыдающих людей, потерявших своих родных, близких, которых с радостью собирали и провожали в туристическое плавание.
Кто бы мог подумать, что при обычной ветреной погоде и волне, безопасной для других проходящих здесь судов, двухпалубный пассажирский теплоход в считаные минуты уйдет под воду, что у него не окажется ни малейшего запаса прочности. Сколько же нужно на всех уровнях допустить преступной халатности, чтобы превратить судно в незащищенную легкозатопляемую посудину, а его каюты и залы – в ловушку для людей! Айсберг потопил «Титаник», жадность, стремление к наживе, безответственность погубили «Булгарию» и людей.
Думая о случившемся, анализируя факты последних лет, приходишь к убеждению, что трагедия теплохода далеко не случайна, имеет глубокие корни. По разным причинам падают самолеты и тонут корабли. Но в последнее время эти причины все чаще схожи – износ воздушных и речных судов. Если четверть века назад мы, рыболовы-любители, фиксировали прохождение по фарватеру Камы грузовых, пассажирских теплоходов, «Метеоров», «Ракет» через каждые 4 – 5 минут, то в последние годы, бывает, и за час не встретишь ни одного судна. А если и проплывают мимо, то не современные теплоходы, а ржавые плавсредства, доживающие свой век.
Для Чистопольского судоремонтного завода начало навигации было в прежние годы праздником. Десятки теплоходов, самоходных барж, сверкающих яркими красками после капитального ремонта, торжественно отправлялись в плавание. Были среди них и новые, только сошедшие с верфей.
Сегодня от судоремонтного завода, кстати, единственного в республике, остались, как говорится, рожки да ножки. Весь приписной флот был приватизирован и переведен в Пермскую судоходную компанию. Предприятие осталось без заказов, не получило должной поддержки и со стороны Казанского речного флота, имеющего многочисленную, но изношенную до предела флотилию. В целом важнейшая отрасль народного хозяйства оказалась в стране разрушенной, суда перестали строить, а имеющиеся эксплуатировали на износ. О какой их надежности можно говорить, если, заполучив теплоход за бесценок или взяв в аренду, хозяева, забыв про ремонт, стремятся выжать максимум «маржи» из его нещадной эксплуатации?
Об этом с горечью поведал мне капитан грузового теплохода, доставившего к нам зерно с Кубани. На все его просьбы хотя бы о частичном ремонте старого судна он получал отказ от хозяев. «Устранять поломки приходится буквально на ходу, и если двигатель не отремонтирую, в следующий рейс вряд ли доплыву до пункта назначения», – сказал он.
Надо ли удивляться при таком отношении к судам, частой смене их собственников, бесконтрольности работы экипажей резкому снижению престижа профессии, безответственности, нарушениям транспортной дисциплины, правил судовладения.
Поразительный и беспрецедентный случай произошел на днях в Чистопольском речном порту. На глазах ожидающих пассажиров экипаж туристического теплохода «Композитор Глазунов» с людьми на борту… спутал причалы нефтебазы и порта, находящиеся в полукилометре друг от друга. При нормальной погоде и освещении, после неоднократных безуспешных попыток подойти к своей причальной стенке судно, порвав удерживающий трос, носовой частью воткнулось в набережную порта.
Пассажирам с билетами и туристическими путевками на руках, длительное время с тревогой наблюдавшим «блуждающий» теплоход, с трудом пришлось перебираться на него.
Говорят, сейчас идет разбирательство происшествия. А ведь все могло закончиться куда трагичней, взломай судно причал нефтебазы или столкнись с бетонной причальной стенкой.
Как говорится, пришли к финалу, дальше плыть некуда.
Знакомый рыбак-любитель, имеющий катер, по поводу трагедии с теплоходом и случая в Чистополе заметил: «За водителями на автодорогах – строгий контроль ГИБДД, за владельцами маломерных судов следит ГИМС. Кто же контролирует техническое состояние больших судов, работу экипажей теплоходов, которым доверена жизнь сотен людей?
Я-то считал, что в наше время речной транспорт – самый надежный и безопасный, а речники – ответственные люди. Теперь так не думаю».