Почему стальной Кролик, а не Юрий Гагарин является для россиян символом 2011 года?
После дуплетной встречи Нового года по обоим стилям, когда у россиян уже более-менее “отвиселись” лица, особенно остро понимаешь, как прав Фазиль Искандер, сравнивший новогоднюю Россию с одним большим Гамлетом: мается и пьет, мается и пьет. Хотя отдельно взятые маленькие гамлеты, коротавшие праздники в горнолыжной деревеньке Куршевель, наверное, другого мнения: отдыхать надо так, чтобы стыдно было рассказать, но приятно вспомнить!
Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Упаси Бог! Это значит бездельничать, изнывать от скуки, “пити и яти” без меры, не получать почту, не читать газет, пребывая в информационном вакууме, охватившем страну, погруженную в бессмысленную, расточительную летаргию? Терпеть набивший оскомину телевизионный поп-контингент, ряженый под длинноухих кроликов. Нет уж, увольте!
И вообще, при чем тут кролики? Указом Президента РФ 2011 год объявлен Годом российской космонавтики – в честь 50-летия полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Празднование этой знаменательной для всего человечества даты заложено в программы ЮНЕСКО и ООН. И только у нас, похоже, ничего такого не заложено. Год уже набирает ход, а СМИ продолжают зомбировать россиян экзотическим металлическим Кроликом (или Котом – кому как нравится), хотя де-юре он наступает несколько позднее. Вы можете припомнить, когда на каком-то новогоднем утреннике, корпоративном “междусобойчике”, телевизионном “Голубом огоньке” мелькнул сферический шлем космонавта? Как бы не так – “крольчатник” сплошь!
Чем объяснить, что символ чуждого, в общем-то, россиянам восточного летосчисления оказался им до такой степени роднее и ближе всемирно любимого Юрия Гагарина, что за всю новогодне-рождественскую десятидневку они о нем и не вспомнили? Может, это в нас от ползучей глобализации?
В директивные январские каникулы, ставшие для многих нудной “обязаловкой”, мы бы, наверно, и дальше маялись и пили, если б не победа российской молодежной сборной на чемпионате мира по хоккею с шайбой! Жаль, что случилась она не в новогоднюю ночь – прямая телевизионная трансляция из США затмила бы все “Бульдог-шоу”, “Ээхх, разгуляй!” и хит-парады вместе взятые. Как играли, да нет же – бились на “пульсации вен” российские мальчишки, повергнувшие в шок и трепет мощных, уверовавших в скорую победу сверстников из Канады! “Смотрите, за две минуты до окончания матча канадские болельщики уже потянулись к выходу!” – эмоциональный выкрик комментатора еще долго будет стоять в ушах, перекрывая стон трибун.
Победа ребят была столь же феерической, неожиданной и дерзкой, как сам гагаринский полет. Не ведая того, они стали “законодателями мод” наступившего года. Что носить? Хоккейную форму! Что дарить? Мировые победы! Модные цвета? Белый, синий, красный – колер государственного флага! Талисман? Золотая чемпионская медаль, а не какая-то там кроличья лапка! Эти атрибуты куда больше соответствуют Году российской космонавтики, чем гастрономические, косметические, астрологические и прочие прибамбасы плейбоевского кролика. А для пятерых татарстанцев из состава юношеской сборной космические ассоциации не из пальца высосаны: они – будущее пополнение “Ак барса”, дважды подряд отстоявшего в КХЛ Кубок Гагарина!
Казань, как известно, прочно повязана с космосом не только успехом хоккеистов. В годы войны “подконвойные” отцы советского ракетостроения Королев и Глушко закладывали здесь основы покорения космических пространств. Волею судьбы и автор этих строк оказался причастен к полету первого космонавта Земли. После школы я работал на казанском заводе п/я № 296 (ныне НПО “Элекон”). Наш инструментальный цех изготавливал пресс-формы и штампы для литейного цеха, откуда детали поступали к “секретным” сборщикам в белых халатах. Хоть предприятие и относилось к ВПК, оборудование было устаревшим. Зимой в ночные смены случалось работать, не снимая полупальто, снег задувал в деревянные транспортные ворота, к промасленному асфальтовому полу липли сапоги. Для меня до сей поры остается загадкой: как можно было в таких условиях изготавливать уникальную космическую оснастку?
Впрочем, об этом стало известно лишь после 12 апреля 1961 года. Помню митинг на заводском дворе, на котором директор Лутфулла Гизатдинов, впоследствии Герой Социалистического Труда, объявил, что “Восток-1” был укомплектован нашими разъемами, поздравил коллектив с трудовой победой, вручил награды и Почетные грамоты (одна такая хранится и в моем архиве).
Вскоре улицу, на которой я жил, переименовали в Гагарина. В августе 67-го мне удалось встретиться с Космонавтом №1 во время советско-японской смены в молодежном лагере “Волга” – Юрий Алексеевич был его почетным гостем. А год спустя на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии болгарские “братушки” с горечью выговаривали нам, членам советской делегации: “Как же вы его не уберегли? С него надо было пылинки сдувать!” Тогда не сдували, теперь уж и подавно: даже в его Год в магазинах не найдешь ни одного сувенирного Гагарина с юбилейной символикой – одни лупоглазые кролики!
Не слишком ли легко мы поступаемся своими национальными символами? Ведь тот пилотируемый орбитальный полет по большому счету оказался первой и последней космической победой советской сверхдержавы. Казалось бы, память о ней должна поддерживаться постоянно, как Вечный огонь в газовых горелках воинских мемориалов. Мог ли юный шлифовальщик с “почтового ящика” в 1961-м, представить, что настанут времена, когда абстрактная календарная зверушка затмит у соотечественников восторг и гордость за Космонавта №1?
Впрямь что-то с памятью у нас стало… Диву даешься, с какой инфантильной непосредственностью перенимаются зарубежные, чуждые нашему менталитету, праздники, обычаи, традиции. Мы, взрослые, до сих пор сами толком не разобрались, чего гуляем 4 ноября, но спросите кроху: “Какой праздник 30 октября?” – он, не задумавшись, ответит: “Хеллоуин”. Этот шабаш вампиров, ведьм и вурдалаков с фирменным аксессуаром в виде выпотрошенной, подсвеченной тыквы давно переплюнул традиционные школьные балы и маскарады. Да что школьники! В этот день даже ночные клубы предлагают посетителям эксклюзивные праздничные программы с участием гламурных упырей, танцующих скелетов и ведьм-стриптизерш.
В одной из специализированных казанских школ “Хеллоуин” прошел под патронатом двух молодых учительниц английского языка. Очаровательные сестры-двойняшки провели “страшное веселье” на английском, совместив, что называется, приятное с полезным, – учащиеся заодно поупражнялись в разговорных навыках. Но если подросткам так хочется ужастиков и страшилок, почему бы не устроить им, к примеру, ночь гоголевского Вия? Вот уж где всякой нечисти тьма-тьмущая! Или костюмированное шоу по мотивам народных сказок, скажем, “Шурале”. Какой простор для воплощения детских и учительских фантазий! И патриотично к тому же.
А возьмите другие инородные традиции, к примеру, День святого Валентина. С чего вдруг в православной преимущественно России католический беззрелищный, в общем-то, праздник стал культовым для молодежи, а любовные послания – “валентинки” – получили распространение не меньшее, чем “эсэмэски”? Правда, во всем мире он отмечается верующими в церкви, а у нас – в массовках и тусовках. В честь новорожденного теперь принято исполнять англоязычный заздравный гимн: “Хеппи бездей ту ю”. Родное застольное песнопение вытеснено японским караоке, на новогодних прилавках Санта-Клауса найти легче, чем Деда Мороза.
“От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения”, – говаривал Монтень. Увы, наши пороки больше от недостатка уважения к себе, нежели излишнего к себе уважения. Экспортируем на Запад потенциальных нобелевских лауреатов, а взамен получаем дешевых гастарбайтеров, незаконных мигрантов и пышный букет сопутствующих проблем: от национальных до криминальных. Как говорится, миллион меняем по рублю…
Всякий Новый год связан с разочарованиями. Но и с надеждами тоже. Сказано же: пожелание “Счастливого Нового года!” чем дальше, тем больше означает триумф надежды над опытом. Будем надеяться, что страна еще отдаст должное Году своего космического рождения. Хотя бы в апреле.