А родниковая вода слаще

Оказывается, вполне реально стоять одной ногой в Европе, другой – в Азии. Для этого нужно приехать в Свердловскую область, где между столицей области и городом Первоуральском проходит граница, разделяющая две части света.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

information_items_1347367420
Оказывается, вполне реально стоять одной ногой в Европе, другой – в Азии. Для этого нужно приехать в Свердловскую область, где между столицей области и городом Первоуральском проходит граница, разделяющая две части света. Перекресток миров, цивилизаций, где всегда кипела жизнь, был населен с древнейших времен. На территории области найдены многочисленные стоянки древнего человека, датируемые от мезолита до железного века. И среди более четырех миллионов жителей этого края – около ста восьмидесяти тысяч татар, которые начали писать свою историю задолго до демидовского освоения уральских кладовых. Перелистаем некоторые ее страницы.

Между Европой и Азией

Среди известных уроженцев этого богатейшего ресурсами края Петр Чайковский, Павел Бажов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Григорий Распутин, наши современники Жорес Алферов, Борис Ельцин, Константин Цзю, популярный нынче Сергей Светлаков. Знаменитых уральцев можно перечислять долго. Всех их отличает одна особенность: они были преданы своему краю, даже если судьба забрасывала их далеко от этих мест.

Кстати, заметила любопытную особенность: чем дальше от Москвы, тем полнее чувство юмора у людей, населяющих нашу страну. Здесь с удовольствием пройдутся острым словцом по власть предержащим, но и над собой пошутить умеют. Рассказали анекдот: встретились два руководителя – Брежнев и Картер. Разговорились, заспорили. Тут Брежнев и говорит Картеру: “А вы в Америке угнетаете негров!”. Картер молчит. Брежнев опять: “Негров, говорю, вы у себя в Америке угнетаете!” Американец молчит. И так раз десять. На одиннадцатый раз он не выдержал и обиженно отвечает Брежневу: “А у вас зато в Свердловске и Нижнем Тагиле люди живут!”

И ведь еще как живут! Несмотря на все то тяжелое наследие, доставшееся от времен нещадной эксплуатации природных ресурсов, следствием чего стали серьезные экологические проблемы, когда в отдельных районах даже воздухом дышать небезвредно. Однако сегодня эта область, так же как и Татарстан, считается одним из ведущих регионов России.

В этом сентябре Средний Урал принял третий по счету Всероссийский фестиваль татарского фольклора. Яркое и красочное действие собрало около полутысячи человек из многих регионов нашей страны. Осознавая себя единым народом, татары будто заново открыли для себя все свое этническое многообразие. Ульяновские мишары, челябинские нагайбаки, лаишевские кряшены, тюменские сыбырлар, казанские и южноуральские татары – они так непохожи друг на друга в костюмах, танцах, песнях. И при этом – едины и представляют один народ. Очень жаль, что этого не увидели свердловский губернатор и здешний министр культуры, которые заехали на гала-концерт фестиваля буквально на несколько минут, чтобы поприветствовать его участников.

Свердловская область – это регион, где наши соплеменники чувствуют себя комфортно. Чтобы понять это, мне не нужны беседы с местными чиновниками. Часто бывая в регионах страны, причем не в составе официальных делегаций, когда стараются показать реалии в лучшем свете, чем они есть на самом деле, я уже научилась вычислять степень этой комфортности.

Да, здесь есть свои проблемы, их немало. Назрели вопросы в области образования, религии. Но это тот вариант, когда “нарыв” вызван тем, что в самой стране нет внятной национальной политики, а решения федеральных структур идут подчас вразрез с чаяниями народов, населяющих страну. Изъятие этнокомпонента из образовательной системы больно ударило не только по татарам, еще тяжелее эта ситуация для малых этносов, чьи языки, как, к примеру, балкарский и карачаевский, включены в десятку вымирающих языков мира.

Дорогами, ведущими на Урал

В Свердловской области, повторюсь, сегодня живет до 180 тысяч татар. Более всего их в Красноуфимском районе (около двадцати процентов всего населения), Нижнесергинском (почти двенадцать), Ачитском, Артинском и других районах. Много татар в Екатеринбурге, Верхней Пышме, Нижнем Тагиле, Каменск-Уральском. Часть населенных пунктов ведет свое начало еще с десятого века, когда благодаря торговым контактам с Волжской Булгарией ее жители оседали в этих краях. В составе Золотой Орды Урал осваивался кипчаками. А вот в этногенезе красноуфимских татар приняли участие и кунгурские татары ногайского происхождения. Активно заселяли здешние земли татары из Казанского ханства. Большой поток наших соплеменников хлынул сюда и в первые годы Советской власти.

В двадцатые годы прошлого века появились Свердловский татарский театр, татаро-башкирский педагогический техникум. Еще в 1953 году на территории области работали 38 татарских школ. Выпускалось огромное число газет и журналов: “Коммунист”, “Сабан хэм чукеч”, “Алмашка!”, “Шапи агай”, “Алга”, “Эшче” и множество других изданий. Были чисто татарские колхозы – в Новосергинском, Манчажском и Сагинском районах их было, к примеру, восемь.

Мое знакомство с татарами края началось с Первоуральска. Это небольшой город, известный тем, что здесь немало стратегически важных предприятий, в том числе знаменитый Новотрубный завод, а также “Динас”, “Хромпик”, ОАО “Первоуральское рудоуправление”. На последнем мне довелось побывать – это предприятие долгое время считалось своего рода основным местом работы наших со-племенников.

– Мне даже трудно сказать вам, сколько же у нас работает татар, – разводит руками генеральный директор Владислав Черданцев. – Дело в том, что особой статистики никто и не вел, ведь татар всегда у нас было много, уж процентов до двадцати состава – наверняка. Есть сложившиеся династии, такие как семьи Юлдашевых, Гимазетдиновых, Бариевых, Файзрахмановых, Хатнуллиных. Это сотни людей, которые внесли лепту в становление нашего предприятия. Лично я всегда вспоминаю Фанави Нурлыгалиевича Хусаинова, моего учителя, наставника, который работал заместителем начальника службы эксплуатации. Именно в его надежные руки я попал сразу после института, под его крылом оперился и вот уже четверть века возглавляю рудоуправление. Как не гордиться таким учителем? Ему сейчас исполнилось 84 года, а он крепок здоровьем, ходит на лыжах, активен. Есть с кого брать пример.

О том, как наши умеют отдыхать, мне рассказали в …мечети Первоуральска, расположенной в микрорайоне Хромпик (районы в городе имеют те же названия, что и крупные предприятия, расположенные тут). Именно сюда меня привез человек, которого знает весь город. Это почетный гражданин Первоуральска, руководитель  фольклорного коллектива “Шайтане”, принимавшего участие в нашем фестивале “АЛТЫН МАЙДАН-Татарстан”, Юрий Погромский. Именно ему был вручен специальный приз нашей газеты.

Трудно переоценить помощь этого замечательного человека, который не только снабдил меня краеведческой литературой по Уралу, но и познакомил с людьми, его населяющими. Вот и в мечети  собрались те, кто занимался и теперь занимается в коллективе Погромского.

Храня тепло родного очага

Разные судьбы привели татар в этот небольшой городок, где в восемнадцатом веке Демидовы заложили основу российской рудопромышленности. Чьи-то предки жили здесь еще до заселения этих мест русскими. Как у Райси-апы Утияровой, которая отработала три с лишним десятка лет на “Хромпике”. Родители Асии-апы Хайрутдиновой перебрались в соседний Билимбай из Бирска еще в начале прошлого века. София-апа Файзрахманова, которой недавно исполнилось 73 года, окончила в свое время Свердловский университет, работала долгое время педагогом. Она застала то время, когда здешние татары еще могли получить образование на родном языке. Так же, как и Рабига-ханум Шакирова, чья мама была татарской учительницей, а отец возглавлял партийную организацию татарского же колхоза. А вот Дульфина-апа вспомнила то время, когда сюда часто приезжали с концертами татарские артисты. “В нашем доме ночевала Зифа Басырова, – рассказывает она. – Часто бывали артисты альметьевского драмтеатра. Много нам помогала в организации таких встреч директор клуба имени Ленина в поселке Динас, который считался тогда главным нашим национальным центром, Лариса Бобылева. Всю нашу работу возглавлял тогда Риф Шарафиев, который был директором парка. Мы часто собирались там на “кичке уен”, пели, плясали, общались…”

Таким же центром общения теперь стала новая мечеть Первоуральска, которая была достроена в 2007 году. Здесь много места не только для общих молитв или совместного ифтара, но есть также и классы для обучения, где можно и почитать родную литературу, и позаниматься.

Нелегким был путь возрождения для свердловских татар. Начиная с пятидесятых годов закрылись практически все мечети, одна за другой захлопывались двери татарских школ, свели на нет национальную культурно-просветительскую работу, исчезли газеты и журналы…

– Началом активизации национально-культурной жизни наших татар можно считать конец восьмидесятых годов, – говорит исполнительный директор конгресса “Татары Урала” Фавия Сафиуллина. – Появились общественные организации, активно занимающиеся проблемами национального возрождения. Только к концу 2002 года их число достигло 26, сегодня появились новые. И это только радует. С 1997 года действует национально-культурная автономия татар Свердловской области под председательством Марса Шарафулина. Активно заработал конгресс “Татары Урала”, при чьем содействии прошел Всероссийский фестиваль татарского фольклора.

Огромное значение в жизни татарской общины имеет деятельность постоянного представительства РТ на Урале, которое стало крепким связующим звеном между Татарстаном и Свердловской областью. В его задачи входит установление, развитие и расширение торгово-экономических, научно-технических, культурных и гуманитарных связей между республикой и областями Уральского региона. С 1996 года его возглавляет Равиль Бикбов. Теперь при полпредстве действует корпункт “ТНВ”, что стало еще одним фактором укрепления связей общины со своей духовной родиной. Работают корпункты татаро-башкирской редакции радио “Свобода” и агентства “Татар-информ”.

В семнадцати школах региона преподается татарский язык. Работают около полусотни татарских творческих коллективов, восемь из которых имеют звания “народных” или “образцовых”. Активно развиваются татарские виды спорта, такие как курэш, борьба на поясах.

Потерянные во времени

В мечети Первоуральска я подошла к ящичку, в который прихожане кладут садака – пожертвование. Положила купюру, собралась отойти, оглянулась, а рядом пожилая женщина. “Это вы из Татарстана приехали? – спрашивает, а у самой на глазах слезы.- Мне бы с вами переговорить…”

Думаю, понятное дело, недавно переехала, тоскует, наверное, по родным местам, хочет поделиться. И в самом деле, воспоминания были, но они оказались так исторически далеки от нынешнего времени, что для меня этот разговор явился своего рода потрясением, поскольку открыл мне совершенно неведомые страницы истории моего народа.

Укромный уголок в мечети найти оказалось нелегко. Был час полуденной молитвы, народу вокруг много. Присели на диван в просторном фойе. Собеседница поразила меня с первых же слов.

– Зовут меня Марией Алексеевной. Я, так сказать, из бывших татар. Вот уже в третьем поколении наш род считается русским и православным, – женщине явно было тяжело вести этот разговор, но, видно, ситуация была из тех, когда просто необходимо выговориться.- От христианства отказаться и в мыслях нет, вера давно стала родной. Прабабушку помню уже крещеной. Сюда же время от времени заглядываю, прошу прощения у всех своих далеких предков-мусульман. Народ в мечеть приходит очень разный, но благожелательный, поэтому особого внимания на меня не обращают. Внесу, как и вы, свое пожертвование, постою, послушаю азан и ухожу потихоньку.

…Вот так же потихоньку, постепенно и незаметно ушла много лет назад в небытие целая этнографическая группа татар, испокон веков жившая на уральской и сибирской земле. Родовая память Марии Игнатьевой хранит название этой группы – верхнетуринские татары. Может, и признала бы себя сохранившимся потомком тех канувших в Лету наших соплеменников, но детей ей не дал Всевышний, и передать свое позднее раскаяние некому.

История верхотуринцев незамысловата и печальна. Это одна из четырех локальных групп тюменских татар, остатки которых проживают и ныне к западу от Тобола в Тюменской области и частично – по реке Тура на востоке Свердловской области. Именно отсюда род Марии Игнатьевой. Как она рассказала, образовалась эта группа в результате смешения тюменских и поволжских татар, башкир и манси. Говор их был схож с наречием как тюменских, так и пермских татар. Родичи моей собеседницы населяли территорию нынешнего Верхотурского района, что в центре Свердловской области. В “дорусский” период вели оседлый образ жизни, что, по мнению специалистов, было результатом исламизации финно-угорского населения Среднего Урала. Были отменными земледельцами. Русские в этих краях стали появляться в шестнадцатом веке, тогда же верхотуринские татары, манси и ханты начали устанавливать с ними хозяйственные и культурно-бытовые связи. Отношения формировались нелегко. Зачастую складывалась сложная этническая ситуация, которая, к сожалению, и приводила к сокращению численности местного населения и даже к его вынужденной миграции.

Однако был и гораздо более мощный фактор, который, собственно, и повлиял на судьбу этноса. На землях верхотуринских татар был возведен известный на Урале центр православного миссионерства – город Верхотурье. С начала восемнадцатого века Тобольская епархия в отношении местного населения активно повела свою проповедническую деятельность. В 1731 году местные татары даже подали жалобу на миссию архимандрита Сильвестра, насильно крестившего их семьи, однако митрополит Тобольский и всея Сибири Антоний смог защитить перед Синодом Сильвестра. В итоге все здешние татары были обращены в православие и уже в двадцатом веке окончательно растворились среди русских.

Такая же участь постигла и табаринских татар. Эта почти исчезнувшая этнографическая группа была одной из двух

локальных групп ясколбинских (“заболотных”) татар, входящих в состав тюменских татар. Их малочисленные потомки заселяют ныне болотистую местность к западу и северо-западу от Тобольска.

Табаринские татары проживали на реке Тавда, что на востоке Свердловской области. Как отмечают этнографы, просматриваются два центра этой этнической группы – села Таборы (что сейчас в Пермском крае) и Пелым. О последнем интернетовская Википедия гласит следующее: “Пелым – одно из древнейших поселений Сибири; основано воеводой князем Горчаковым в 1592 году на месте городка пелымского вогульского князька и заселено отчасти жителями города Углича, сосланными сюда Борисом Годуновым после убиения царевича Димитрия. В продолжение XVII века село лежало на большом Сибирском тракте, почему имело немаловажное торговое значение, утраченное им вследствие замены верхотурского тракта екатеринбургским. В течение XVIII века служило местом ссылки. Уже в это время Пелым находился в полном упадке: в нем числилось 60 плохих домов и не более 300 жителей. От бывшей крепостцы теперь не осталось и следов. На начало XX века в селе насчитывалось 14 дворов и 70 жителей. Входил в Туринский округ Тобольской губернии. Среди особенностей этногенеза этой группы особо отмечается ее древность: в говоре зафиксировано наличие слоя, восходящего к языку орхонских тюрков, значительна угорская компонента, к тому же есть и самодийская составляющая…”

Вот только не сообщает Википедия, что населяли эту землю татары, которые к тому времени были достаточно  многочисленной нацией в этих местах. При этом табаринские татары исконно занимались землепашеством. Как указывает известный историк, классик отечественной историографии XVIII века Герхард Фридрих Миллер во втором томе “Истории Сибири”, эти татары были крещены и исчезли в конце XVII века в ходе православной колонизации Среднего Урала.

На грани исчезновения еще одна этническая группа наших соплеменников. Это туринские татары, которые тоже живут по реке Тура. В источниках середины прошлого века отмечается, что в деревне Юрты-Тегень Слободо-Туринского района Свердловской области проживает свыше 500 человек мусульманского населения, среди них до 50 человек верующих, активистов мусульманской общины. В те годы были на слуху имена трех бывших мулл. Это Юнусов, родившийся в 1878 году, Абсолямов (1903 г.р.) и Валеев (1883 г.р.). Вот только справочник “Ислам на Урале” указывает, что, к большому сожалению, “активности среди верующих не наблюдается, групповых сборов не проводится. Молятся в домашних условиях и совершают погребение умерших по религиозному обряду”.

В этногенезе этой подгруппы прослеживается значительная доля мансийского компонента. Как отмечает доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета и Тобольского педагогического института, почетный член Академии наук РТ Ханиса Алишина, в среде этих татар наблюдалось смешение угорских и тюркских черт как в культуре, так и в языке.

На территории современного Туринского и соседних с ним районов еще в девятом веке проживало протомансийское население, среди которого в тринадцатом веке начали селиться первые тюрки. Вероятно, что предки туринских татар были двуязычными. Первые русские, зафиксированные на этой земле в конце шестнадцатого века, отмечали, что манси и местные татары селятся вместе и не чураются смешения кровей. Но вот при идентификации этого населения русской администрацией Сибири как татары, так и потомки исламизированных и смешавшихся с татарами манси записывались именно в качестве татар.

Вероятно, самым крупным городским центром туринских татар был Епанчин юрт, который являлся центром владений местного князя Епанчы. Он находился на стратегически важной речной дороге Верхотурье – Тюмень и был разрушен отрядом Ермака в 1581 году. Именно на его месте был заложен крупный центр русской колонизации Сибири город Туринск. Остались в памяти названия и других населенных пунктов, где жили туринские татары дорусского периода. Это Бессергенев юрт на реке Нице, Ленский городок, Кинарский городок. Именно их упоминали в своих письмах сыновьям сибирского хана Кучума Али и его братьям здешние татары, прося поддержку в военных действиях против московских войск.

В 1604 году была основана сохранившаяся по сей день татарская деревня Юрты, которая ныне входит в состав Ницинского сельского поселения Слободо-Туринского района Свердловской области. Не позже середины XVIII в. туринские татары основали село Тугулымское, теперь это – центр одноименного района.

В XVIII веке подавляющее большинство этих татар также окрестили в ходе православной колонизации Среднего Урала, начавшейся главным образом при митрополите Тобольском и Сибирском Филофее Лещинском. На излете девятнадцатого века численность крещеных туринских татар оценивалась в 2170 человек. И проживали они в Куртумовской, Кошукской, Верхне- и Нижнетабаринской волостях Туринского уезда. К этому времени, как говорится в энциклопедии Брокгауза – Ефрона, эти татары “вполне обрусели”. Однако, как мы знаем, небольшой осколок этого татарского племени пока еще держится.

Открывая свою историю

Если бы эта печальная история касалась только далеких от нас Урала и Сибири. К большому сожалению, история татарского народа так долго и тщательно замалчивалась от него же самого, что многие ее страницы только сегодня становятся нам известными.

Не могу не привести еще один пример. Уже после выхода в свет моей публикации о владимирских татарах мне стал известен тот факт, что на северо-востоке нынешней Владимирской области, на границе с Ивановской, несколько веков назад жила этнолокальная группа служилых татар, которых именовали “мугреевскими татарами”. Предположительно в пятнадцатом веке сюда из Золотой Орды откочевал татарский князь Мугрей-бей с большой группой своих людей. Постепенно они перешли к земледелию, активно участвовали в жизни Владимирской Руси и, в конце концов, ассимилировались. Но еще в семнадцатом веке они были на слуху как служилые татары Мыцкого стана Суздальского уезда. Теперь же о них помнят только архивы.

А вот само село Мугреево известно тем, что оно являлось вотчинной землей князей Пожарских, потомков стародубских князей. Кстати, по одной из версий, Дмитрий Пожарский родился именно в Мугрееве. Но нам интереснее другой факт: мать князя, носившая в девичестве фамилию Беклемишева, – татарских кровей. И именно в Мугреевскую вотчину Дмитрия Михайловича, где он в ту пору залечивал раны, в 1612 году прибыло из Нижнего Новгорода посольство во главе с земским старостой Козьмой Мининым (сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны, который, как известно, до крещения носил имя Кириша Минибаев). И один татарин (крещеный) просил второго (татарина по материнской линии) возглавить поход народного ополчения на захваченную поляками Москву…

Вот такая история. Во Владимире ее не знают. Как, впрочем, не знают в свердловском Первоуральске не менее любопытный факт. Мой экскурсовод Юрий Погромский решил показать мне улицу, которая известна тем, что населяли ее большей частью татары. Здание под первым номером на этой улице – одна из старейших школ №12, где работало немало наших соотечественников, которые вели занятия на родном языке. Чуть поодаль – дворец культуры имени Ленина, где много лет подряд, еще с довоенной поры, проходили татарские “кичке уен” – национальные вечера отдыха.

Еще здесь есть заброшенный скверик, где стоит памятник… татарину. Впрочем, и улица, и школа №12 носят его имя. Речь идет о легендарном генерале Дмитрии Михайловиче Карбышеве…

 О том, что Карбышев – мой соплеменник, я узнала несколько лет назад, начав собирать архивы к своей рубрике “Татарский мир”. И это стало настоящим откровением не только для сопровождавшего меня Юрия Федоровича, но и для всех, с кем я общалась в эти дни на свердловской земле.

И вот я стою у подножия памятника. В красно-коричневом камне высечено лицо, вскинута рука. Не удалось узнать имя автора этого памятника, но работа искренняя и талантливая. Именно таким представляла я себе много лет назад этого героя Великой Отечественной войны. Мальчишка из Омска, один из двенадцати детей в семье крещеных татар, рано оставшийся без отца, смог не только блестяще закончить Сибирский кадетский корпус, но и поступить затем в Петербургское Николаевское военно-инженерное училище. Служил отменно, военный талант признала и сменившая царский режим рабоче-крестьянская власть. Потому без каких-либо препятствий был принят в Военную академию Генерального штаба. Карьера Карбышева была стремительной: генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук.

В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, у деревни Добрейка Могилевской области Белоруссии. В бессознательном состоянии был захвачен в плен, содержался в немецких концентрационных лагерях Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Администрация лагерей настойчиво предлагала плененному генералу сотрудничество. Но тот предпочел возглавить лагерное движение сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года погиб в концлагере Маутхаузен под струями ледяной воды на морозе.

Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву установлен памятник у входа в мемориал на месте этого лагеря. Его именем названы улицы, учебные заведения, малая планета Солнечной системы. А теперь его имя вернули и той нации, к которой он принадлежит с рождения.

Послесловие

…На днях знакомая раздраженно заметила, мол, сколько можно предстоящей переписью заморачивать головы. Скоро, дескать, и утюг о ней заговорит. Что тут сказать? Просто не знает она боли человека, потерявшего себя и свою нацию в этом стремительном потоке времени. Стать иным недолго, вот только простит ли история? Будет ли жить твой этнос, зависит не от тех, кто делает политику, а от каждого конкретного человека. Почему-то мед бывает ароматнее с альпийских лугов. Оттуда, где много разных цветов. Да и вода из родника слаще той, что течет из крана…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще