Яснее цель – к ней проще путь

Альметьевский район в ожидании праздника. В эту субботу тут отметят 80-летие со дня его образования.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Альметьевский район в ожидании праздника. В эту субботу тут отметят 80-летие со дня его образования. Наверняка этот повод можно было бы использовать для того, чтобы рассказать о тех достижениях, которыми альметьевцы могут по праву гордиться. Подвести итоги, заслуженно оперируя потрясающими воображение цифрами и результатами. Но разговор с главой Альметьевского муниципального района Ришатом Абубакировым получился, скорее, о том, что еще предстоит сделать, как жить в сложных экономических условиях меняющегося вне нашей воли мира, как непросто не только приспособиться к ним, но и, переборов внутреннюю инерцию, одолеть внешние обстоятельства.

– Ришат Фазлутдинович, район, который вы возглавляете, имеет свои особенности и сложности, которые подчас отличаются от условий других регионов республики. На ваш взгляд, в чем они?

– Во-первых, наша территория дает нам два “урожая”. Из недр земли добываем нефть, с поверхности собираем хлеб. Во-вторых, районный центр – это город, целиком и полностью работающий на нефть. Подавляющее большинство нефтяных предприятий, сервисных, транспортных и других компаний так или иначе связаны опять-таки с “черным золотом”. Это накладывает определенный отпечаток на всю нашу жизнь. В основном положительно, а в чем-то и отрицательно. В плюсе – дороги, коммуникации, новостройки. Выросла численность населения. Сегодня в Альметьевске проживают 154 тысячи человек, в населенных пунктах района – 42 тысячи. До нефти наш город был заурядным селом.

Но начало разработки “черного золота” коренным образом изменило картину. За все это время, начиная с пятидесятых годов прошлого столетия, только на нашей территории добыто более миллиарда тонн нефти, что так или иначе отразилось на жизненном укладе горожан.

– Услышав об этом миллиарде, кто-то, наверное, позавидует: богатые, мол…

– Да, мы богаты. Добавлю – духовно. Богаты недра, но куда богаче наш интеллектуальный потенциал. Здесь находятся солидные фирмы с мировым именем. И не только наша главная кормилица “Татнефть”, но и такие предприятия, как “АЛНАС”, трубный завод, где используется самая современная и передовая техника. Могу упомянуть и фирму “Алсу”, которая работает на зарубежных станках, производя конкурентоспособную продукцию высокого качества. Или бывший завод глинопорошка. Сегодня это компания “Баулюкс”, которая будет выпускать диверсифицированную продукцию, и другие.      

Если говорить о материальной стороне нашей жизни, то есть такое понятие, как средняя зарплата. Она у нас составляет 21 600 рублей. Но этот показатель не отражает реальную картину. Выводя среднюю величину, нужно помнить, что кто-то ежемесячно получает в нефтеграде и триста тысяч рублей, но немало и тех, чей заработок не превышает пяти тысяч. Есть бюджетники, чьи доходы оставляют желать лучшего.

Конечно, наш город в материальном плане выглядит лучше, чем другие районные центры республики. Но и проблемы столь же масштабные. За десятилетия добычи нефти пострадали леса, водные ресурсы. Но то, что сегодня нефтяники делают огромные вложения в восстановление природного равновесия, которое было нарушено в первые годы интенсивной добычи “черного золота”, позволило переломить экологически опасную ситуацию. Добывать нефть нелегко, но ведь и хлеб выращивать непросто. В чисто сельских районах, к примеру, на западе республики, где нет неф-тяных объектов с обилием опор, качалок и т.д., в этом плане проще. А у нас механизаторы вынуждены виртуозно лавировать между нефтяными объектами! При этом самые опытные кадры отвлечены опять-таки на нефтяную сферу. Что скрывать, лучшая часть специалистов, более грамотная и подготовленная, уходит туда.

– На должность главы района вы пришли из нефтяной отрасли. Как оценили проблемы района?

– Не скрою, многое пришлось пересмотреть даже в собственных взглядах. Я, разумеется, не знал все нюансы сельского или жилищно-коммунального хозяйства. Это только со стороны кажется, что можно взять и очень просто преодолеть все проблемы в этих сферах: вот ведь оно, решение, прямо на ладони лежит… Но если вникаешь глубже в суть проблем, понимаешь, что нельзя пренебрегать любой мелочью, потому что за ней – судьбы людей. И не всегда лежащее на поверхности решение – правильное.

В 2001 году, возглавив район, я, как выяснилось, многие вопросы представлял себе довольно поверхностно. К примеру, полагал, что бюджетных денег должно быть достаточно для содержания школ, детских садов, других объектов. Но в последнее время мы не получаем на это практически ни копейки, кроме самой заработной платы и оплаты услуг ЖКХ. Но ведь те же здания школ стареют. Это как в собственной квартире – года четыре не делаешь ремонт, так все обшарпается… Но ведь точно так же дела обстоят и в городском хозяйстве. И где взять деньги?

Честно говоря, до 2006 года, пока не был принят закон о местном самоуправлении, город и район по бюджетному обеспечению жил куда лучше. Мы тогда получали определенные поступления в городской бюджет в виде налога на имущество предприятий, налога на прибыль. Небольшие, правда, проценты, но это были солидные для нас поступления в городской и районный бюджеты. Что позволяло обеспечить дополнительное финансирование наших бюджетников.

Говорил и буду настойчиво повторять: у нас бюджетники находятся в худшем положении по сравнению с сельскими районами. Потому что на селе жить все-таки проще, выручают личные подворья. Заработная плата бюджетников везде одинаковая, а жизнь у нас дороже. Больше приходится тратить на питание, одежду. Так или иначе получается, что в какой-то мере интересы наших бюджетников ущемлены. Чтобы как-то компенсировать этот разрыв, мы в свое время ввели для них местные доплаты. Но с 2006 года таких поступлений уже нет.

Если бы не было безусловной поддержки республики и “Татнеф-ти” в виде построенных зданий лечебных учреждений, спорта, культуры, было бы еще хуже. На городские деньги всего этого не построишь.

Но ведь что обидно: мы – район самодостаточный. Сорок миллиардов рублей уходят из Альметьевска в виде налогов в бюджеты разных уровней. А наш бюджет с учетом всех субсидий составляет около трех миллиардов. И где тут справедливость?

Несовершенство 131-го федерального закона в том, что не все наши полномочия подтверждены финансированием. Одиннадцать этих полномочий им просто не подкреплены. Расписано все, что мы должны делать на уровне города и района. А на какие средства?

Нынешний год со всеми его испытаниями показал, что даже по чрезвычайным ситуациям мы связаны по рукам отсутствием денег. Вот в этом году были проблемы с пожарами. Так нам просто не на что укомплектовать охранной противопожарной сигнализацией школы и детсады района! Федеральными законодателями расписано, что все это должны делать именно мы. А на какие деньги? Закон принимать куда легче, чем его выполнять. Но ведь хотя бы для районов-доноров должны быть какие-то преференции, более щадящие условия. Думаете, с чего начинается день любого главы? С мыслей, где взять деньги. И таких вопросов масса!

У нас целый ряд предложений по внесению поправок в этот закон. Вот, к примеру, этот год показал, что нам остро не хватает прудов. Но чтобы получить паспорт на пруд, главе поселения нужно потратить уйму денег и времени, да еще и на содержание водоема сколько средств  уйдет. Судите сами: чтобы оформить документы, нужно собрать более двадцати подписей! И многие просто ликвидировали эти пруды. Однако пожары нынешнего лета показали, что эти водные объекты крайне нужны.

А взять те же артезианские скважины, которые питают наши населенные пункты. Каждый колодец должен иметь лицензию. А это немалые деньги для поселений. Где их опять-таки взять главе? Нужно сделать так, чтобы в том же законе было прописано финансирование лицензирования. И так по каждой отрасли. То же можно сказать по культуре, образованию, другим сферам.

– А не создается впечатление, что федералы вас просто не слышат?

– Может, просто кто-то считает, что наши замечания – это так, незначительные вопросы среди прочих глобальных проблем? А ведь из этих “незначительных” моментов у нас вся жизнь складывается.

Вот детские сады. Было время, когда около двадцати садиков в девяностые годы были перепрофилированы. Рождаемость была низкая, здания просто пустовали. А сегодня в Альметьевском районе “бэби-бум”. Я, разумеется, только радуюсь, что идет естественный рост населения. В этом году рождаемость превышает смертность на 400 человек. Дает свою цифру и миграция населения. В районе было 190 тысяч человек населения, сегодня – 196. Темпы неплохие. Детей становится все больше. У нас не хватает в садиках почти две тысячи мест. А ведь нигде в бюджетах не предусмотрено новое строительство детсадов. Мы попали по федеральной программе в строительство с условием софинансирования со стороны республики. Уже вложили 51 миллион рублей, подняли каркас, подвели инженерные коммуникации, но нужно еще 60 миллионов для завершения строительства. А их нет.

До нас должны доводить лимиты на строительство детсадов и школ, без этого никак. Не должно быть ситуации, когда здания возводятся без сопутствующей инфраструктуры.

– При всем этом Альметьевск всегда оставался в республике зачинателем интересных дел. Ваши знаменитые территориальные общественые советы местного самоуправления (ТОСМС) работали даже тогда, когда во всей стране “советские” формы работы с населением для создания социума сошли на нет. Но оказалось, именно это и нужно в нынешних условиях.

– Пресловутый 131-й федеральный закон нас как раз и подталкивает к тому, чтобы население соорганизовалось для улучшения своей жизни. Не могу сказать, что тут мы полностью следуем духу этого закона. Есть свои сложившиеся годами особенности работы на местах. Головной организацией у нас является предприятие, закрепленное за микрорайоном, его руководитель – председатель совета по микрорайону; в совете также директор школы, подросткового клуба, участковый, руководители предприятий, действующие на этой территории. Но, к сожалению, подчас у людей не хватает активности, чтобы соорганизоваться в совместной работе. Хотя ситуацию переломить удалось. Во многих домах есть эффективно работающие старшие по дому и по подъездам. Но мы должны всячески стимулировать инициативу самих жителей. Они не должны быть равнодушными к жизни в доме, микрорайоне, городе.

Еще в 2000 году по предложению генерального директора “Татнефти” Шафагата Тахаутдинова мы возродили порядком забытые до этого социально-педагогические комплексы на новом уровне. Через год, когда я пришел в администрацию района, мы сделали паспорта микрорайонов, разграничили территории, разработали документацию. Были назначены заведующие ТОСМС, которые получают заработную плату от головных организаций. Таких должностей до этого не было.

– Получается, вам было легче войти в русло 131-го закона, чем другим районам? Имея территориальные общественные советы, вы начинали уже не с нуля, не на голом, так сказать, месте организовывать народ для проведения муниципальной реформы?

– Да, безусловно. Хотя сейчас уже надо идти дальше. Во-первых, эта форма работы с населением должна быть везде. К примеру, в сельских поселениях не всегда срабатывает такая система организации социума. Не везде есть инициативные люди. Всем хочется, чтобы был порядок, но только пусть его кто-то устанавливает и поддерживает. Позиция стороннего наблюдателя – это, к сожалению, распространенная позиция обывателя. Но если в многоквартирном доме жители не будут вовлечены в какие-то общие дела, то это минус для них всех, возникающие жилищно-коммунальные проблемы решать в этом случае сложнее и дольше. Подростковые клубы, хоккейные корты, игровые площадки возле домов, детские уголки – все должно быть задействовано для организации полезного времяпрепровождения. Но и те, кто проживает в этой местности, должны за этим следить, поддерживать порядок. За то, что тебя окружает, должны отвечать не только работники жилищно-коммунальной сферы, нагрузка на которых более чем достаточна.

– Собственно, у альметьевцев и жилищно-коммунальная сфера не обделена вниманием. Ваши знаменитые “жкховские” сабантуи – единственные в республике.

– Во-первых, все, что нам досталось как опыт предшественников, стараемся сохранить. Конечно, образцом в этом деле являются нефтяники, чьи многолетние традиции чествования лучших по профессии год от года только крепнут. Но и мы, к примеру, в сельской сфере ни разу за много лет не пропустили ни одного конкурса механизаторов, доярок, строителей, возобновили конкурсы ЖКХ.

А ведь жилищно-коммунальное хозяйство – тяжелейшая сфера. Знаете, раньше отношение к тем, кто тут работал, было не самое лучшее. Как будто он был неудачником, не нашедшим себя в “нормальных” сферах. А ведь здесь сегодня такие глобальные изменения происходят! Нужно овладевать новыми системами учета, идет диспетчеризация, внедряется автоматическая передача показателей на пункты учета и регулирования. Управлять этой сферой стало сложно. Появились независимые жилищные компании. Их в городе сегодня 17, в районе – 22. На селе появилась своя система ЖКХ. Это было острейшей необходимостью. Девять лет назад, когда я начинал работать в должности главы, в городе был единственный трест жилищного хозяйства, который не могли толком контролировать. Сколько денег пропадало в этой “черной дыре”, сколько неиспользованных средств утекло сквозь пальцы за эти годы.

– Кстати, многое изменилось и в облике самого города.

– Когда составляются планы градостроительства, проекты, они безусловно открыты для обсуждения альметьевцами. Уже сложилась практика, что ни один объект без учета мнения горожан мы не возводим. Дом ли, общественное ли здание или коммерческое, обязательно ежемесячно выносим его план на градостроительный совет. Каким будет архитектурный стиль, как будет организована парковка, не пострадает ли экология – все это обсуждается, когда даем разрешение на строительство какого-либо объекта. Если эти вопросы не решать таким образом, то могут быть ущемлены интересы жителей. И они активно участвуют в работе этих советов, во время заседания зал бывает полон.

– Да, город строится активно, окрестности уже не узнать. Столько новых домов появилось вокруг нефтяной столицы…

– Площадок для строительства у нас достаточно, причем они удобны для проживания, с уже подтянутыми коммуникациями. Из района уходят огромные деньги – свыше миллиарда рублей на пополнение Государственного жилищного фонда. Естественно, мы и хотели бы, чтобы эти деньги адекватно возвращались к нам. По линии ГЖФ уже вводим почти 47 тысяч квадратных метров из тех ста тысяч, которые намечены на этот год. Если будем держать такой темп, то это неплохо.

У меня за другое душа болит: хватит ли у альметьевцев доходов, чтобы покупать возводимое жилье. На сегодняшний день у нас 350 квартир стоят пустые, никто их не покупает. Дорого, не по карману. Та часть населения, у которой есть деньги, уже обустроила свой быт, а те, кому нужно жилье, не имеют средств купить его. Появилась и такая категория нуждающихся, которая даже свой взнос в соципотеку не может платить ежемесячно. И таких сегодня около четырех тысяч человек.

– Нынешний год со своими природными капризами внес коррективы в деятельность аграрного сектора района?

– Главная для нас задача: чтобы последствия тяжелого лета не отразились в целом на жизни населения. Надо любой ценой сохранить поголовье скота, в том числе и крупного рогатого, которое наращивалось в последние годы. В короткие агрономические сроки завершили сев озимых культур. В этом году посеяли 22 тысячи гектаров озимых, это на три тысячи меньше, чем в прошлом году. Заготовили больше сенажа, соломы, веточных кормов. Ввозили много из других регионов, косили заливные луга на Каме. Есть уверенность, что прокормим скотину.

Сказалась и поддержка Правительства республики. Люди весьма своевременно получили субсидии, которые были направлены на закупку кормов.

Еще одна важная для нас задача: обеспечить, чтобы люди могли реализовать выращенную продукцию. Сейчас постоянно работают сельхозярмарки, где можно продать то, что выращено, и купить то, что нужно для хозяйства. Успешно работают и инвесторы. Причем, хочу подчеркнуть, за эти годы окрепли наши фермеры. Землю сегодня стараются взять даже те, кто не связан с сельским хозяйством. Самое главное – появилась уверенность в том, что аграрный сектор сможет прокормить того, кто вложится в него, и стать опорой в будущем. И это крайне важно.

– Признаться, разговор у нас получился не юбилейный…

– Знаете, у нас так много дел, задач, проблем, которые то и дело подбрасывает нам жизнь, что, наверное, в эти праздничные дни хочется говорить именно об этом. Ведь чем яснее видишь цель, тем проще к ней идти. Но воспользуюсь случаем и поздравлю всех своих земляков с наступающим праздником – 80-летием района. Мы живем в нелегкое время перемен и испытаний. Мы должны помнить историю нашего края, а она была очень непростой. Надо бы извлечь мудрые уроки из прошлого, быть благодарными старшему поколению. А главное – очень бы хотелось, насколько это возможно, улучшить условия жизни всех альметьевцев. Поверьте, они заслужили это.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще