В давние советские времена была такая крылатая фраза: “В СССР есть три города – матери: Одесса – мама, Москва – матушка и Тюмень – ядрена мать”.
Относительно “ядрености” этого края молва не шутила. Представьте себе, что площадь Тюменской области с автономными округами равна территории Германии, Франции, Италии и Великобритании, вместе взятых. В России по размерам своей территории область уступает лишь Якутии и Красноярскому краю. А уж биография столицы Западной Сибири так полна всяких историй – от дремучих мифов до свежеиспеченных легенд, что просто диву даешься.
Нам же этот регион дорог по-особому, потому что с ним связана одна из самых ярких страниц нашей национальной истории. Здесь задолго до пришествия на эту землю Ермака процветали татарские ханства – Тюменское, Тобольское, Сибирское…
То, что мы о городе не знаем
Так получилось, что первой книжкой, оказавшейся у меня в руках в Тюмени, стал телефонный справочник.
Я начала листать его в поисках татарских имен, но быстро отвлеклась от темы. Поскольку фамилии, встретившиеся тут, так и просились в записную книжку: Бот, Бич, Брус, Сугоконь, Мультатули, Целина, Ночевка, Гейзер, Зыза, Зык, Сказка, Бриллиант… Да, в сибирском котле успело повариться немало наций и этносов. Всем упомянутым тюменцам – привет, думаю, что татарские фамилии, соседствующие с ними, а это Бикмухаметовы, Валишины, Сунгатуллины, Муллануровы, Нигматуллины, им так же привычны в звучании.
Языки у местных подвешены как надо. Первый же тюменец, попавшийся мне в собеседники, рассказал анекдот. Экзаменатор спрашивает: “Где расположена Тюмень?” Студент отвечает: “В основном, в Сибири…”. Не успела отсмеяться, заговорили о столицах, он тут же: “Москва? Это где-то за Уралом, а нас и здесь неплохо кормят…”
В Тюмени меня вполне серьезно убеждали, что их город любят… призраки. И приводили леденящие душу примеры. Оказывается, призрак Ленина уже не одно десятилетие бродит по подвалам здешнего сельхоз-института. Правда, чего он туда забрел, никто объяснить не может. Актеры Тюменского кукольного театра не раз замечали, как по зданию театра бродит призрак в темной одежде. Возможно, решили они, это душа известной актрисы Нины Вальтос, проработавшей здесь до самой старости. Призрак Григория Распутина появляется на территории Третьей городской больницы, где в начале прошлого века он работал санитаром психиатрического отделения. Несколько позже Распутин в этой же больнице лечился “ушитием живота” – после того как одна из его любовниц распорола ему оный посредством мясницкого ножа. Зовут призрак по-свойски – “Белый Гриша”, “Ефимыч” или “Дворник”. А вот сцена Тюменского драматического театра имеет интересное свойство, рассказывают актеры, которые служат здесь. Как только они начинают плохо играть, сразу же ощущают… пинок в пятую точку! Как шутят в театре, это души ушедших актеров наставляют нынешних на путь истинный.
Еще Тюмень называют “столицей пяти деревень”. В свое время решили ввести в черту города все близлежащие населенные пункты. Но в результате слияния пригородов и деревень сложилась занятная ситуация. По данным комиссии по топонимике, в 2007 году реестр названий тюменских улиц, площадей, проездов и переулков содержал 857 названий. И в этом перечне 150 улиц города имеют одинаковое название. К примеру, есть три улицы Береговые, четыре Дорожные, пять Полевых, шесть Школьных, восемь Западных.
Кто есть “сыбырлар”
Истории Тюменского края посвящены тома научных исследований, сотни краеведческих книг, десятки диссертаций. Но при этом происхождение названия города Тюмень до сих пор остается нераскрытым. Древние татарские легенды, записанные классиком отечественной историографии XVIII века Герхардом Фридрихом Миллером, положившим начало научному источниковедению в нашей стране, связывают название города с тюркским словом “тумен”, что в переводе значит “десять тысяч”.
По одной версии, на месте Тюмени некогда жил татарский князь, который имел до десяти тысяч подданных или мог собрать войско такой численности. По другой – татарский хан приказал однажды заполнить все овраги Тюменки своим собственным скотом, а когда это было сделано, при подсчете оказалось десять тысяч голов. Первая легенда подчеркивала могущество правителя, вторая – его богатство. Но есть и такая версия: город на Туре воспринял имя старой Чимги-Туры, которое, в свою очередь, восходило к угорскому слову “чемгэн” (“путь, волок”) и означало “Город на пути (волоке)”. А еще в прошлом столетии название “Тюмень” выводили из сочетания двух тюркских слов: “тю” (“принадлежность”) и “мяна” (“достояние”), что в переводе на русский означало “мое достояние”. Слово “тюмень” находили в алтайском языке и переводили как “низовый, нижний (город)”. Существуют и иные версии.
Моим экскурсоводом в Тюмени стала Зульфина Сафиева, окончившая филфак местного госуниверситета. Ее научным руководителем была широко известная в языковедческих кругах доктор филологических наук Ханиса Алишина. Свою дипломную работу Зульфина с подсказки профессора посвятила региональной топонимике. И не пожалела.
– Одно могу сказать совершенно точно: с какой стороны ни изучай мой край, все будет мало, – убеждена Зульфина. – Настолько богата татарская история Сибири, что иногда становится досадно, что сама не могу за все темы взяться. В университете я изучала топонимику родного мне Аромашевского района. Это – ценнейший источник для исследования истории языка, культуры, самого народа.
К примеру, на юге Тюменской области тюркские топонимы выявляются во всех 22 районах: Абатском, Армизонском, Аромашевском, Бердюжском, Викуловском, Голышмановском, Заводоуковском, Ишимском, Казанском, Омутинском и других. Даже там, где сконцентрировано старожильческое русское население. При этом сельские татары компактно проживают в девяти районах Тюменской области. Это более ста населенных пунктов в Вагайском, Тобольском, Ярковском, Тюменском и других районах.
Татары сибирские нередко именуются по самоназванию – сибиртатарлары (сыбырлар). Численность именно их в Российской Федерации – около 200 тысяч человек. Они живут в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Около 20 тысяч живут в Казах-стане и некоторых районах Средней Азии. Даже в Турции есть село Бегрюделик, население которого составляют выходцы из далекой сибирской стороны, наша газета о нем рассказывала.
При этом сама этническая группа имеет еще несколько внутренних образований, например, тоболо-иртышское (включает коурдакско-саргатских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар), барабинское (барабинско-туражские, любейско-тунгусские и теренинско-чойские татары), томское (калмаки, чаты и эуштинцы). Соответственно у каждой группы свой диалект, который на слух сами сыбырлар различают достаточно четко. Мне, к примеру, так и не удалось понять, чем тевризский говор отличен от калмакского, а заболотный – от эуштинско-чатского.
Одно мой слух уловил совершенно четко: цоканье. Этот звук здесь активно употребляют в любой фонетической позиции. Например: цай (чай), цац (волосы), ац (голодный, открой), аццы (кислый), кац (беги). Кстати, многие ученые считают, что “цоканье” у сибирских татар сохранилось от половцев. Цокают, между прочим, мишари, цокают и монголы. Утверждают, что в язык сибирских татар вошло много заимствований из языка последних. Однако этот вопрос до конца не исследован.
– В общем виде этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности, – рассказывает доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета и Тобольского педагогического института, почетный член Академии наук РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ и заслуженный учитель РТ Ханиса Алишина. – Появившиеся в последние десятилетия исследования позволяют конкретизировать многие моменты в проблеме нашего происхождения. Так, поставлен вопрос о быстрой смене в лесном Прииртышье угорского населения тюркским и лишь частичной ассимиляции остатков южных хантов. Об этом наряду с археологическими памятниками свидетельствуют топонимические данные и письменные источники. Установлен факт вхождения в состав туринских татар местного мансийского компонента. Близость культуры северных барабинцев и хантов свидетельствует о том, что в состав первых также частично вошли угры.
В целом же данные разных наук свидетельствуют, что основное ядро этих групп составили тюркские племена. Возможно, именно они, а не кыпчаки, появившиеся позднее, в XI-XII веках, составили основной этнический компонент на первом этапе этногенеза татар Сибири. Позднее в состав сибирских татар вливались желтые уйгуры, бухарцы, узбеки, телеуты, башкиры, казахи. В составе пришлых поволжско-приуральских татар были казанские татары, мишари и кряшены.
Слушаешь Ханису Чавдатовну и просто диву даешься, насколько уникальна эта большая этническая группа наших соплеменников, в которой смешались расы, языки, эпохи.
В этом краю татарских сел много. Но не могу не сказать об одном, с представителями которого познакомилась на проходившем в Тюмени Всероссийском фестивале татарского фольклора “Тугэрэк уен”, а потом пригласила их участвовать в нашем интернациональном проекте, первый фестиваль которого “АЛТЫН МАЙДАН-Эльбрус” прошел в Кабардино-Балкарии весной нынешнего года. Это талантливая семья Габдуллиных, бережно хранящая древние музыкальные традиции своего народа.
Селу Чикча, откуда они родом, более пяти веков. Село основали шейхи – проповедники ислама, прибывшие из Бухары. Название “Чикча” тоже произошло от слова “шейх”: сначала селение называлось “Шейхча”, что впоследствии трансформировалось в “Шыкча” (местное население до сих пор пользуется этим наименованием). Вслед за миссионерами в Чикчу прибыли купцы-бухарцы. Они строили большие двухэтажные дома. В 1921 году в село начали переселяться татары из Поволжья. Казанцы владели ремеслами, которых жители Чикчи не знали. Так появились в селе пимокаты, плотники, столяры. До них жители села занимались преимущественно скотоводством, рыбной ловлей и охотой.
Экскурсия по татарской Тюмени
Татарская история столицы Западной Сибири оказалась крайне неровной. Богатой – до революции, нешумно гасившейся в советское время и пытающейся вновь возродиться в новом столетии. Давайте вместе проедем по городу.
Если татар в Тюменской области около 300 тысяч человек (сюда входят и коренные сыбырлар, и пришлые казанские), то 60 тысяч из них проживают в самой Тюмени. Место для основания города было выбрано удачно: напротив бывшей столицы Тюменского ханства Чимги-Тура, на стрелке Тюменского мыса. Крепость назвали Тюменью. Уже через десять лет после основания русской цитадели установились прочные торговые связи с Бухарой и Самаркандом, другими городами Средней Азии, Китая, Персии. Бухарских купцов в Тюмени встречали приветливо, но место для стоянки им определяли за рекой.
Там и образовалась Бухарская слобода. Позднее, в 1609 году, сюда же переселили местных татар. После переселения бухарцев из слободы в окрестные татарские селения в Зареке образовалась Kожевенная слобода. Здесь и сегодня компактно проживают наши соплеменники. Среди татар и бухарцев встречались крупные торговцы. Наиболее видными были Сейдуковы, Мухамедзяновы, Мирсалимовы, Агафуровы, которые имели свои комнаты-лавки и в тюменском Гостином дворе.
Здесь же, на Исторической площади, располагается еще один памятник – здание Городской управы, впоследствии – Городской думы, где теперь расположен Тюменский областной краеведческий музей. Он имеет богатую этнографическую коллекцию по сибирским татарам, на базе которой периодически проводит выставки, посвященные различным событиям из истории, культуры сыбырлар. Вот уже два десятка лет его возглавляет вице-президент российского комитета Международного совета музеев Д.Исламова.
Рядом со зданием музея в 1968 году открылся монумент Победы. На пилоне у Вечного огня записаны фамилии тюменцев – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Из девяноста героев войны девять – татары. Среди девятнадцати полных кавалеров ордена Славы Хабибулла Xайруллович Якин. Его отец в свое время был полным георгиевским кавалером. Это единственный случай в истории Тюмени.
А вот мы на улице Ленина. Ее прежде называли “улицей четырех конфессий”. И церковь тут, и синагога, и костел, и мечеть. Последняя была построена в 1911 году “…в ярмарочной местности под названием Табор, где проходили обычно съезды татар и бухарцев”. Правда, она разрушена в августе 2003 года. При главной городской мечети в начале двадцатого века действовала начальная школа – мэктэб. Здесь же работало медресе – среднее учебное заведение. Обучали тут и девушек, которым преподавали основы медицины и санитарной гигиены, наиболее одаренным давали основы синтаксиса арабского и персидского языков. Кстати, нынешняя Соборная мечеть находится в бывшем татарском ауле Янаул, который в 70-е годы вошел в черту города. Официально она открылась в 1997 году и строилась восемь лет. В этой мечети размещается резиденция главы ДУМ Тюменской области Галимзяна Бикмуллина.
Дальше стоят корпуса Тюменского государственного университета. В 1992 году по инициативе татарской общественности здесь было открыто русско-татарское отделение филологического факультета. Кроме специальности учителя татарского языка, студенты получают дополнительно специальности учителей русского и иностранных языков. Заведует отделением знакомая нам Халиса Алишина.
Не менее дорог нашим соплеменникам и Танцевальный зал, расположенный напротив ЦУМа. Здесь в восьмидесятые годы прошлого столетия впервые в области стали проводиться татарские вечера отдыха, встречи со знаменитыми земляками, концерты. Инициатором этих вечеров стала заслуженный работник культуры РФ, заведующая библиотекой №10 С.Хайруллина.
Вот мы у областной научной библиотеки. В тридцатые годы прошлого века в татаро-башкирском отделе хранилось более десяти тысяч книг на татарском языке. Кстати, в те же годы мусульманской секцией губкома партии издавались газеты “Юксыллар чаткысь” (“Искры пролетариата”), “Коммунист”, переименованная в “Сабан хэм чукеч” (“Плуг и молот”), а затем в “Социализм юлы” (“Путь социализма”). Распространялись центральные издания: газета “Эшче” (“Рабочий”), “Игенчелэр” (“Земледельцы”), литературно-художественный журнал “Шапи Апи”, газета “Сталин юлы” (“Путь Сталина”) и ряд других.
Сегодня татарское население Тюмени и области получает газету “Янарыш”, которую возглавляет Алсу Саитова. Выходят газеты “Мусульмане Сибири” (орган Духовного управления мусульман Сибири и Дальнего Востока), “Хикмат”, журнал “Ак калфак”. Большой популярностью пользуются издание “Сибирия – Себер иле”, радиопередача на татарском языке “Дусларга сукмак” на канале “Регион-Тюмень”, литературный клуб “Эдэби Тюмень”.
Экскурсию по столице края можно продолжать долго. Многое здесь говорит об активной жизненной позиции наших соплеменников, что не может не радовать.
Дочери и сыновья народа
Имена наших сородичей на слуху у тюменской общественности. Одно из них – Диляра Гарифовна Тумашева, ушедшая от нас в 2006 году, языковед, академик Академии наук РТ, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан.
– Она буквально за руку ввела меня в науку, – говорит Ханиса Алишина. – На протяжении пятнадцати лет Диляра Гарифовна подробно изучала особенности речи жителей сотен сибирских деревень. Нет цены той новой информации, которую она собрала: разнообразие говоров, тысячи новых слов, грамматических форм, многообразие судеб и характеров. Результаты научно-исследовательской работы Тумашевой вылились в кандидатскую, затем – в докторскую диссертацию “Диалекты сибирских татар”.
Как говорит известный журналист Фарид Баязитов, если Диляра Гарифовна всю свою жизнь связывала нитями дружбы два города – Казань и Тюмень, то Ханиса Чавдатовна держит сегодня эти нити, связав науку и культуру древней сибирской татарской земли с Республикой Татарстан. В послужном списке Ханисы Алишиной более сотни научных публикаций, десяток фундаментальных трудов по родному языку и диалектам. Наряду с педагогической деятельностью она кропотливо накапливала материал для научного исследования. Ее докторская диссертация – фундаментальный двухтомный труд “Ономастикон сибирских татар” – представляет собой первый в отечественной топонимике опыт историко-лингвистического исследования.
Сейчас научная татарская общественность готовится к важному событию: в октябре этого года в Тюменском государственном университете в четвертый раз пройдет Всероссийская научно-практическая конференция “Тумашевские чтения: актуальные проблемы тюркологии”, посвященная памяти основоположника научного изучения языка сибирских татар Д.Г.Тумашевой.
Для многих это имя – непререкаемый авторитет и предмет гордости. Вместе с тем, как заметила руководитель департамента по культуре Конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова, среди сибирских татар есть много славных сыновей и дочерей, достойно представляющих нацию на всех уровнях общественной жизни.
Я бы заметила: в том числе и сама Валима Сагитовна. Она много лет преподавала в Тюменском институте (ныне академии) искусств и культуры, вела в числе других специальных предметов и самостоятельно разработанный ею курс “Татарская культура”. Как не сказать и о Джазиле Амировне Массагутовой, заслуженном учителе школы РСФСР, которая является почетным гражданином города Тобольска. А вот Ахтям Хамитович Каюмов, авторитетнейший человек, избран депутатом Тюменской областной думы. Высокого звания “Заслуженный учитель России” удостоена преподаватель русского языка и литературы Тукузской средней школы Вагайского района Зайтуна Кабировна Абусахитова (Марганова). На весь мир знаменит художник-косторез Минсалим Тимергазеев, ставший в Тюменской области лидером общественного признания 2009 года в номинации “Мэтр года”.
Нынче в Тюмени прошла XIII Всероссийская научно-практическая конференция “Сулеймановские чтения”, посвященная памяти сибирско-татарского поэта и общественного деятеля Булата Сулейманова. В этом году Ринат Насыров, председатель исполкома Конгресса татар Тюменской области, один из организаторов мероприятия, предложил учредить две премии имени известного литератора. Премия в номинации “Поэзия, проза” была присуждена поэту Александру Гришину (посмертно).
– Мы дали премию тому, кто первым протянул руку Булату Сулейманову и начал переводить его произведения на русский язык, помогал ему в сложных жизненных ситуациях, – говорит Валима Ташкалова. – Я лично знала Александра Гришина и прекрасно помню, как он переживал за Булата Валиковича. Комиссия решила, что это будет честно – присудить премию Гришину. Добро нельзя забывать! А вот премию в номинации “Общественная деятельность” получил Анас Гаитов, соратник Булата Сулейманова по татарскому общественному движению.
Вместе или поврозь?
Так кто же они – сибирские татары? Отдельный этнос, имеющий отдаленное отношение к нынешней татарской нации, или же ее полноценная составляющая часть? Одно время этот вопрос стоял крайне остро.
Вспоминает бывший губернатор Тюменской области, а ныне советник главы Администрации Президента РФ Леонид Рокецкий:
– Был такой период в жизни нашего края. Лидеры, возглавлявшие в ту пору национально-культурную автономию татар Тюменской области, призвали сибирских татар зарегистрироваться в предстоявшей тогда переписи населения как отдельный этнос. Помнится, Файзулла Камалов утверждал, мол, учеными признано, что сибирские татары являются самостоятельным этносом с такими устойчивыми признаками, как язык, этническая территория, конфессиональное единство, а в прошлом – социально-политическая общность, связанная с историей Тюменского и Сибирского ханств. И, мол, регистрация в графе “сибирские татары” позволит этнической общности в будущем получить статус коренного народа.
По мнению того же Камалова, “в случае приобретения статуса самостоятельного этноса сибирские татары получат право на квоты в органах власти, целевое финансирование развития культуры и образования на родном языке”… Ну что тут сказать? Ждать манны небесной от того, что галочка будет поставлена в отдельной от татар графе, не приходится. Разобщение по этническим “квартирам” в угоду амбициям отдельных лидеров добра не принесет, только ослабит нацию.
По мнению Рокецкого, этот раскол удалось преодолеть. И сегодня сыбырлар сплотились вокруг своего ядра – созданного три года назад Конгресса татар Тюменской области, который при поддержке Всемирного конгресса татар вывел национальную жизнь края на новый виток развития.
– С общественными организациями Татарстана общаемся тесно и конструктивно, – замечает президент Конгресса татар Тюменской области Нурулла Саттаров. – Все передовое, что сегодня есть в Татарстане, в области ли образования, культуры или подготовки кадров, мы пытаемся сфокусировать здесь, в нашем регионе. В первую очередь нам самим нужно, чтобы в местах компактного проживания татар были свои профессиональные артисты, театр, частная или учрежденная совместно с государством гимназия, были созданы бизнес-сообщество, культурное сообщество, клуб ученых, которые бы в продуктивном режиме вырабатывали концепцию взаимоотношений как с властью, так и с обществом. Нужно вернуть это в свое русло, должна быть тяга к своему языку, к своим корням. Но сделать это через новые технологии, современное понимание мира, с обязательным изучением европейских языков, русского языка. И нельзя забывать: родной язык – это главное, передающееся на генетическом уровне.
То, что сегодня существует Всемирный конгресс татар, дает нам возможность сотрудничать с 43 странами мира, которые в его составе представлены. С ними можно обмениваться опытом, информацией, делегациями. Кстати, у нашего конгресса есть свой интернет-сайт www.ktto.ru. Созданы и активно действуют общественно-политический, экономический, молодежный и информационно-аналитический советы, основаны советы по культуре, религии, образованию, по работе с общественными организациями.
Притяжение Тобольска
Будучи в Тюменской области, мы не могли хотя бы на полдня не съездить в Тобольск. Этот город подарил миру много выдающихся людей. Тут родились композитор Алябьев, ученый Менделеев, художник Перов, актер Абдулов. Здесь жили и работали художник Суриков, историк Сибири Словцов, поэты Ершов, Давыдов, Грабовский. Помнит Тобольск и о пребывании в городе декабристов.
В XVII-XIX веках культурное развитие Тобольска во многом определялось деятельностью ссыльных. В XVII веке – деятельностью протопопа Аввакума и славянского публициста Крижанича, в XVIII-XIX веках – Радищева, Сумарокова, декабристов Кюхельбекера, братьев Бобрищевых-Пушкиных, Вольфа, Муравьева, Свистунова, Анненкова, Фонвизина.
Главная достопримечательность Тобольска – кремль. Стоя на его стене, я почувствовала: вот она, настоящая Сибирь! Огромные пространства, безбрежная лесостепь, ощущение полета над землей.
Тобольск стоит неподалеку от разрушенного Ермаком древнего Искера, столицы Сибирского ханства. Здесь, как и у нас в Татарстане, соседство мечетей и право-славных храмов – обычное дело. В краеведческом музее национальной школы №15 появился недавно новый отдел, полностью посвященный истории сибирских татар. Как рассказал директор школы, депутат Тобольской городской думы Саит Хисматуллин, сейчас в музее действуют этнографический и дореволюционный отделы, а также посвященные национальному образованию Тюменской области и истории самой школы, которой исполнилось девяносто лет.
В июле этого года Тобольск встречал участников и гостей III международного фестиваля историко-культурного наследия “Искер-джиен”. В его рамках прошли научно-практическая конференция “Историческая судьба Искера”, конкурс самодеятельных коллективов и исполнителей, состязания по национальной борьбе, скачки, конкурс изделий декоративно-прикладного искусства. Но самым значимым моментом фестиваля стало место его проведения – лесная поляна близ самого Искера. Уже разработан проект архитектурного комплекса на Искере. В него войдут мемориал, мечеть, гостиница для паломников и небольшое медресе. Разместится комплекс неподалеку от городища. Сейчас большая его часть подмыта и разрушена водами Иртыша. Чтобы сохранить оставшуюся, необходимо экстренное проведение мероприятий по укреплению берегов.
– Возрождение Искера станет данью памяти и уважения предкам, как и инициатива по установке памятника Кучуму, – говорит Валима Ташкалова.
Согласна с этим и семья Арангуловых. Эта фамилия на слуху не только в самом городе, но и в России. По инициативе отца семейства шейха Араслана Гирея Хаджи в Тобольске в 1980 году восстановили первую в области мечеть. Его сыновья Хасан и Хусейн – известные косторезы, чью работу высоко оценил Владимир Путин. Их мама Закина- ханум – красавица, вырастившая семерых детей, является “соловушкой Сибири”. Больше четверти века она руководит своим семейным ансамблем “Лейла”, в котором поют и братья-близнецы.
Вместо эпилога
В нашем разговоре профессор Ханиса Алишина заметила: каждый человек свой взгляд на мир формирует из личного житейского опыта, суммы знаний, полученных в процессе учебы и самообразования. “Вряд ли в цивилизованном мире найдется народ, в истории которого было бы столько фальсификации, подлогов и подтасовок фактов, как это имеет место у татар, – подчеркнула при этом она.- Целенаправленное искажение истории народа ведет к тому, что многие скрывают свое происхождение, отказываются от языка, переиначивают свои имена на русский лад, вступают в межнациональные браки в надежде на то, что их детей не будут дразнить в школе “татаро-монголами”. На мой взгляд, нужно критически пересмотреть все учебники и пособия по истории России в тех разделах, где освещаются вопросы истории татарского народа”.
По мнению Ханисы Алишиной, настало время позаботиться о воспитании подлинного интернационализма в юных душах. Пора разработать и внедрить в школьное расписание курс “Народы России”, или
“Этнография”. Тогда бы со школьной скамьи дети уяснили, что, кроме “папы-маминой” национальности, существуют в России еще сто тридцать разных народов, которые достойны всяческого уважения и права на жизнь в нашей стране.
“Далекий путь начинается с близкого”, говорят в народе. Вот и нам нужно не просто думать о том пути, по которому нужно бы идти вместе, а уже начинать движение.