О любви и предательстве

В течение почти четырех лет, пока шел капитальный ремонт Тинчуринского театра, его актеры, вспомнив свое “передвижное” прошлое, колесили по стране – ездили с гастролями по родному Татарстану, Сибири, Уралу и даже побывали в Москве.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Спектакль “Страна Айгуль” на сцене театра драмы и комедии им. К.Тинчурина

В течение почти четырех лет, пока шел капитальный ремонт Тинчуринского театра, его актеры, вспомнив свое “передвижное” прошлое, колесили по стране – ездили с гастролями по родному Татарстану, Сибири, Уралу и даже побывали в Москве. Не замирала и творческая жизнь театра. Выпущены новые спектакли “Американец” и “Берегись, не взорвись” К.Тинчурина, “Бесшабашная юность моя” Т.Миннуллина, “Дом Бернарды Альбы” Г.Лорки и другие. Премьерой отметили тинчуринцы и возвращение в родные стены, сыграв 19 мая на обновленной сцене романтическую драму М.Карима “Страна Айгуль”.

Впервые театр обратился к этой пьесе в 1971 году. Режиссером спектакля был Рафкат Бикчантаев, а главную героиню Айгуль с романтическим воодушевлением играла замечательная актриса Хаджар Шакурова…

Режиссер-постановщик нового спектакля Рашид Загидуллин вместе с художником Романом Моровым придумали необычное оформление. На сцене лишь три высоких продольных экрана, напоминающие паруса. На них по ходу действия проецируются горы, леса, высокое голубое небо, что создает ощущение зримого места действия.

Айгуль играет молодая актриса Лия Вильданова. Романтический темперамент юности не покидает ее героиню ни на минуту. Стоя под “парусами”, Айгуль с упоением говорит о любви к родной земле. Так же непосредственна она и с Ричардом (А.Пискунов), поначалу воспринимая его только как школьного товарища. И столь же искренне, радостно Айгуль влюбляется в неожиданно появившегося статного, обаятельного геолога Ильдара (И.Хафизов). И только с матерью Зульхабирой, приехавшей из Италии, чтобы забрать с собой дочь, Айгуль совсем другая – тихая и сосредоточенная. Девушка охвачена смятением: уехать – значит потерять родину, но и мысль о новой разлуке с матерью для нее не менее тягостна. И все-таки Айгуль выбирает Отчизну. Одновременно она понимает, что по-настоящему любит именно Ричарда…

Молодой актер Артем Пискунов создает обаятельный образ чрезвычайно энергичного, улыбчивого, доброго и искреннего юноши. Ричард не ходит по земле, а летает. Его переполняют чувства к Айгуль и вообще восторженное отношение к жизни. Лишь временами Ричард горестно застывает, не зная, как убедить девушку в подлинности своего чувства.

В эту чистую, поэтическую атмосферу юности вклинивается драматическая линия персонажей, судьбы которых изломаны войной и сталинской эпохой. Прежде всего это Зульхабира (Д.Асфандьярова), чудом выжившая в фашистском концлагере и после войны оказавшаяся в Италии, где обрела новую семью. Чувствуется, что у этой красивой, ухоженной женщины твердый характер, закаленный в трудных жизненных испытаниях. Но рядом с дочерью она как бы оттаивает, становится мягче. Искренне рада Зульхабира и встрече с подругами юности, которые старательно делают вид, что не узнают ее. Эта сцена выразительно сыграна тремя замечательными актрисами – И.Сафиуллиной (Банат), Л.Махмутовой (Залифа) и Г.Гарапшиной (Минлекай). Сухая, желчная Банат не допускает даже мысли о том, чтобы признать в “предательнице” бывшую подругу. Залифа – женщина добрая, мягкая, но и она не решается открыто выразить свою радость. Тушуется под суровым взглядом Банат и веселая хохотушка Минлекай. Не случайно эпиграфом к спектаклю стали слова “Не хотелось бы возвращаться в прошлое… Лишь бы не возвращаться”.

Но прошлое не отпускает и Кадержана (И.Хасанов), в свое время предавшего друга Жагфара и теперь пытающегося вымолить у него прощение. Актер не оправдывает своего героя, но и не отказывает в сострадании человеку, искренне раскаявшемуся в собственном малодушии. Однако сдержанный и немногословный Жагфар (Т.Зиннуров) старается не замечать Кадержана либо отмахивается от него, как от назойливой мухи.

Внутри этой запутанной ситуации и сложных человеческих взаимоотношений оказывается и Карло Пиккио (Р.Шамсетдинов), итальянский муж Зульхабиры. О многом даже не догадываясь, он всем улыбается и всех хочет одарить заморскими подарками, которых у него три огромных чемодана. Но родственники, странные люди, не принимают их. Так он и уезжает, ничего не поняв в “этих русских” (для иностранца в России все “русские”), со своими тяжелыми чемоданами.

Тема патриотизма, безусловно, превалирует в новой постановке Рашида Загидуллина, но решается она, конечно же, иначе, чем в спектакле почти сорокалетней давности. Здесь больше нюансов, больше неоднозначности,  особенно в отражении человеческих судеб, в которых уже трудно что-то изменить…

 

Ильтани ИЛЯЛОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще