По своему личному опыту Петр Плотников, директор Нижнекондратинской школы, что в Чистопольском районе, хорошо знал, что самая сложная и трудная наука для родителей и преподавателей – вызвать у детей интерес к труду, привить трудолюбие, которое бы стало для них основой раскрытия и развития способностей. В то же время он понимал, что этот интерес вряд ли вызовешь только горячими призывами и речами в условиях их старой, аварийной школы.
– Кого это угораздило назвать мою деревню бесперспективной? – в сердцах бросил он ответственному чиновнику, пытавшемуся этим эпитетом оправдать затянувшуюся проволочку с включением школы в программу нового строительства. Многие годы Плотников настойчиво добивался выделения средств на ее возведение, стучась во все инстанции, не раз ездил в Казань. Помог же счастливый случай, вернее, приезд в деревню Нижняя Кондрата бывшего Председателя Госсовета Василия Лихачева, который строительству этого объекта дал “зеленый свет”. И пять лет назад, к началу нового учебного года, на радость школьников, всех сельчан распахнула двери красивая двухэтажная школа.
Директор не без гордости показывает мне просторные, хорошо оборудованные кабинеты, богатые экспозиции музея, признанного лучшим среди школьных музеев города и района, рассказывает о преподавателях. У каждого из них свой стиль преподавания, свой “конек” и своя сверхзадача. Так, учитель истории Валерий Смирнов мечтает вывести свое детище – музей – на российский уровень. Преподаватель начальных классов Любовь Федорова стремится закрепить в душах подопечных любовь к родной природе, неутолимую жажду знаний. Учитель математики-информатики Петр Игнатьев, вместе с ребятами успешно решая задачи из сборника МГУ для абитуриентов, учит их понимать красоту мира чисел и их бесконечных комбинаций.
Главное же, что роднит, объединяет всех преподавателей, – это преданность профессии, трудолюбие, которое на уроках, в учебных мастерских, пришкольном участке исподволь прививается ими питомцам школы. Петр Валентинович признается, что, когда школе выделили участок в два гектара для выращивания картофеля, он растерялся: ох, не осилят они с учениками эту ношу… Но сомнения одолевали лишь до первого урожая. Собрав в первую же осень 20 тонн отборных клубней, школа от реализации их получила ощутимый доход. Окрыленные успехом, школьники и учителя разбили овощные плантации, высадив на них лук, морковь, капусту, помидоры. Получаемых с тех пор урожаев хватает не только для школьной столовой, но и на продажу. Привели в порядок старый яблоневый сад, вдобавок заложили новый. Для учителя химии и биологии Тараса Николаева овощные, фруктовые плантации стали к тому же полигоном для испытания новых сортов.
Забота по организации работ на пришкольном участке лежит на плечах заместителя по учебной работе Любови Григорьевны Плотниковой, жены директора.
– У нас получается своего рода школьный семейный подряд, – улыбается она. – Летом полно домашних хлопот, не дает расслабляться и школьный участок, так что не до отдыха. Но когда видишь, как на грядках созревает щедрый урожай овощей, выращиваемых руками школьников, вместе с ними радуешься и забываешь про всякую усталость.
– Весомую лепту в трудовое воспитание школьников вносит и моя мама, – говорит Петр Валентинович, – простая крестьянка, поднявшая нас, девятерых детей. Это она, немало лет занимавшаяся пчеловодством, надоумила нас завести школьную пасеку, подарила школе две пчелосемьи и вела с ребятами первые уроки пчеловодства.
Когда же школьная пасека, начинавшаяся с этих двух ульев, разрослась, встал вопрос о штатном пчеловоде. Благо долго кандидатуру на эту должность искать не пришлось: не один год проработал пчеловодом в колхозе до его развала из-за начавшихся реформ Константин Евдокимов. Благодаря именно его трудолюбию и умению пасека с 15 ульев выросла в те годы до 110 и давала ощутимый доход хозяйству.
Вот и на школьной пасеке дела идут успешно. Под началом Константина Константиновича ребята ухаживают за пчелосемьями, мастерят рамки, ульи, построили омшаник. Благодаря собственной пасеке ребята и зимой лакомятся медом в столовой, а от продажи его прошлым летом школа выручила 40 тысяч рублей, на которые приобрела видеотехнику.
– Трудно найти место удачнее для нашей пасеки, – говорит К.Евдокимов, показывая на богатое разнотравье вокруг, яблоневый сад, молодые посадки лип. – Делай все вовремя, что требуется по пчеловодству, – и получишь мед. Даже нынешним летом, далеко не лучшим для медосбора…
Завершу эти свои заметки о трудовом воспитании школьников Нижней Кондраты информацией о том, что нынче многие выпускники 9-х классов поступили в средние специальные учебные заведения, выбрав специальности механизаторов, строителей, сварщиков и других рабочих профессий.