О том, какой должна быть идеальная семья, о проблемах национального образования и многом другом корреспондент нашей газеты беседует с известным татарским писателем, депутатом Государственного Совета Разилем Валеевым.
— Разиль Исмагилович, в начале нашей беседы я вот что спрошу: в одном из своих ранних стихотворений вы пообещали: «Я мир перестрою». Выполнено ли обещание?
— Эти строки звучат немного иначе: «Или мир я изменю сегодня, или сам сегодня изменюсь». Да, написал их очень давно, более сорока лет назад, будучи еще студентом первого курса Московского Литературного института имени Максима Горького. Кстати, все пять лет учебы жил в общежитии, где и стены, и даже шторы были исписаны стихотворными строчками. Хотя эти стихи родились в молодости, меня до сих пор действительно спрашивают: ну что, мол, смог изменить мир?
— И что отвечаете?
— Что и сам я изменился, и мир изменился. Надеюсь, не в худшую сторону…
— Вот вы творческий человек и, наверное, более остро, чем другие, реагируете на ситуацию в обществе. Тем не менее многие годы занимаетесь политикой, законодательной деятельностью, а это сферы, требующие к себе несколько иного подхода. Как это все у вас увязывается?
— C юношеских лет я не только писал стихи, песни, прозу и пьесы, но и всегда занимался общественной, иной работой. Если сказать громко — хотел помочь своему народу в развитии национальной культуры, а также всем другим народам, которые проживают в Татарстане. То, что являюсь писателем, поэтом, никогда не мешало, а, наоборот, помогало в депутатской деятельности. У нашего народа писатели, ученые, просветители всегда были в почете. В республике с давних времен складывалось очень уважительное отношение к творческим людям. К их мнению прислушиваются. Не зря же в Госсовете третьего созыва среди депутатов было несколько членов Союза писателей Татарстана. Радует, что и в новом составе нашего парламента тоже есть представители творческих профессий.
Общаться, например, с избирателями, которые приходят на прием как к депутату, мне всегда было сравнительно легко. Я ведь не только как официальное лицо беседую с ними, но и как писатель, как неравнодушный ко всему человек. Но в итоге мне бывает, может быть, труднее, чем некоторым другим, не в обиду сказано, нетворческим людям. Слишком близко все принимаю к сердцу. С приема выхожу как выжатый лимон.
— В Госсовете третьего созыва вы возглавляли Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Какие моменты в его работе запомнились вам больше всего?
— Прошлый год, несомненно, запомнился работой, связанной с переходом на новую систему оплаты труда в бюджетной сфере. Как вы знаете, Татарстан собирался, как и другие субъекты РФ, перейти на новую систему оплаты труда с января нынешнего года. По этому вопросу наш комитет совместно с Общественной палатой республики провел в Госсовете парламентские слушания, которые прошли очень бурно. Ситуация, связанная с новыми условиями оплаты труда, предметно обсуждалась и в других комитетах Госсовета. В итоге депутаты пришли к выводу, что здесь еще слишком много нерешенных вопросов. Заключения комитетов были направлены Президенту и в Правительство Татарстана. На основании этих рекомендаций переход на новую систему оплаты труда был перенесен на следующий год.
— А что здесь смутило депутатов вашего комитета?
— Если бы мы перешли в наступившем году на эту новую систему, то, скорее всего, не успели бы отрегулировать норматив заработной платы основному контингенту работников данной сферы. Могло получиться, например, так: только что устроившийся на должность молодой специалист с дипломом с ходу начал бы получать больше, чем давно работающий сотрудник, может быть, без высшего образования, но с большим стажем и огромным опытом. Простой пример. У нас в Татарстане есть единственный народный артист Советского Союза Шаукат Биктимиров. Славный актер, гениальный, талантливейший человек! Но у него нет высшего образования. Сохрани мы новые условия оплаты труда, как есть, без корректив, без изменений, народный артист мог запросто получать зарплату меньше, чем начинающий молодой актер, так как не имеет соответствующего диплома.
Но, как вы понимаете, дело не только в одном этом случае. Возникло и много других моментов. Так, расчет заработной платы невольно мог попасть в зависимость от желания, настроения, скажем прямо, от необъективного отношения руководителя организации или учреждения к тому или иному сотруднику. Вот почему наш комитет рекомендовал при установлении размера заработной платы учитывать мнение коллектива. То, что Президент и Правительство республики прислушались к предложениям депутатов, придало нам уверенности: работа была проделана не впустую. Такое доверие окрыляет.
— Разиль Исмагилович, а что можно сказать по поводу исключения из федерального образовательного стандарта национально-регионального компонента? Татарстан и ряд других субъектов РФ данное законодательное решение не поддержали. Вы уже более года активно занимаетесь этой проблемой.
— Как только нам стало известно об этой инициативе российского Министерства образования и науки, мы в республике поняли, что исключение регионального компонента приведет к сужению общего поля национальной культуры и национального образования. Поэтому Госсовет и обратился в российский парламент с законодательной инициативой о возвращении компонента. Нас поддержал в этом двадцать один российский регион. Думаю, если мы хотим жить в цивилизованном обществе, то должны дать равные возможности развиваться всем народам так, чтобы они смогли сохранить национальные языки, культуру, образование, обычаи. Это ведь огромнейшее богатство всей нашей страны.
Федеральное министерство предложило, в частности, изучать родной язык и литературу факультативно, то есть по желанию. Этот подход нам знаком еще по советскому периоду, и на практике он ни к чему хорошему не привел. Тогда в Казани оставалась одна татарская школа, и мы не хотим вернуться к тем временам, хотя в советской системе образования было очень много хорошего, этого никто не отрицает.
19 февраля в Государственной Думе состоялись парламентские слушания, где речь шла о проблемах национального образования. Участие в них приняли руководители и представители законодательных органов национальных республик, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, руководители Министерства образования и науки России. Татарстан представлял Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. С докладами выступили председатели думских комитетов по делам национальностей и по образованию.
Как будут впредь развиваться здесь события, загадывать не берусь. Как говорится, поживем — увидим. Мы к диалогу и активной работе по решению проблем национального образования всегда готовы.
— Сможет ли поднять авторитет татарского языка изучение его в обязательном для всех школьников порядке?
— Меня об этом не раз спрашивали. Наш язык в общем-то не нуждается в искусственном повышении авторитета. Здесь гораздо более широкая проблема. Я еще раз повторяю, что бесценное богатство нашей страны — это культура, языки, традиции всех проживающих в ней народов. Если в этом контексте говорить о многонациональном Татарстане, то наше главное достояние — это стабильность, взаимопонимание и согласие между представителями различных народов и вероисповеданий. За то, что нам удается их сохранять, огромное спасибо Президенту Минтимеру Шаймиеву, парламенту, Правительству республики. Иначе все другие достижения просто со временем могут рухнуть. Мы говорим, что современное общество должно быть толерантным, но ведь толерантность в прямом смысле слова — это терпимость, а мне бы хотелось, чтобы в нашем общем доме под названием «Татарстан», в котором мы собираемся жить и дальше, люди искренне дружили друг с другом, а не просто относились терпимо к соседям. Первый шаг здесь — уважать другого человека не только как личность, но еще изучать и уважительно относиться к культуре, истории, обычаям его народа, языку, на котором он разговаривает. Мы же приветствуем, если человек владеет русским и иностранными языками. Что плохого в том, чтобы выучить татарский язык, если на нем говорит, например, твой сосед, который много лет живет рядом в подъезде? Уверен, мы все равно к этому придем и только выиграем, станем богаче духовно.
— Город и село в последнее время часто попадают под пресс различных реформ, и село переживает их, как правило, намного труднее. Как вы считаете, это происходит только по экономическим причинам?
— Для меня село — это больной вопрос. И далеко не только для меня. Сейчас сюда пришли инвесторы, они много делают для поднятия уровня жизни в сельских районах, создания здесь новых инфраструктур, внедрения современных технологий. Но, к великому сожалению, они мало занимаются социальными вопросами. Село ведь это не только земледелие, животноводство и продукты питания для горожан. Это основа основ нашей национальной культуры. Истинный национальный язык, религия, обычаи, нравы — все это лучше всего сохранилось у татар, чувашей, марийцев, мордвы и других народов именно в деревнях и селах. А почему в последнее время в русской литературе нет таких маститых писателей, как Астафьев, Распутин или Белов? Потому что сейчас русское село тоже в упадке. Многие крупнейшие русские писатели вышли из сел и деревень. Если мы потеряем село, особенно это касается малочисленных народов, у которых нет спасающей развитой городской культуры, как у русских, например, может случиться общенациональная беда. В городах мы можем раствориться и потерять национальную самобытность и поэтому все еще возлагаем надежду на возрождение села. Кстати, об этом часто говорит Президент Минтимер Шаймиев. И в нашем комитете мы не раз обсуждали вопрос о необходимости принятия в республике государственной комплексной программы по развитию села. Считаю, главная задача — создать на местах достаточную налоговую базу. А это означает организацию новых рабочих мест с достойной заработной платой. Иначе, не имея возможности обеспечить себе и детям достойный уровень жизни на селе, люди постепенно будут переезжать в города, и в деревнях останутся одни старики и старухи.
Это проблема не только одного Татарстана, это вопрос федерального масштаба…
— Знаю, что в Госсовете вы и другие депутаты часто общаетесь с участниками республиканского конкурса для начинающих писателей с поэтическим названием «Иделем акчарлагы» — «Волжская чайка». Многие лауреаты этого конкурса живут и в татарстанской глубинке, значит, ситуация с сельскими поэтами, писателями не такая уж безнадежная?
— Кто-то из мудрых людей сказал: поэты рождаются в селе, а умирают в городе. На самом деле и у нас, татар, и у других народов очень мало писателей и поэтов, проживающих именно в деревне. Как правило, девяносто девять из ста молодых и, скажем, подающих творческие надежды людей после учебы не возвращаются домой в село. Наверное, поэтому у татарских литераторов, да, пожалуй, у других народов тоже в произведениях часто встречается один и тот же герой — человек, родившийся в селе, но проживающий в городе. К счастью, в последние годы, когда в городах Татарстана открылись национальные школы, ситуация изменилась к лучшему.
Сейчас у нас есть авторы, пишущие и о селе, и о тех людях, что родились в селе и живут в городе, и те, которые пишут о городе и городских людях. Это выпускники городских национальных школ, гимназий, они еще очень молодые. Среди них есть очень талантливые. Особенно среди девушек. Я долгие годы работал директором Национальной библиотеки Татарстана и всегда наблюдал такую картину: в читальных залах около 70 процентов посетителей — представительницы прекрасного пола. У нас женщины вообще намного активнее, чем мужчины, и мир сегодня держится на женщине! Правда, к чему это приведет, трудно сказать…
— Но ведь все знают, что в традиционных татарских семьях всегда было особое, уважительное отношение к женщинам?
— Да, это так. Моя мама была очень религиозным человеком, пять раз в день читала намаз. Отец же был убежденным коммунистом, председателем колхоза. Нас, детей, в семье было восемь, и пока я рос, наблюдал, как отец, а он очень волевой мужчина, всегда советовался с мамой, прислушивался к ее мнению. Так что дома главой была именно она. Разговоры о том, что мусульманская женщина не имеет никаких прав, это давний миф.
— Раз уж зашел разговор о женщинах, расскажите, что лично для вас означает такое понятие, как «идеальная семья»?
— В моем понятии это семья, где вместе живут несколько поколений. Я сам, например, получил основы воспитания от деда и бабушки. Дед был мастером на все руки. Бабушка — словоохотливая, с образным мышлением. Считаю, что мать и отец должны воспитывать детей личным примером, содержать семью, а вот духовную начинку ребенку лучше всего дадут представители старшего поколения. Дед мне всегда говорил: человек находит то, что ищет. Будешь искать грязь — найдешь ее, в лес пойдешь за поганками — их найдешь, а если пойдешь за съедобным грибом или цветком, обязательно найдешь именно их. Так что надо стараться искать только хорошее — и в людях, и в жизни, и в политике. Если бы мы все искали в каждом человеке или в каждом народе только хорошее, меньше было бы вражды и споров. Но это в идеале, хотя, конечно, к нему и нужно стремиться.
— Разиль Исмагилович, но мне кажется, стремление к идеалу присуще только цивилизованному обществу и разносторонне образованным людям. Сегодня же многие родители жалуются, что очень трудно заставить ребенка читать, а ведь без книги, согласитесь, не получить полноценного образования, той самой внутренней начинки, о которой вы говорите. Как быть?
— Я не думаю, что можно всех подряд заставить читать серьезную литературу, классику. Дело в том, что все люди разные. Удивляюсь, например, своим внучкам, их у меня две. Старшая с раннего возраста читает взахлеб, уже очки носить начала. Больше меня знает о литературе, читает и мировую, и русскую, и татарскую классику, и современных авторов. Младшая внучка вдохновенно поет и танцует, даже завоевала титул «Мини-мисс мира» по танцам. Она играет на скрипке, на фортепиано, на курае, но меньше читает. Для нее интереснее Интернет, она информацию в основном получает оттуда. Хотя, конечно, семья, школа, детский сад должны прививать ребенку вкус к чтению и к классической литературе. Не зря же в Японии с малолетства до окончания школы преподают творческие дисциплины, учат писать стихи. Кстати, я тоже убежден, что любой человек, независимо от уровня образования, должен уметь писать элементарные стихи, танцевать, обладать навыками рисования.
— Интересно, а мы к этому придем, например, в нашей школе?
— Без этого невозможно, я уверен. Только образованные, культурные люди могут быть полезными обществу — это элементарно. Об этом знали и мой дед, и моя бабушка, а они вузов не заканчивали. Без культуры производства, без культуры поведения мы, как бы ни стремились, высоких результатов в промышленности, в целом в экономике добиться не сможем. Не я первый сказал, что «разруха начинается в головах», и считаю: ситуация с наступившим мировым финансовым кризисом тоже во многом имеет психологические первопричины. Мало того, уверен: чтобы пережить кризис и остаться не только в целости и сохранности, но и выйти из него окрепшими, необходимо более серьезно заниматься наукой, культурой, образованием. Потому что главный продукт любого общества — это воспитанный, образованный человек, а уж потом — химические, нефтехимические производства, молоко, мясо и хлеб, как результат труда этого человека…
— Разиль Исмагилович, в завершение беседы не могу не задать вопрос о ваших творческих планах. Над чем сейчас работаете, что пишете?
— Всех секретов, не обижайтесь, не раскрою, хотя могу сказать: сегодня на творчество остается, к сожалению, мало времени. Но вот если любопытно… Начиная с восьмидесятых годов веду дневник, фиксирую самые острые, памятные события в республике, которые мог наблюдать лично, изнутри, в том числе за годы работы в парламенте. Накопились интересные материалы, есть замысел написать по ним роман-хронику. По-моему, еще ни один писатель не брался за эту тему. Каждый прожитый день для меня — это еще одна поучительная страница будущего произведения.