День Победы по-метростроевски

Несмотря на то что степень готовности станций с рабочими названиями «Авиастроительная», «Московская» и «Декабристов» разная, день, когда жители Авиастроительного района Казани смогут за несколько минут оказаться на проспекте Победы, зависит исключительно от сдачи станции «Декабристов».

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

Строители Казанского метрополитена назначили единую дату сдачи сразу трех станций – 9 мая 2013 года

Несмотря на то что степень готовности станций с рабочими названиями «Авиастроительная», «Московская» и «Декабристов» разная, день, когда жители Авиастроительного района Казани смогут за несколько минут оказаться на проспекте Победы, зависит исключительно от сдачи станции «Декабристов». На сегодняшний день степень ее готовности составляет около 30 процентов, но именно она соседствует со станцией «Козья слобода», которая 9 мая 2013 года утратит статус конечной.

Казанцы и гости столицы уже давно оценили преимущества передвижения в подземке – быстро, комфортно, безопасно. Пуск в эксплуатацию каждой новой станции превращается в настоящий общегородской праздник. Взяв на себя огромную ответственность и просчитав все риски, метростроевцы приурочили свой отраслевой праздничный рубеж к великому дню всей страны – к Дню Победы.

А маленькая (в сравнении с глобальностью всего проекта) победа уже одержана – 4 июня состоялась сбойка левого тоннеля от станции «Декабристов» и станции «Козья слобода», то есть уже сейчас можно от Московского рынка под землей добраться до Энергоуниверситета.

– Но пока только пешком или на дрезине, – шутит заместитель начальника Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений МУП «Казметрострой» Дмитрий Герасимов.

«АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ»

Как образно выразился заместитель начальника «Казметро­строя» Вениамин Терзиманов, пока плебисцит по поиску подходящих названий для новых станций продолжается, строительство станции «Авиастроительная» подходит к концу – готовность уже перевалила за 90 процентов. Понятно, что в этом районе, где в основном живут и работают авиастроители, художественное оформление станции должно и будет соответствовать духу территории.

– Эта безэскалаторная станция односводчатого типа, напоминает купол неба. В оформлении используются светлые пастельно-голубые тона, обязательно появятся элементы, связанные с авиацией.  По крайней мере, так задумано, – рассказывает Дмитрий Герасимов. – Здесь уже ведется отделка, специалисты пробуют материалы. Практически закончены железобетонные работы, сама станция уже перекрыта сводами, идут монтаж и отладка сложнейшего электрооборудования – совмещенной тяговой подстанции, инженерных систем электроснабжения, а также вентиляции, отопления, водоснабжения и канализационной системы.

Именно эта станция на какой-то срок примет на себя функции конечной – здесь будут отстойно-оборотные тупики для подвижного состава.

– Разумеется, все будет приспособлено для людей с инвалидностью – светосигнальная тактильная полоса у края платформы, специальные подъемники на лестничных спусках к платформе, – поясняет Вениамин Терзиманов.

«МОСКОВСКАЯ»

Если для станции «Авиастроительная» в качестве альтернативных казанцами предлагаются схожие по тематике названия – «Заводская», «Соцгород», то с «Московской» все сложнее – на следующей станции находится Московский рынок, и многих, особенно гостей столицы, такое соседство может ввести в заблуждение. Предлагаемые варианты названия – «Северный вокзал» (что соответствует связке с авто– и железнодорожным вокзалом «Северный»), «Тимер Юл» и даже «Воровского» (Вацлав Воровский – сподвижник В.И.Ленина, один из инициаторов массовых репрессий против духовенства, его имя носит улица, где идет строительство)…

Между тем на строящейся станции с готовностью около 65 процентов полным ходом идет проходка тоннелей, выемка грунта, бетонирование железобетонных конструкций.

– Станция «Московская» – самая короткая, проходная. Если длина «Авиастроительной» составляет 520 метров, то эта всего 125. Здесь нет отстойных тупиков, оборотных съездов. Это станция колонного типа, как на «Площади Тукая», – разъясняет Дмитрий Герасимов. – Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ полностью контролирует ход работ. Министр еженедельно делает обходы, проводит выездные планерки, словом, все сейчас идет по графику, даже с опережением. Мы чувствуем реальное понимание и поддержку со стороны руководства республики. До отделки красным гранитом еще далеко – пока ведется проходка, пробивается второй тоннель. А работает тут «Сююмбике» – самая первая наша машина.

Напомним, тоннелепроходческий комплекс фирмы Lovat, названный «Сююмбике», прибыл в Казань в декабре 1999 года и начал подземную работу в мае 2000 года. Как видим, работает не покладая зубцов и по сей день.

«ДЕКАБРИСТОВ»

По замыслу проектировщиков станции, в ее оформлении должны найти отражение исторические события декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге. Сейчас здесь завершаются работы по разработке котлована, ведется сооружение основных железобетонных конструкций вестибюлей и платформенного участка. 

Основная особенность этой станции – она строится в сложных инженерно-геологических условиях, а если проще – в условиях тесной городской застройки.

– Чтобы не перекрывать основные пешеходные дорожки, не мешать работе Московского рынка, мы решили применить здесь прогрессивную, но дорогостоящую технологию Jet Grouting, – говорит заместитель начальника «Казметростроя». – Но строительство настолько ускоряется, что, несмотря на дороговизну материалов, в итоге процесс удешевляется по сравнению со строительством по старым технологиям, которые мы использовали, к примеру, на станции «Аметьево». Здесь же, когда формируется колонна, мы никому не мешаем, только стоит мачта, подаются цемент, вода, электроэнергия.

Внешне стены котлована станции «Декабристов» напоминают гигантские сплющенные сталактиты. На самом деле это сформированные высоконапорной струей колонны из смеси грунта и цемента. Получается новый материал – грунтобетон с высокими несущими и противофильтрационными характеристиками. Что особенно важно при строительстве именно этой станции – она проходит ниже уровня грунтовых вод.

Степень готовности этой станции пока самая низкая – всего 30 процентов. «Но мы все успеем сделать к намеченному сроку, – уверен Дмитрий Герасимов. – Специалисты у нас работают с самой высокой квалификацией». По его мнению, сложнее строительства, чем подземное, на сегодня в мире нет. «Легче в космос спутник запустить, чем отладить всю нашу систему движения, особенно электроснабжение, – считает Герасимов. – Но все должно быть и будет безопасно, комфортно, качественно».

Пользуясь все же не подземной, а космической терминологией, метростроевцы начали обратный отсчет – до пуска трех станций осталось 328 дней…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще