Доктор Исмагилов: врач, организатор и дипломат

Ветеран труда, кавалер ордена Дружбы народов Гамир Исмагилов – первым делом доктор. Он хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, заслуженный врач России и Республики Татарстан, доцент Казанской медицинской академии и член ее ученого совета.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА




Ветеран труда, кавалер ордена Дружбы народов Гамир Исмагилов – первым делом доктор. Он хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, заслуженный врач России и Республики Татарстан, доцент Казанской медицинской академии и член ее ученого совета. Но и после всего этого он прежде всего – главный врач Нижнекамской городской больницы №3, того самого медицинского “государства”, в составе которого действуют три поликлиники, тридцать три здравпункта, несколько современных прекрасно оснащенных медицинских центров, станция скорой медицинской помощи и мощный стационар. Мало того, Гамир Гарифович не просто стоит во главе этого “государства” – он его создал.

Как меня предупредили, если доктор Исмагилов назначил вам встречу, не надейтесь, что примет вас хотя бы на три минуты раньше: ровно до назначенного времени он будет занят другим делом. Но если вдруг опоздаете всего на три минуты, это значит, что отнимете у него целых три минуты рабочего времени.

Мы с ним незаметно проговорили несколько часов… Судя по тому, что в кабинете за это время ни разу не зазвонил телефон, Гамир Гарифович заранее предупредил секретаря не соединять его ни с кем, пока не закончится разговор с журналистом. Случайности быть не могло, да таких случайностей у доктора Исмагилова и не бывает: нашей встрече он уделил столько времени, сколько понадобилось мне. Такую щедрость нельзя было не отметить и не оценить.

Надо сказать, привычку жить в рамках строгого временного регламента он выработал еще в молодости, когда хотелось за все взяться и все успеть. А браться было за что. Ведь тогда, в начале шестидесятых, в Нижнекамске, куда приехал на работу молодой специалист, все, в том числе и медицина, писалось с чистого листа. Врачи одновременно и лечили, и строили, и оборудовали свои службы.

То, что руководство строящегося города, да и сами его жители могли списать на счет “объективных трудностей”, а их тогда было с избытком, докторам не позволяла списывать профессиональная честь. Тогдашним хирургам, их было в прямом смысле слова – раз, два и обчелся, приходилось дежурить круглые сутки, иначе люди просто остались бы без неотложной медицинской помощи.

Специалистами два первых нижнекамских хирурга – Гамир Исмагилов и Фатых Хайбуллин – были универсальными: они и травматологи, и полостники, и урологи, и педиатры… Если надо, выступали в роли акушеров. Однако по необходимости, порой граничащей с безысходностью, берясь за все и все, казалось, умея, о таких возможностях лечения больных, как, к примеру, используемый сегодня в его больнице нейросоматический метод воздействия на недуги, доктор Исмагилов в те времена даже не мечтал. Зато масса ежедневных дел, целый реестр обязанностей формировали в нем умение ценить каждую рабочую минуту. Иначе как бы он смог успеть, оставаясь доктором, быть и куратором строительства больниц, и председателем городской военно-врачебной комиссии, и руководителем ВТЭК, и организатором служб переливания крови, и скорой помощи, и аспирантом столичной медицинской академии, и депутатом городского Совета?

Конечно, были еще и молодость, и горячее желание все успеть. Не представлял тогда, каким бывает чувство усталости. Трех-четырех часов сна хватало, чтобы полностью восстановиться после дневного рабочего “марафона”.

Постепенно такой ритм стал привычным, и жить по-другому доктор Исмагилов теперь попросту не умеет. Даже во время ежедневной вечерней прогулки “не прогуливается”, а идет так, как будто спешит куда-то – привычка…

Гамир Гарифович с некоторым удивлением для себя в разговоре констатирует, что с годами круг его обязанностей не то чтобы не сужается – расширяется.

О “большой” хирургии в рамках своей больницы он мечтал всегда. До какой-то поры создать ее в таком виде, в каком ее себе представлял, не получалось, хотя хирургия в центральной районной больнице, где он работал до того, как стать главврачом горбольницы №3, была по всем меркам хорошая. Но мечтал хирург Исмагилов именно о самой современной, даже мирового уровня. А ей все не приходил срок.

Вопреки обстоятельствам, заручившись поддержкой руководства нефтехимического комбината, начал строить хирургический корпус. С этого корпуса, собственно, и началась горбольница №3.

Почти как детективную он рассказывает историю о том, как с начальником управления капитального строительства комбината Рафаилом Глянцем они “выхватывали” необходимые объемы финансирования при распределении предприятием средств на те или иные нужды.

Глядя на сегодняшних молодых коллег, на городское руководство, Гамир Гарифович с удовольствием отмечает, насколько масштабнее они стали в своем мышлении, смелее в делах. Отмечает, но не завидует: есть своя логика в том, что новое время с его задачами формирует социальный заказ на нового человека. Только все равно нужно без всяких скидок на времена, признать, что медицину Нижнекамск создал первоклассную. В том числе и руками доктора Исмагилова.

Между прочим, мало кто знает, что один из первых и главных идеологов и “толкачей” знаменитого нижнекамского проекта “Чистая вода” – не кто иной, как доктор Исмагилов. Еще задолго до прихода в Нижнекамск нового городского руководства, которое сумело наконец-то реально сдвинуть эту гору с места, не к одному поколению руководителей нефтехимии и города он обращался, с терпеливой настойчивостью продвигая свою идею и доказывая с позиции врача, что не так опасна для города “проблемная” экология, как непригодная для употребления так называемая питьевая вода, которую качали из Камы.

Чистая вода у города появилась.

А вот к операционному столу Гамир Гарифович не вставал давно.

Жалеет ли он, что оставил практическую хирургию? Жалеет, зная массу примеров, когда руководители крупных клиник и институтов оперируют ежедневно. Так-то оно так… Но разве знаменитый Лео Бокерия с нуля строил свой всемирно известный институт?.. У доктора же Исмагилова белый халат хирурга висел на вешалке рядом с рабочей спецовкой прораба. Во имя того чтобы больница осталась на плаву, он оставил операционную, по которой и сегодня очень тоскует. Утешением служит только то, что поступил так не напрасно.

Нижнекамская городская больница №3 стала базой передового опыта в городе и даже в системе Минздрава Татарстана. Здесь проходят “обкатку” многие республиканские проекты в сфере здравоохранения.

Что же до хирургии… Хирургическое будущее Гамира Гарифовича обещало стать блестящим.

И не только хирургическое.

Вскоре после защиты кандидатской диссертации его направили на работу в одну из африканских стран. Здесь молодой доктор проявил себя так, что в Министерстве иностранных дел страны ему предложили… попробовать силы на дипломатическом поприще.

Гамир Гарифович грешным делом даже стал подумывать о поступлении в МГИМО. Но, вернувшись в Нижнекамск, своей “слабости” устыдился: неужели, столько сделав для родного города, он сможет расстаться с ним?

Короче, дипломатом доктор Исмагилов так и не стал. Правда, дипломатическими способностями время от времени пользуется, как и английским языком. Надеется, что на дипломатической арене себя сумеет проявить младший сын, который учится на отделении международных отношений Казанского государственного университета. Кстати, к вступительному экзамену по английскому Гамир Гарифович готовил его сам, без репетиторов.

Над рабочим столом доктора Исмагилова висит портрет великого целителя прошлого Авиценны. На этом месте мог бы висеть портрет просветителя Кул Гали или поэта Габдуллы Тукая. К корням своего народа Гамир Гарифович относится с трепетом и даже с какой-то не свойственной ему в другом сентиментальностью.

Авиценну он воспринимает не только как родоначальника восточной медицины, но и как символ мусульманского мышления. Немаловажно для него и то, что в татарскую культуру Абу Али ибн Сина вошел с легкой руки Каюма Насыри, книгу которого одной из первых Гамир прочел еще в детстве. С тех пор образ легендарного врачевателя стал кумиром для впечатлительного мальчика. В детстве он впервые прочел и полюбил навсегда стихи Тукая. Ту книгу, отпечатанную латинским шрифтом, он помнит и сейчас. До сих пор Гамир Гарифович не пропускает по возможности ни одной публикации о любимом поэте и не устает поражаться тому, как судьба этого так рано ушедшего, но так много успевшего юноши пересеклась с судьбами известных передовых людей того времени.

Преклонение перед поэтом привело Гамира Исмагилова к известному художнику и скульптору Баки Урманче. Этой дружбе, продолжающейся многие годы, Нижнекамск обязан памятником Габдулле Тукаю и всем парковым ансамблем, так гармонично вписавшимся в границы больничного городка. С некоторых пор в день рождения поэта здесь проходит праздник поэзии Тукая. Каждый год к желающим прочитать у памятника стихи прибавляются все новые люди. Вот так с легкой руки доктора Исмагилова в городе появилась новая культурная традиция.

Сидеть перед телевизором Гамир Гарифович не умеет. Не потому что характер непоседливый – не умеет, потому что не любит. Зато читать любит очень. Обычно перед ним лежат сразу несколько книг, газет и журналов. Особо для себя значимое место может даже законспектировать или скопировать.

Попав в столицу, обязательно идет в театр. Это его слабость. Но если спектакль не нравится, уходит в любой момент без сожаления: слишком много других важных дел есть на свете.

И в заключение. Имя врача, ученого, руководителя и общественного деятеля Гамира Исмагилова занесено в энциклопедию “Лучшие люди России”, вышедшую в 2005 году. Согласитесь: заслуженно.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще