К 2020 году число автомобилей в России может удвоиться и составить четыреста машин на тысячу человек. Это уровень таких стран, как Швеция, Норвегия, Греция. До США нам все равно будет далеко, там на тысячу жителей приходится 780 автомашин.
Более консервативный прогноз по России – 300 автомобилей на тысячу человек, как в Венгрии или Польше. В любом случае продажи будут стремительно расти, и наш авторынок может стать крупнейшим в Европе. А Татарстан является одним из ключевых региональных центров российского автопрома. При этом важнейшую роль в развитии данного сектора экономики может сыграть особая экономическая зона “Алабуга”.
Такую информацию озвучил руководитель казанского филиала международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers Джейсон Уорделл на инвестиционном семинаре “Особые экономические зоны – эффективный инструмент регионального развития”, который прошел в ОЭЗ “Алабуга”. В нем участвовали представители более десяти стран – около 150 бизнесменов, дипломаты, руководители особых экономических зон России, специалисты инвестиционных и консалтинговых агентств. Почетным гостем стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дании в России Пер Карлсен.
Основной целью семинара было привлечение профессионального сообщества к всестороннему обсуждению вопросов, связанных с развитием особых экономических зон в нашей стране. А главными темами стали современные тенденции развития российской экономики, инвестиционный потенциал особых экономических зон и перспективы их развития, вопросы кадрового обеспечения и профессионального образования, развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Представитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Владимир Андриевский рассказал, как эти территории развиваются сегодня. Всего их 13: технико-внедренческие, туристско-рекреационные и две зоны промышленно-производственного типа в Елабуге и Липецке (в них зарегистрировано 7 и 9 компаний-резидентов соответственно). Если приоритетные направления развития ОЭЗ “Алабуга”- автомобилестроение, производство строительных материалов и переработка полимеров, то в ОЭЗ “Липецк”- производство бытовой техники, электроинструментов, мебели, медицинской продукции. Андриевский высказался за создание в Елабуге еще одной зоны, туристско-рекреационной, и даже сделал лирическое отступление, рассказав, как замечательны здешние шишкинские места и как красиво тут поют соловьи.
Руководитель территориального органа Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Тимур Шагивалеев сообщил, что до 2011 года “Алабуга” планирует привлечь до 40 компаний-резидентов, которые инвестируют свыше 50 миллиардов рублей. Однако возможен и рост инвестиций. Так, первые резиденты, оценив благоприятную экономическую ситуацию и разумную политику Правительства республики, приняли решение уже на стадии проектирования увеличить свои мощности и финансовые вложения.
Инвестиции только первых семи компаний выросли с 11 до 19 миллиардов рублей. За десять лет это даст более 3 миллиардов рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Также было отмечено, что стоимость земли для резидентов здесь на несколько порядков ниже, чем, например, в Москве, и, конечно, это привлекает бизнес. Так, участок в 10 гектаров стоит 17 тысяч долларов. Вся земля, на которой размещен завод компании “Соллерс” (“Северсталь-авто”), стоит меньше, чем один мини-грузовик FIAT Ducato, производимый здесь.
На российском авторынке всего за один прошедший год продажи выросли на 35 процентов, при этом наибольший интерес покупателей вызвали импортируемые новые иномарки, а отечественных автомобилей стали покупать, напротив, меньше на 5 процентов. Иномарки же российского производства продаются хорошо. Именно на заводы, которые их выпускают, делается ставка в развитии отечественного автопрома. Об этом шла речь на совещании, которое в мае провел в ОЭЗ “Алабуга” Председатель Правительства России Владимир Путин. Самыми популярными являются такие иностранные бренды, как Шевроле (включая совместное предприятие с “АвтоВАЗом”), Форд, Х1ндай, Тойота.
Многие крупные мировые производители уже построили в России свои заводы, другие собираются это сделать. Возможно, их заинтересует и татарстанская особая экономическая зона. Думаю, многих присутствовавших в зале бизнесменов заставило задуматься выступление главы российского подразделения компании Rockwool Ника Винса (ранее мы сообщали о начале строительства их завода в ОЭЗ). Он рассказал о том, какую работу компания провела, прежде чем принять решение стать резидентом ОЭЗ и вложить 125 миллионов долларов. Одним из главных факторов Винс считает поддержку властей, поэтому он лично обзвонил руководителей шести крупных иностранных компаний, ведущих бизнес в нашей республике. Их ответы стали веским аргументом в пользу строительства завода в Татарстане.
А вот с другим немаловажным фактором – транспортным обеспечением – дело обстоит сложнее. Тимуру Шагивалееву пришлось признать, что 75 процентов автодорог у нас не соответствует современным требованиям, но работы ведутся. А когда переводчик назвал федеральную трассу М-7 “хайвеем”, на лицах людей, знающих ее состояние на татарстанском участке, невольно появились улыбки.
Перспективам развития рынка транспортно-логистических услуг был посвящен доклад коммерческого директора компании “Евразия Логистик” Сергея Верещагина. Татарстан, по оценке экспертов, находится на одиннадцатом месте по логистической важности региона. В Казани, как известно, создается индустриальный парк площадью 257 тысяч квадратных метров.
И, наконец, еще один немаловажный вопрос – обеспечение промышленности трудовыми кадрами. Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова, выступившая на семинаре, заметила, что демографическая ситуация у нас оставляет желать лучшего, и чем дальше, тем все больше людей будет стареть и все меньше – входить в трудоспособный возраст. Работников действительно не хватает, при этом число безработных совпадает с количеством свободных рабочих мест. Сказывается несоответствие между спросом и предложением. 80 процентов вакансий – рабочие профессии, а желающих идти на заводы мало, требуется все больше энергетиков, металлургов, машиностроителей, а на них учатся лишь 20 процентов студентов вузов республики. Негосударственные вузы вообще не ведут подготовку по таким сложным, ресурсоемким специальностям, предпочитая выпускать юристов и психологов.
Так что основные задачи министерства – перестроить систему профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда, использовать потенциал таких трудоизбыточных районов республики, как Спасский, Аксубаевский и Камскоустьинский, а также привлекать работников из-за пределов Татарстана.
Инвестиционный семинар дал собравшимся пищу для размышлений о перспективах работы в России. Датский посол Пер Карлсен приехал на него именно за информацией, поскольку бизнесмены-соотечественники постоянно просят у него рекомендации относительно лучших мест для вложения инвестиций. Датские компании успешно работают на западе России, теперь они готовы двинуться дальше.
– Я буду рекомендовать им Татарстан, – заключил Пер Карлсен.