Если говорить не иносказательно, а конкретно, то не купила и не поросенка. Это я про заголовок. А если уж быть совсем точным, то не баба, а мужик.
Мужик – это я, и мне подарили на юбилей видеокамеру. Конечно, "Panasonic" мало чем похож на Хрюшу, но настрадаться с этой чудо-техникой пришлось не меньше той самой бабы из известной пословицы. Хотя первое впечатление от подарка было радужным. Инструкция не врала! Четкая картинка, чистый звук, стильный дизайн, простота управления – все это действительно присуще видеокамере Panasonic HDC-SD1.
А когда первый восторг прошел, началось отрезвление. Похоже, как и другие счастливые обладатели японской "панаськи", я попал под "войну форматов". Не хочу перегружать читателя специальными терминами, но совсем без них тоже не обойтись. Технический прогресс, особенно в области мультимедийных систем, развивается столь стремительно, что рядовому потребителю за ним просто не угнаться. Одна супертехнология сменяет другую, и революция продолжается практически перманентно. Скажем, переход с CD на DVD – ну чем не революция!
Но не успели мы насладиться сочными красками и чистым звуком новых видео- и аудиопроигрывателей, как появился формат HDV, отличающийся еще более высокими характеристиками. Такой вызов, конечно, задел за живое производителей плазменных телевизоров и цифровых камер, в первую очередь Panasonic и SONY. Лидеры мультимедийного рынка ответили креативно, родив совместно крутейший проект – AVCHD-формат! Под него изготовили и свои шедевры в классе любительской видеокамеры – соответственно, Panasonic HDC-SD1 и SONY HDR-SR7.
А что эта "война форматов" принесла любителям домашних видеосъемок? Мне кажется, пока одну головную боль. Дело в том, что Panasonic HDC-SD1 – это некая "вещь в себе". Тот примитивный видеоредактор, который поставляется с камерой в комплекте, почти ничего не может, разве только перекачивать отснятые видеоролики на компьютер и воспроизводить их в окошке плеера с фиксированным размером. Если же я захочу заняться монтажом собственного фильма и просмотреть его потом на каком-либо внешнем устройстве, то столкнусь с практически неразрешимыми проблемами.
Первая из них – как просмотреть AVCHD-файлы? Их не хочет видеть ни одна компьютерная программа!
Здесь необходимо сделать еще одно техническое отступление. Так сложилось исторически, что Япония и Северная Америка снимают видео в частоте 30 кадров (точнее, 29,97) в секунду (эта частота называется NTSC), а Европа и Азия – 25 кадров в секунду (PAL). И под каждую частоту требуется свое аппаратное и программное обеспечение. Но ни Америка, ни Европа от своих привычек отказываться не собираются.
Так вот, видеокамера Panasonic, которую мне подарили, хоть и японская, но снимает в формате PAL, поскольку рассчитана на европейский и азиатский рынки. Как тут быть? Конвертировать один формат в другой. То есть прибегать к помощи дополнительных программ – например, CanopusProCoder или Nero.
Для того чтобы в полной мере насладиться уникальными возможностями японской видеокамеры, на эти программы нужно затратить более 30 тысяч рублей (речь, разумеется, идет о лицензионной продукции), то есть почти столько же, сколько стоит сама камера. Как ни крути, "софт" (программное обеспечение) равен "железу" (аппаратному оборудованию). Удивляться тут нечему. Таковы законы бизнеса: сначала заманить покупателя дорогой навороченной игрушкой, а потом выманить из него по меньшей мере столько же денег, чтобы она в полной мере заработала…
Но наш случай с "японской игрушкой" еще тяжелее. Могут понадобиться и другие мелочи, например, запасные аккумуляторы (кстати, их в продаже пока нет) и дополнительная карта памяти – 2200 рублей. Помимо этого специалисты советуют иметь два резервных жестких диска – еще 8000 рублей…
И это не все. Мало смонтировать фильм с высоким разрешением (при условии, что у вас есть достаточно мощный компьютер с быстрым процессором и хорошей видеокартой), его нужно потом на чем-то смотреть. Стандартные DVD-плееры такие фильмы не проигрывают. Фанаты приноровились прокручивать AVCHD-формат через компьютер, подключенный к проектору или телевизору. Причем желательно, чтобы телевизор тоже был марки Panasonic, совместимый с VIERA LINK. Только в этом случае с помощью специального кабеля можно получить обещанное "воспроизведение четко детализированных изображений с высокой разрешающей способностью". А вы знаете, сколько стоит плазменный телевизор высокой четкости?..
Хотя дареному коню в зубы не смотрят, но после таких выкладок поневоле задумаешься: а зачем попу гармонь! Остается только, как сказано на одном интернет-форуме о камере Panasonic HDC-SD1, "ждать появления доступных программных и аппаратных средств, умеющих воспроизводить и редактировать такое видео".
Однако народ ждать не хочет. "Вирус аппаратомании" прочно завладел нашими умами и, главное, кошельками. Мы непременно хотим стать обладателями последней модели сотового телефона, мультимедийного ноутбука, цифрового фотоаппарата, широкоформатной видеокамеры, жидкокристаллического телевизора… Потому что это стильно, престижно, круто! И производители готовы удовлетворить любой наш каприз, только раскрывай шире карман. Над тем, как продвинуть на рынок свои новинки, бьются лучшие психологи и менеджеры, дизайнеры и программисты, ученые и технологи. Нет сомнения, что еще будет совершено не одно "гениальное открытие", которое поразит так стремительно меняющийся мир!
Однако разрешите спросить: а для чего все это делается? Чтобы наша жизнь стала еще удобнее и комфортнее, будет убеждать нас вездесущая реклама. Возможно, она бы уже давно являлась таковой, если бы в основе современного технического прогресса не лежала банальная прибыль компаний-монополистов. Кто платит, тот и заказывает музыку. Думаю, есть сотни, тысячи действительно гениальных идей и проектов безвестных ученых, которые абсолютно не востребованы на рынке мультимедийных технологий. Не востребованы по простой причине: эти идеи действительно гениальны, поскольку предлагают простые и дешевые решения. А значит, с их помощью трудно или вообще невозможно извлечь сверхприбыль.
Напротив, массовое внедрение подобных проектов в промышленную разработку может кардинальным образом нарушить сегодняшнюю расстановку игроков на мировом рынке. Именно потому, возможно, о них ничего не известно широкой публике.
Выход? Поддержка фундаментальной науки и отечественных разработок, технический всеобуч, развитие антимонопольного движения и организаций, защищающих права человека.