Семейная пара из Елабуги стремится поставить на ноги свое предприятие по выпуску домашней обуви
Свой бизнес елабужане Павел и Юлия Анисимовы придумали около года назад, а сегодня их продукция уже пользуется популярностью. Семейное дело пока в процессе становления, но и сейчас оно может быть примером того, как начать бизнес, имея желание, упорство и небольшой стартовый капитал.
В новогодние каникулы наступившего 2011-го, когда многие впали в сонное оцепенение, Юля и Павел напряженно размышляли, как жить дальше. Именно так, глобально, обернулся для молодой семьи с двумя маленькими детьми вопрос о смене вида деятельности.
Вообще-то, супруги и до этого находились в «свободном полете». Юля, получив экономическое образование, предпочла пойти по стопам родителей и занялась ремонтом мягкой мебели. Павел, инженер-механик по профессии, работал в частных фирмах. Кстати, совместная жизнь молодых людей, которые выросли в Набережных Челнах, началась в Елабуге. Здесь пара обосновалась в доставшемся по наследству стареньком доме, на месте которого со временем вырос новый. Анисимовы стали по заказам горожан ремонтировать и обновлять мебель вместе. Однако со временем стало остро ощущаться отсутствие перспективы.
– Работа в основном физическая, не бесконечно же ею заниматься, – говорит Павел. – И расти некуда. Решили, что надо работать не столько руками, сколько головой.
К слову, торговля, перепродажи – то, чем занимаются многие предприниматели, Анисимовых никогда не интересовали. Им важно было создать свое, пусть небольшое, производство.
Новогодние размышления о своей экономической нише привели супругов к… тапочкам. Вернее, к производству теплой домашней обуви из войлока. Возможно, зимняя стужа повлияла на это решение или что-то еще, но оно было принято. Конечно, после того, как нашли поставщиков сырья, сделали расчеты, и вышло, что новая продукция получится гораздо дешевле существующих аналогов.
Чтобы сразу начать масштабное дело, нужны немалые деньги, которых у семьи не было. Да не было, честно говоря, и соответствующей технологии – конкуренты ведь опытом делиться не будут. Потому стартовали скромно: купили пару подержанных промышленных швейных машин, материалы и взялись за дело. Поначалу шили единичные экземпляры, носили сами и дарили друзьям, чтобы тапочки прошли своего рода «тест-драйв». В первое время получалось не очень хорошо, возникало множество вопросов: как изготовлять подошву, чем и как кроить толстый материал, как разобраться с размерами обуви. До всего пришлось доходить самостоятельно. Зато теперь Анисимовы с гордостью говорят, что их модели – не плагиат, а собственные разработки.
Продавать изделия попробовали только в марте – на то, чтобы закупить материалы и научиться качественно шить одну-единственную модель, ушло месяца два. Сезон, когда теплая домашняя обувь наиболее востребована, был почти на исходе. Супруги поняли, что лето надо посвятить разработке моделей, улучшению технологии. Этим и занялись.
Кстати, по первым продажам стало очевидно, что простые тапочки, без вышивки, не пользуются большой популярностью. Потому купили еще и программируемую вышивальную машину, способную воспроизводить любой рисунок. Выпустили даже серию сувенирной обуви с символикой Елабуги – летом ее раскупили туристы.
С началом нового холодного сезона Анисимовы, вооруженные добытыми знаниями и расширенным модельным рядом (тут теперь есть, например, домашние валенки-чуни), нарастили производство, наняв четырех швей. Сами же занялись поиском оптовиков. Конечно, на местном рынке покупатели есть, причем они очень удивляются, что продукция эта местная, но все-таки пора переходить к более серьезным объемам. «Мини-фабрика» Анисимовых может уже сейчас шить до тысячи пар обуви в месяц.
Производственный цех находится у предпринимателей дома, под него отведена большая комната. На полках тут – рулоны войлока, отделочные ленты, бобины с нитками всех цветов. Склонившись над машинами, работают швеи.
Не мешает ли семье такое соседство? Ведь дом все-таки личная территория. Конечно, соглашаются Анисимовы, но пока это лучший, вернее, самый экономичный вариант. Если дело пойдет, можно будет оборудовать под цех новый большой гараж. Лишь бы спрос на товар был.
Однако тяжело конкурировать с дешевой китайской продукцией. И касается это большинства отечественных производителей – потому и ищут предприниматели более легких путей, уходя в торговлю.
– У нас натуральные материалы, полезные для ног, – замечает Павел, – мы используем цветной войлок, в отличие от других производителей, и цены наши – умеренные. Но все равно на рынке нередко подходят и говорят, что видели тапочки гораздо дешевле. А то, что они синтетические, многим людям все равно.
Так что приходится непросто. Даже при том, что все-таки китайского аналога войлочным изделиям елабужской семьи пока никто не видел.
Есть ли, кроме засилья китайского ширпотреба, подводные камни на пути человека, который взялся что-то производить? Предприниматели ведь часто жалуются на высокие налоги, разного рода препоны, поборы…
– Да если честно, не вижу никаких препятствий, – пожимает плечами Павел. – Только собственная лень, может быть…
В ведении собственного бизнеса Анисимовы вообще видят больше плюсов: человек свободен в своем выборе, ему не приходится ублажать чиновников и угождать начальству, есть возможность роста. Можешь сам планировать свою жизнь, решать, в каком направлении развиваться.
А пришлось ли развивать в себе какие-то недостающие качества, занявшись своим делом?
За годы «свободного полета» эти качества, видимо, сами собой постепенно выработались, замечает Павел. Сейчас словно чувствуешь, что нужно делать.
Муж и жена – теперь еще и компаньоны, и порой такие взаимоотношения даются нелегко.
– А у нас почему-то все просто, – говорит Юля. – Вместе трудимся для общего блага. Творческие трения бывают, как же без них, но в споре рождается истина!
Первое время, в любом случае, будет непросто, понимают супруги. Но бросать начатое не собираются.