Эту простую истину давно усвоили в Нижнекамске. Забота о тех, с кем судьба обошлась неласково, здесь уже стала нормой, и к нынешнему году, объявленному в нашей республике годом заботы об обделенных и нуждающихся в помощи, местная власть подошла, имея за плечами немалый благотворительный опыт.
Другое дело, что тут предпочитали не оглашать на всю республику каждое доброе деяние, а выстраивать по кирпичику свою систему социальной поддержки и защиты. Как оказалось, в Нижнекамске есть чему поучиться.
Доброе дело любит тишину
И дел, и мероприятий, и, самое главное, задумок в Нижнекамской администрации было много. Потому и решили три года назад принять программу, которая систематизировала бы, а значит, сделала помощь более адресной. Уже тогда благодаря реализации этой программы нижнекамцам удалось немало.
Только налево-направо деньги не раздавали. Мол, вот вам энная сумма – и совесть моя чиста. Тогдашний нижнекамский глава Ильсур Метшин критерии помощи определил четко. На каждую неимущую семью составили социальный паспорт. Состав семьи, доходы, его источники и ряд других параметров. Эти паспорта предложили предпринимателям – изучайте, смотрите, помогите тому, кто тронет сердце. Никакой обязаловки, никаких заранее обозначенных сумм пожертвования. Но и помощь помощи рознь. Одно дело – старики и инвалиды, которые не могут себя обеспечить, другое – те, кто временно оказался в трудной ситуации, без работы, а потому без средств к существованию. Таким помогали трудоустроиться.
– Я вам честно признаюсь, для многих было настоящим шоком знакомство с семьями, где царит бедность, – говорит руководитель аппарата главы Нижнекамского муниципального района Эльвира Долотказина. – Ведь люди благополучные крутятся в своей среде, они много работают, много делают для общества, но мало кто из них в своих повседневных заботах имеет представление о быте и нуждах малоимущих. Ко всему прочему мы ведь тогда сняли фильм о таких семьях. Одно дело – говорить да призывать, а другое – увидеть все это своими глазами. Душа выворачивается от боли и сочувствия…
И еще один существенный момент. Если помните, к 60-летию Победы ветеранам вручили медали. Везде по-разному провели церемонии вручения. Где-то просто поручили это дело школьникам, были по этому поводу и критические публикации. А вот в Нижнекамске статус мероприятия определили сразу. Награда – государственная, и вручать ее должны, соответственно, люди государственные. Выяснилось, что к этой дате в городе оказалось более трехсот ветеранов, которым уже не под силу даже переступить порог своего дома. К каждому из них власть пришла домой. Глава, его заместители лично навестили их дома. Торжественно поздравили, вручили награды, нашли время для разговора и чашки чая. И лучше всяких лекарств такое внимание со стороны власти, ведь старики принимают его как оценку своего ратного труда.
Год новый, боль – старая
К началу нынешнего года уже работала четкая адресная система, и потому вновь созданный попечительский совет, который намеревался координировать благотворительную деятельность в районе, без раскачки смог приступить к реализации новых проектов.
– Нужно было сориентировать уже действующих и будущих благотворителей в тех сферах, которые, на наш взгляд, наиболее остро нуждались в их внимании, – замечает глава Нижнекамского муниципального района Айдар Метшин. – А самый простой способ убедиться в том, что все пожертвованные средства поступили по назначению, – оказывать помощь непосредственно кому-то. Поэтому мы издали брошюру, где разместили юридические, почтовые адреса, лицевые счета учреждений и общественных организаций, которые нуждаются в оказании благотворительной помощи. Кроме всего, постарались наиболее полно отразить социальные приоритеты и потребности самого муниципалитета на нынешний год. А по большому счету цель была одна – объединить усилия всех нижнекамцев, готовых помочь другим. Ведь, кроме каких-то льгот, вещей, продуктов и денег, люди получат нечто более важное: поддержку и понимание. Они поймут, что не одни и не брошены на произвол судьбы.
Кстати, действующую с 2004 года программу было решено продлить до 2010 года. Важно то, что она работает. Только в рамках этой программы около восьми десятков предпринимателей систематически оказывают поддержку более чем двумстам малоимущим и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Общая сумма дополнительной помощи по итогам первого квартала составила 429 тысяч рублей.
Листаю изданный реестр социальных приоритетов и потребностей района. Однозначно, такой документ на скорую руку, для отчета, не создашь. К примеру, рубрика “Социальная защита”. Она начинается с подробной информации о центре социальной помощи семье и детям “Веста”. Именно сюда стекается вся информация о многодетных, неполных и неблагополучных семьях.
Сухие цифры, а за ними чья-то боль и беда: нуждаются в поддержке 1288 многодетных семей и 3271 неполная. Есть 570 семей, где родители – инвалиды. Почти четыре сотни семей имеют доход меньше пятисот рублей на одного человека, в трех тысячах семей среднедушевой доход едва достигает тысячи рублей.
Не меньше внимания к себе требует и центр социального обслуживания населения “Милосердие”. Здесь девятнадцать отделений, которые имеют разные формы обслуживания своих подопечных, в том числе и Дом ветеранов. И тут сегодня на столе директора обстоятельный список тех, кому нужна помощь. Это 185 пенсионеров, получающих пенсию куда ниже прожиточного минимума. Тут и 1547 малообеспеченных стариков, в хозяйстве которых очень нужна бытовая техника – от газовых плит до телевизоров. А сколько тех, кому требуется дорогостоящее лечение? На это нужно найти более двух миллионов рублей.
Особый разговор – о межрайонном психоневрологическом реабилитационном центре “Надежда”, который работает с семьями, имеющими детей-инвалидов. Только в прошлом году здесь прошли реабилитацию 1515 таких ребятишек. И здесь нужны сотни тысяч рублей, чтобы дать возможность малообеспеченным семьям продолжить лечение детей.
Этот список можно продолжать долго. В “Реестре” (а это основательная брошюра в шесть десятков страниц) указана вся информация, которая может потребоваться тому, кто решит помочь. Тут не только полное название предприятия, его реквизиты, но и размеры необходимой суммы.
В одной связке
Только за счет поддержки предпринимателей в районе удалось сохранить социальные столовые, где малоимущие могут получить горячее питание. Ежемесячно на эти цели ООО “Татлесстрой” и “Нефтебаза” выделяют по 150 тысяч рублей.
Благодаря неравнодушным удается обеспечить уход за одинокими тяжелобольными престарелыми и инвалидами, которые находятся в отделении милосердия и на социальных койках при участковой больнице села Красная Кадка.
За первые три месяца этого года общая сумма благотворительной помощи составила более 8 миллионов 485 тысяч рублей.
– Деньги деньгами, но куда важнее для нас, что удалось проблемы, копившиеся годами, сделать достоянием гласности, – замечает Айдар Метшин. – Делом убедить тех, кто обездолен, нуждается в поддержке в том, что они неодиноки, а остальным дать возможность проявить свои лучшие черты – доброту, внимание к ближним, милосердие, приглядеться к тем, кто живет рядом. Ведь ни много ни мало, а более 26 тысяч нижнекамцев оказались в трудной жизненной ситуации. Есть кому протянуть руку помощи. Сегодня в благотворительную деятельность вовлечены не только руководители предприятий и предприниматели, но и простые жители, молодежь и школьники.
А нижнекамские школьники, скажу я вам, – это и вовсе разговор особый. Наверное, та кропотливая и целенаправленная работа с молодежью, которая здесь ведется именно в Год благотворительности, высветилась яркими цветами лакмусовой бумаги. В Нижнекамске выросло новое поколение горожан: энергичное и неравнодушное. Школьное самоуправление, совет старшеклассников здесь существуют не в чиновничьих отчетах. Это реальная сила, объединяющая сотни юных нижнекамцев. За плечами у ребят много добрых дел, которые не вместить в рамки одной статьи. Один только пресс-центр “Бегемот-ТВ” чего стоит. Школьники издают газету “От семи до семнадцати”, причем от начала до конца своими силами. Они не только пишут о добрых делах, но и сами творят добро в меру своих ребячьих сил. Так вот на первом городском форуме благотворительности юные журналисты продавали очередной номер своей газеты предпринимателям, а на вырученные деньги купили старой одинокой женщине пылесос. А кроме этого, ребята взяли шефство над одинокими пенсионерами и ровесниками-инвалидами.
Между прочим, проезжая по Нижнекамску, не могли мы не заметить баннеры, которые явно отличались от иных рекламных щитов. Фотографии пожилых людей, детей, семей. Под каждой из них – телефоны “горячих линий”, куда можно позвонить и предложить свою помощь. А на официальном городском сайте появилась соответствующая страничка. Но самое интересное еще не это.
– В самом начале года мы провели форум по благотворительности, – замечает Эльвира Долотказина. – Специально к нему вновь сделали фильм о тех, кто нуждается в поддержке. Это и дети, брошенные родителями, и малыши-инвалиды, и ребята, чье здоровье требует особого внимания, и многодетные семьи, и старики. Трагические судьбы, трудные жизненные пути. И знаете, к нам начали обращаться руководители предприятий с просьбой повторить подобное мероприятие для своего коллектива.
Именно такой форум благотворителей Нижнекамской ТЭЦ и прошел на днях в Нижнекамске. Его участником стала госсоветник при Президенте РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова. До начала форума Татьяна Петровна посетила детский сад компенсирующего вида №70, где сегодня воспитываются и проходят лечение более 120 детей. Этот детсад недавно получил медицинское оборудование для малышей, страдающих глазными болезнями. Аппаратура была приобретена на средства, вырученные на благотворительной ярмарке. Кроме этого, госсоветник побывала в центре “Веста”, где сейчас на средства спонсоров проводится капитальный ремонт, приняла участие в заседании городского совета старшеклассников на тему “Нижнекамск – территория добра”, где ребята не только подвели итоги социальной работы пресс-центра “Бегемот-ТВ” и провели презентацию победителей конкурса “Лидер года”, но и дали старт новой акции “Мой цветущий город”.
– Если сказать, что я в восхищении от увиденного, – значит ничего не сказать, – подчеркнула Татьяна Ларионова. – Пятнадцать лет назад была я в этом городе. Многое тут изменилось. Я почувствовала дух удивительной сопричастности ребят и взрослых к большому общему делу. Уверена, что нижнекамцы смогут сделать потрясающе много доброго в этом году.
“Если бы я был меценатом…”
На недавнем заседании Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности, прошедшем на днях в Казанском Кремле под председательством Президента Минтимера Шаймиева, по просьбе главы республики зачитали школьное сочинение нижнекамского шестиклассника Александра Пудова. Такой рассказ, в котором чувствуется душа ребенка, его призыв к добру и милосердию, действует лучше любых увещеваний в необходимости заниматься благотворительностью, заметил Минтимер Шарипович. Мне кажется, и нашему читателю будет нелишним узнать, что написал мальчишка, волею судеб прикоснувшийся к чужой беде: “В очередной раз мы едем в Набережные Челны навестить дедушку и бабушку. Въезжаем в знакомый двор, выходим из машины. Солнце слепит глаза, на снег смотреть невозможно, потому что сразу по щекам бегут слезы. Смахиваю их на ходу и оборачиваюсь на крик: “Саша! Привет!”.
Навстречу мне катится в инвалидной коляске (как мне потом объяснили назначение этого чуда) мой давний дружок Марат. От неожиданности я растерялся, буркнул что-то ему и уставился на коляску. А он, обрадованный нашей встречей, стал на этой коляске выделывать такие кренделя, что у меня дух захватило от восторга. Он поворачивал то влево, то вправо, то кренился набок, то давал резкий ход назад… Видели бы вы в этот момент его лицо! Оно сияло от счастья. И то ли от радости встречи, то ли от ослепительного весеннего солнца по его лицу тоже бежали слезы.
Надо сказать, что я не видел его с тех пор, как его выписали из больницы. Из разговора с мамой я знал, что после того, как его сбила машина, его четыре месяца врачи из Челнов и Казани пытались спасти и поставить на ноги. Все было безрезультатно: все-таки Марат был прикован к постели и стал инвалидом. Он полгода уже только лежал то на кровати, то на диване. И вот он передо мной – ликующий, озорной, говорливый, “бегущий на двух колесах”.
Я мало что сначала понимал, но потом стало ясно: этой радостью, подарком этим (коляской!) он обязан доброму человеку Валерию Гаязовичу Гадельшину, соседу по площадке. Он копил эти деньги больше полугода, чтоб сделать Марату этот щедрый подарок. Валерий Гаязович работает на заводе обычным токарем, воспитывает двух сыновей, тем не менее, он смог помочь Марату. Мама Марата работает нянечкой в садике, в который мы ходили вместе. Сыну купить коляску она не могла.
Как пролетели три часа в нашей “беготне” и разговорах обо всем на свете, мы не заметили. Марат как из плена вырвался.
За Маратом вышла мама, и мы простились.
“Надо же, – думал я, – инвалидная коляска сделала моего друга таким счастливым. Эту радость подарил ему не какой-то миллионер, а обычный человек! Если бы все были такими же щедрыми, сколько бы радости можно было подарить детям в России, на всей нашей земле. Ведь сколько у нас ребятишек болеет!”
Я много раздумывал об этом, пытался разобраться в сложной нашей жизни. С одной стороны – бедные, с другой – богатые. Но ведь беда может случиться с теми и другими. И помочь им, спасти их может только людская доброта, жалость к ним, сочувствие, милосердие, сострадание, участие, внимание.
Сострадание… Страдание вместе с другим человеком, принятие части его боли на себя, а в итоге – счастье пополам. Это то, что всегда необходимо людям. Ни за какие деньги этого ни купить. И это ничего не стоит доброму, гуманному человеку.
И если бы людская доброта разлилась по всему свету, ушли бы из жизни страх перед будущим, тревога, одиночество, бегущая по экрану строка с криком отчаяния “Помогите!”, бомжи-призраки с мешками через плечо, бредущие от помойки к помойке …
Ведь я тоже могу помочь Марату: откажусь от очередного похода в “Макдоналдс” и куплю ему что-нибудь такое, о чем он давно мечтает. И тогда еще лучистее будут гореть его глаза в нашу следующую встречу.
Едем с мамой и папой домой. Я чувствую, что в моей душе что-то изменилось, появилась радость пополам с тревогой. Мысли о Марате не отступают. Солнышко садится, согревая нас через лобовое стекло машины. Вот его-то доброго тепла хватит поровну всем на земле. Когда я приеду домой, то обязательно позвоню Марату, и мы договоримся о следующей встрече”.