Владимира Трошина, знаменитого эстрадного певца советских времен, народного артиста, они оба любят. И за то, что он ровесник их, песни в его исполнении сопровождали их со времен давней теперь молодости, главное же – за голос берущего за душу тембра, проникновенной теплоты и искренности. И когда в радиоконцерте по заявкам изредка слышат они песню о людях в белых халатах, оба невольно замирают и не шелохнутся до последней ноты.
Смерть не хочет
щадить красоты
Ни веселых, ни злых,
ни крылатых,
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах.
Люди в белых халатах
Вот опять у нее на пути…
Ощущение каждый раз такое, что поэт, рифмуя эти строки, имел в виду конкретно именно их – супругов Гиниатуллиных, посвятивших себя благородной профессии врача. Да, без малейшей натяжки каждую строку песни можно с полным правом отнести к ним – заслуженному врачу РФ Хаят Фазыловне и заслуженному врачу РТ Асхату Гиниятовичу. Жизни многих сотен людей они буквально вырвали из когтей смерти за три с половиной десятилетия врачебной практики в районной больнице поселка Бавлы. Напоминанием тому – пожелтевшие от времени страницы районной газеты, которая не раз и не два за эти десятилетия рассказывала о буднях заведующей терапевтическим отделением Хаят Фазыловны и заведующего хирургическим отделением Асхата Гиниятовича, публиковала десятки писем благодарных пациентов.
И эти слова песни опять-таки напрямую относятся к Гиниатуллину: “Сколько раненных в битве крутой, сколько их в тесноте медсанбатов отнимали от смерти слепой люди в белых халатах…” Со второго курса Казанского мединститута ушел Асхат добровольцем на фронт. Воевал на Волховском, затем санинструктором 23-й Особой стрелковой бригады участвовал в защите осажденного врагом Ленинграда. Потом были бои в составе 1-го и 2-го Белорусских, Прибалтийского фронтов за освобождение Минска, Кенигсберга… Свидетельство усердного выполнения ратного долга – орден Красной Звезды, медаль “За боевые заслуги”. Гораздо чаще автомата приходилось держать в руках перевязочные материалы и носилки при выносе с поля боя раненых и размещении их в полевой медсанбат. Под началом главного хирурга дивизии Владимира Ивановича Максимчука санинструктор Гиниатуллин осваивал навыки экстренной помощи раненым: вначале присутствуя на операциях в качестве помощника и ассистента, а затем под наблюдением наставника сам взял в руки скальпель.
Потом уже сам Асхат Гиниятович в качестве наставника подготовит к самостоятельной практике десятки молодых врачей, будучи заведующим хирургическим отделением Бавлинской райбольницы. Напоминание об этом – сохранившиеся до сих пор письма из разных уголков страны от бывших питомцев со словами благодарности учителю.
А в Бавлы Асхат Гиниатуллин поехал по распределению по окончании мединститута и ординатуры. Было это в начале пятидесятых, в пору, когда на юго-востоке разворачивались большие дела по освоению месторождений большой татарстанской нефти. Все тогда было впервые, многое приходилось ставить с нуля. Вот и Гиниатуллину выпало быть пионером в организации в районной больнице хирургического отделения. Сам курировал строительство хирургического корпуса больницы, сам учил первый набор необходимых кадров. С его именем бавлинцы связывают первые сложные операции на легких при неотложных состояниях, расширенные и комбинированные резекции желудка при опухолях, при урологических и гинекологических заболеваниях. А уж про операции при тяжелых травмах конечностей, которые нередко случались тогда с буровиками, строителями, механизаторами, – и говорить нечего, редкий день хирурга Гиниатуллина обходился без них…
Пройдя специализацию по нейрохирургии в Ленинграде, Асхат Гиниятович внедрил в лечебную практику методы исследования и лечения этой тяжелой категории больных.
И все тридцать с лишним лет работы в Бавлах рядом была верная Хаят Фазыловна, заведовавшая терапевтичесим отделением в той же больнице. Супруги всегда служили примером не только образцового исполнения служебного долга, но и дружной, счастливой семьи, где в атмосфере сердечной доброты подрастали дети. Ничего удивительного в том, что они пошли по стопам родителей: сын с невесткой, дочь с зятем – врачи, есть среди них и доктор, и кандидат медицинских наук.
“Профессия врача – это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”, – писал Антон Павлович Чехов. В роду Гиниатуллиных эти слова – не декларируемая в назидание другим сентенция, но естественная логика поступков и образа жизни каждого члена семьи.
В марте и Асхат Гиниятович, и Хаят Фазыловна отмечают свои дни рождения, разделенные несколькими днями и пятью годами. Нынешний март примечателен для них тем, что он встречает восемьдесят пятую, она – восьмидесятую весну жизни. Пусть же под стать нынешним теплым солнечным дням будет и самочувствие юбиляров!
А песня о людях в белых халатах завершается такими строками:
Вечный подвиг –
он вам по плечу,
Ваши руки бессонны и святы.
Низко вам поклониться хочу,
Люди в белых халатах.
Шамиль МАРАТОВ.