К вам пришла проверка…

Юристы говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Юристы говорят, что незнание законов не освобождает от ответственности. Незнание законов не позволяет также отстаивать свои права. Нам часто “недодают” то, что положено, и дают от ворот поворот там, где должны разъяснить ситуацию и подсказать, что делать. Мы теряемся там, где должны проявить настойчивость и защитить самих себя. Новая рубрика в нашей газете “Ваше право” поможет читателям (и простым гражданам, и предпринимателем) сориентироваться в сложных ситуациях, найти дорогу в ведомства и службы, которые защитят их интересы. Мы надеемся на обратную связь.


Ведущая рубрики Елена ТАРАН (econom@rt-online.ru).


Любой предприниматель знает: занялся бизнесом, будь готов к тому, что к тебе в любое время могут нагрянуть проверяющие инстанции. Контролирующих органов много. Но наиболее часто предприниматели сталкиваются с проверками, которые проводят органы внутренних дел, налоговые органы, Роспотребнадзор (объединивший Санэпиднадзор и Росторгинспекцию), Государственная противопожарная служба, органы местного самоуправления, строительного надзора, таможенного, валютного и бюджетного контроля и так далее. Словом, что ни ведомство, то возможность проверить (а следовательно, и наказать) предпринимателя. Сегодня, пожалуй, никто не возьмется назвать их точное число. Кто говорит, что в стране три десятка государственных контролеров разного уровня и сфер деятельности, кто утверждает, что их полсотни.


В начале девяностых годов проверки буквально задушили предпринимателей. Это признало и само государство. Поэтому в 2001 году и был принят Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. В этот документ неоднократно вносились изменения, тем не менее в России он действует и служит своеобразной защитой бизнеса от многочисленных проверок. В каждом ведомстве существуют и различные инструкции, приказы, положения о том, что могут делать контролеры, а что им категорически запрещено. Есть еще Налоговый и Таможенный кодексы РФ, Закон “О милиции”, ряд других нормативных актов, к которым можно прибегнуть, если вы чувствуете, что проверяющий зашел слишком далеко и озабочен явно не тем, чем должен.


Конечно, предприниматель – не юрист, все законодательство он знать не может, да это и не всегда нужно. Тем не менее есть несколько основополагающих моментов, которые помогут бизнесмену защитить себя, свой бизнес и свои права в то время, когда к нему пришла проверка.


И контролер не всегда прав

Вот несколько советов, которые дали юристы и специалисты Агентства по развитию предпринимательства РТ и Торгово-промышленной палаты РТ. Итак, у вас на пороге появился проверяющий. Первый совет: не паникуйте, еще ничего страшного не произошло. Очень вежливо и доброжелательно попросите проверяющего (или проверяющих) представиться. Обязательно попросите документы, которые удостоверяют их полномочия. Не стесняйтесь выписать на отдельный листок имена и должности проверяющих, адреса контор, которые они представляют, попросите их служебные телефоны. Помните, что любая проверка проводится по постановлению контролирующего органа. У проверяющих должна быть специальная бумага, где написано, что и где они уполномочены проверять. Сей листок – не филькина грамота. Он должен быть подписан – ни много ни мало – начальником (или заместителем начальника) ведомства, которое решило провести проверку.


Если в представленных документах вас что-то смущает, перезвоните в контролирующий орган, уточните, действительно ли там работают такие специалисты, действительно ли на вашем предприятии должна проходить проверка. Если эти факты не подтверждаются, или если проверку проводят не те люди, которые указаны в документах, или к вам пришло большее число людей, чем положено, вы вправе отказать проверяющим в проведении проверки.


И еще одно немаловажное обстоятельство. В основном контролирующие органы работают по территориальному признаку. Если ваше предприятие находится в одном районе, а, скажем, приехали налоговые инспекторы из другого, то это серьезное нарушение закона.


Органы милиции также работают по территориальному признаку, поэтому обращайте внимание на то, откуда к вам пожаловали проверяющие.


Руководитель правового центра Торгово-промышленной палаты РТ Олег Елифанов в нашей беседе отметил, что есть безусловное правило, действующее при всех проверках. Если для предпринимателя “разрешено все, что не запрещено”, то для проверяющего “запрещено все, что не разрешено”. Кроме того, при наложении штрафа или другого наказания именно на контролирующей стороне лежит обязанность доказать, что вы нарушили законодательство. Кроме того, в суде не должны рассматриваться доказательства, которые были получены с нарушением закона. Например, если выемка документов контролирующими органами была сделана без составления протокола и описи, или осмотр помещения проводился без понятых…


Не спешите не подписывать акт

По результатам проверки всегда составляется акт. Не торопитесь отказываться от подписания этого документа, если он вас не устраивает. Лучше всего, советует Олег Елифанов, на этом документе написать: “С актом (протоколом) не согласен”. Поставить свою подпись и число. Если проверяющие потребуют от вас разъяснений, не нужно торопиться их давать. По закону у вас есть несколько дней, чтобы грамотно сформулировать свое несогласие с актом проверки. И еще. Обязательно поставьте прочерки в тех графах, которые не заполнены, потребуйте для себя второй экземпляр акта. Впоследствии в них может появиться что-нибудь не очень для вас приятное. Если не предоставляют второй экземпляр акта, напишите на первом экземпляре, что вам отказались предоставить копию протокола, несмотря на ваше требование.


Неподписанный акт – это чаще всего документ, свидетельствующий против вас. Или потом он может оказаться документом, который “сыграет” не в вашу пользу. В практике юристов Торгово-промышленной палаты было такое дело. Один из контролирующих органов республики потребовал от торговой фирмы провести экспертизу муки “Макфа”, которая была на складе в количестве нескольких килограммов. Предприниматель отказался на том основании, что экспертиза проводится только на импортируемые в Россию товары, а “Макфа” – продукт сугубо российский. В акте предприниматель написал, что с документом не согласен, но не оставил себе второй экземпляр. Когда дело дошло до разбирательства, в акте обнаружилась интересная цифра: оказывается, на складе муки было… четыре тонны. Конечно, юристам по платежным документам удалось доказать, что такого количества муки просто не могло быть на данном складе – столько и за год не продашь. Но у контролеров, которые провели проверку с нарушениями законодательства, всегда есть шанс и возможность что-то подправить в неподписанном документе (если к тому же предприниматель не взял для себя второй экземпляр).


Или другой пример – из практики Агентства по развитию предпринимательства. В ходе проверки одной из фирм сотрудники МВД составили акт, что данное предприятие при уборке снега выбрасывает его в “зеленую зону”. На фирму был наложен штраф в размере 10 тысяч рублей, что и было отражено в акте. Предприниматель с таким решением не согласился и обратился с заявлением в Арбитражный суд РТ. Работники МВД при рассмотрении дела так и не смогли доказать это нарушение. В результате решение контролеров было отменено в связи с недоказанностью.


Опытные юристы советуют предпринимателям: фиксируйте каждый шаг проверяющих. И сотрудники контролирующих органов допускают со своей стороны нарушения закона, которыми впоследствии можно воспользоваться. Не случайно сегодня адвокаты, владеющие процессуальным правом, ценятся гораздо больше, чем те, которые владеют правом материальным.


Время проверки строго ограничено

Принятый Закон РФ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” предписывает, что плановая проверка того или иного контролирующего органа может быть проведена не более одного раза в два года. Проверки могут быть и внеплановые, но для этого должны быть чрезвычайно веские основания. Например, если контролирующие органы получили информацию об обстоятельствах, которые могут нанести вред здоровью, имуществу людей, окружающей природе и т.д., если граждане обращаются с жалобами на нарушения их прав со стороны предпринимателей и предприятий.


Если источником информации служит анонимное обращение, то такая жалоба не должна приниматься во внимание, однако, к сожалению, контролирующие органы реагируют и на “анонимки”. Предприниматель также должен помнить, что данный закон не распространяется на все сферы контроля. Органы налогового, лицензионного контроля, предварительного следствия и дознания действуют на основании иных документов.


Проверка не должна проводиться более тридцати дней. К сожалению, в ряде случаев контролеры задерживаются на предприятиях и дольше положенного срока. Конечно, проверяющие могут найти причины для “задержки”, но привлеченный к этому делу адвокат (а без него обойтись тут трудно) поможет вам найти правильный выход.


И вообще, лучше всего вести журнал проверок, советует заместитель генерального директора Агентства по развитию предпринимательства Ольга Чиркова. Представитель контролирующего органа после каждой проверки должен оставлять соответствующую запись в таком журнале, причем с указанием даты. Если к вам раньше чем через два года пожалуют проверяющие из той же конторы, то вы всегда можете показать им журнал, где расписался их коллега. Однако предприниматели по разным причинам не ведут подобный журнал и нередко из-за этого страдают. А могли бы, наоборот, оградить себя от ненужного вмешательства в свою работу.


Не секрет, что некоторые проверяющие идут к бизнесменам отнюдь не из-за отстаивания государственных интересов. Одни действуют по наводке конкурирующих фирм, которые пытаются осложнить жизнь своим соперникам, другие выполняют заказ местных властей, которые таким образом пытаются “укротить” строптивых предпринимателей. И у нас в республике, по данным Агентства по развитию предпринимательства, есть районы, где число проверок несоразмерно велико (Лаишевский, Ютазинский, Спасский и другие районы), что сразу же вызывает вопрос: а зачем?


Кстати, Казахстан решил эту проблему достаточно кардинальным способом. Там, рассказывает Ольга Чиркова, создан специальный государственный центр, где все проверяющие оставляют запись: куда они идут с проверками, зачем, на основании каких сигналов, там же фиксируются и результаты проверок. Ни один контролер без такой записи не может направиться ни на одно предприятие. В итоге сразу выявляется полная картина: кто чаще всего куда “заглядывает” на проверку. Просто так из-за личного или какого-либо другого интереса на предприятие не придешь. Накажут, лишат должности. Для России такой центр был бы крайне необходим. Но тогда многие контролеры остались бы без работы.


Если дело дошло до суда

Как выяснилось, республиканские предприятия (и крупные, и небольшие) довольно часто оспаривают решения контролирующих органов в суде. По словам заместителя председателя Арбитражного суда РТ Григория Сергеева, в основном оспариваются решения налоговых органов и Пенсионного фонда, на остальные контролирующие организации жалобы поступают реже. Так, за девять месяцев нынешнего года Арбитражный суд рассмотрел 9848 налоговых споров. Это меньше, чем в прошлом году (в 2005 году таких дел было около 13 тысяч). И дело тут не в том, что налоговые органы стали действовать грамотнее, что предприниматели не рискуют спорить с налоговиками. Причина в изменениях законодательства. Дело в том, поясняет Григорий Александрович, что в нынешнем году введен внесудебный порядок рассмотрения подобных споров: если размер санкций, из-за которых этот самый спор возник, составляет менее 50 тысяч – для юридических лиц и менее пяти тысяч рублей – для индивидуальных предпринимателей.


В Арбитражном суде РТ привели и другую любопытную статистику. Суд удовлетворяет приблизительно 65-70 процентов заявлений, сделанных по инициативе налогоплательщика, и 70-75 процентов заявлений, сделанных со стороны налоговых органов.


С нового года, рассказывает Григорий Сергеев, число дел, связанных со спорами с контролирующими органами, скорее всего, сократится. И вновь это связано с изменениями в законодательстве, а точнее в Налоговом кодексе РФ. Удивительно, почему эти изменения прошли мимо предпринимателей, ведь они существенно изменят их взаимоотношения с налоговыми органами. В чем суть нововведений?


С первого января 2007 года вносятся поправки в статьи 46 и 47 Налогового кодекса РФ. Теперь налоговые санкции (независимо от размера) могут быть взысканы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без решения суда.


Отныне предприниматель будет вынужден опротестовывать решения налоговых органов, находясь в несколько ином положении. Раньше, идя в суд, он оставался при своих деньгах и имуществе, он решал задачу, как эти деньги не отдать, защитить. Сейчас он этих денег может лишиться, их придется возвращать, а это гораздо сложнее.


С 2009 года ситуация еще более усложнится. Если сейчас у юридических и физических лиц есть возможность выбирать, как реагировать на действия тех же налоговых органов: либо писать жалобу в вышестоящие налоговые инстанции, либо сразу обращаться в суд, то с 2009 года порядок будет несколько иным. Нужно будет сначала написать жалобу в вышестоящий налоговый орган, дождаться от него ответа и только потом направлять заявление в судебные органы. То есть процедура усложнится, растянется на неопределенный срок. Словом, никто не обещает предпринимателям легкой жизни. И рецепт выживания бизнеса, в общем-то, простой: работать по закону, знать нормативные документы, свои права и обязанности, чаще советоваться с юристами. А уж если возникла необходимость защитить свои права, нужно действовать – под лежачий камень вода не течет. Но не переборщите: всегда следует взвесить, что выгоднее: заплатить штраф или судиться? На судебных издержках в случае проигрыша можно потерять гораздо больше. Да и сами налоговые органы будут более пристально наблюдать за строптивым налогоплательщиком.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще