Почему отдыхать в России дороже, чем в Европе? Почему туристы неохотно едут в Татарстан? Как подготовить таких работников туриндустрии, чтобы они не обливали гостей супом, а, напротив, вызывали самые милые чувства и желание приехать снова? Вот какие вопросы волнуют людей, от которых зависят качество нашего отдыха и доходы республиканской казны. Накануне они собрались в Елабуге, чтобы вместе найти на эти вопросы ответы.
Здесь состоялась межрегиональная конференция “Развитие туризма в малых исторических городах”, посвященная 1000-летию Елабуги. Оговорюсь сразу: речь идет о внутреннем и въездном туризме. С международным полный порядок – море предложений и желающих провести отпуск за границей. А вот сделать так, чтобы россиянам и иностранцам был любопытен Татарстан, чтобы нам, жителям республики, было интересно здесь отдыхать, – для этого нужно хорошо постараться. А на самом высоком уровне об этой проблеме говорится потому, что во всем мире туристический бизнес – в числе самых доходных, он приносит в государственную казну немалые средства. У нас же пока доходы минимальны, хотя гостям есть что показать.
Туристы нескончаемыми потоками – на самолетах, поездах, теплоходах, пешком – направляются в Татарстан… Вот голубая мечта тех, кто собрался на конференцию. А это представители Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Академии управления ТИСБИ и других учебных заведений, готовящих кадры для туристический сферы, руководители туристических компаний, государственных музеев-заповедников, иных объектов туристического показа.
За короткий срок число путешествующих в мире почти приравнялось к числу живущих на планете – около 5 миллиардов человек, сообщил директор казанского филиала Российской международной академии туризма Кирилл Пономарев. При этом около 4 миллиардов ездят в пределах своих стран, что дешевле и ближе, – во всем мире преобладает внутренний туризм. На Россию эта закономерность не распространяется. В Турции и Египте отдыхают больше, чем в наших турцентрах, а все потому, что соотношение “цена – качество” здесь явно не в нашу пользу.
“Отец” испанской индустрии отдыха Мануэль Фрага, который в свою бытность министром туризма превратил Испанию в одного из мировых лидеров в этой сфере, сказал как-то, что туристический потенциал России неизмерим в сравнении с ее запасами нефти.
Несмотря на это, въездной туризм у нас пока – неблагодарное дело. В республике им серьезно занимаются лишь единицы. Первая причина тому – дороговизна.
– В России сегодня неинтересно отдыхать в экономическом плане, – говорит Вячеслав Самолин, президент ЗАО “Волжские путешествия”. – Вы знаете, сколько стоит путевка-люкс на десятидневный астраханский круиз? 36 тысяч рублей. За эти деньги я с женой и внуком могу поехать в Турцию, жить в пятизвездочном отеле и пользоваться всеми благами. Вместе с тем организация внутреннего и международного туризма по затратам несопоставима. Какие расходы могут быть у тех, кто отправляет людей за рубеж? Они заключают контракты с перевозчиком, с отелями и берут за посредничество. А я плачу за аренду теплоходов и должен каждый день найти 280 туристов, а это нелегко. Еще пример: в 2002 году мы “влезли” в программу приобретения теплохода, бизнес-проект должен был окупиться за три года. Но сегодня мы должны банку 35 миллионов рублей. Кто же знал, что топливо за это время в семь раз подорожает? Поэтому нужно изменить налоговое законодательство в пользу тех, кто занимается внутренним туризмом.
Недостаточно развита у нас и инфраструктура туризма – дороги, транспорт и места размещения. Даже в Казани крайне мало гостиниц среднего уровня, участников массовых мероприятий приходится расселять по окрестным санаториям.
И, конечно, кадры, которые, как известно, решают все. Кто-то из участников считает: будь в сфере туризма сплошь грамотные менеджеры, они и все означенные проблемы решат, и инвестиции привлекут. Ведь в российской туротрасли недостает двух миллионов специалистов!
Директор Института непрерывного образования Академии образования ТИСБИ Зульфия Сафина отметила, что тенденция к повышению компетентности работников туриндустрии наблюдается, но нельзя сказать, что в этой сфере повсеместно работают профессионалы высокого уровня:
– Есть фирмы, где целенаправленно занимаются обучением менеджеров, персонала, экскурсоводов. Однако, к сожалению, системная, масштабная подготовка специалистов отсутствует. Я могу это объяснить тем, что здесь в основном работает частный бизнес, ему трудно самоорганизоваться.
Другая сторона медали – сравнительно невысокие заработки менеджеров в Татарстане. Поэтому многие выпускники туристических факультетов от нас уезжают, и часто – за границу.
Следующая преграда, которую пробить пока не удается, – невысокая популярность Татарстана в туристическом мире. Всплеск интереса вызвал тысячелетний юбилей столицы, но этого недостаточно, здесь нужно сформировать устойчивый спрос. В Москву, Санкт-Петербург или по Золотому кольцу люди едут и без рекламы, но нам нужно активно продвигать свой регион на туристическом рынке. Кто-то предлагает делать ставку на татарские диаспоры, представители которых с удовольствием едут на историческую родину, кто-то – на молодежь, как наиболее мобильную часть населения. Только нельзя допускать при этом маркетинговых просчетов, как, например, Латвия: рекламируя себя как место самого дешевого отдыха, прибалтийское государство получило в ответ массу студентов и подростков со всей Европы, которые стали захламлять местные города, ухудшая криминогенную ситуацию.
В борьбе за туристов на первый план выходят малые города, которым и была посвящена конференция. Они обладают привлекательными объектами показа и более благоприятной экологической средой, чем мегаполисы, отметил начальник отдела организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Михаил Гермогентов. В России много интересных поселений, сохранивших свою самобытность, но в которых жизнь как будто замерла. Елабуга – полная им противоположность. Это один из первых городов в республике, где начали развивать туризм. Число туристов, посетивших здешние музеи, за пять лет увеличилось в 2,3 раза и достигло 135 тысяч человек в год, а количество принятых туристических теплоходов выросло в десять раз. Как заметила директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко, первые шаги по упорядочению в этой сфере были приняты некоторыми туроператорами в штыки. Дело в том, что распоряжением главы администрации все туристические группы должны покупать пропуск в историческую часть и ездить только в сопровождении местного экскурсовода. Теперь, через четыре года, практически все группы оформляют заявки как положено.
Решением городских властей введен ряд серьезных льгот для тех, кто занимается турбизнесом. Они освобождены практически от всех налогов.
Новый импульс развитию туризма дали подготовка к празднованию 1000-летия Елабуги и создание в районе особой экономической зоны. Планируется обновить или реконструировать практически все объекты истории и культуры. Учитывая, что основной проблемой было размещение туристов, создаются новые гостиницы в исторической части, развивается индустрия развлечений, чтобы человек получил от поездки все, чего ждал. С ОЭЗ связано развитие делового туризма. Только с начала года город посетило более сотни иностранных делегаций.
Предстоящий в 2007 году юбилей Елабуги обострит проблему кадров в туротрасли. Ведь кому-то нужно встречать и обслуживать многочисленных гостей. Даже в Казани не хватало для этого людей, владеющих иностранными языками, пришлось срочно проводить обучающие курсы. В Елабуге начали готовить экскурсоводов из числа студентов. На конференции было объявлено и об открытии в городе представительства международной кафедры ЮНЕСКО Академии управления ТИСБИ, чтобы системно, качественно заниматься подготовкой и повышением уровня специалистов в сфере туриндустрии и гостеприимства.
Туроператоры высказали свои предложения. Вячеслав Самолин призвал лучше рекламировать город, так как его клиенты часто предпочитают плыть на теплоходе в Нижний Новгород или Самару, просто не зная, что можно увидеть в Елабуге. По его мнению, к стандартным посещениям музеев нужно добавить новые виды отдыха – рыбалку, ужин в местной семье с дегустацией национальных блюд – иностранцы “клюют” именно на это.
И все же без помощи государства воплотить мечту о все возрастающем потоке туристов невозможно. Другая сторона проблемы – отсутствие зачастую готовности эту помощь принять. Показательный факт – немецкие бизнесмены готовы вкладывать деньги в Татарстан уже сейчас, но, оказывается, не во что – у городов нет готовых туристических бизнес-проектов.
Представители Центра перспективных экономических исследований Академии наук Татарстана рассказали о концепции программы развития туризма в республике. Однако оказалось, что разработчики ее трудились обособленно, не приглашая к сотрудничеству тех, для кого эта программа составляется. Отсюда ее слабые стороны.
Вывод, который сделали участники конференции, – надо чаще встречаться и действовать совместно. Ведь если туристы полюбят Татарстан, от этого выиграют все.