Не боги горшки обжигают

Еще в семидесятые годы прошлого века поднимался вопрос о возрождении в Пестречинском районе гончарного производства.

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

Еще в семидесятые годы прошлого века поднимался вопрос о возрождении в Пестречинском районе гончарного производства…


Село Пестрецы издавна славилось своими мастерами-горшечниками. Вначале лепили посуду, необходимую для крестьянского быта, обжигая ее в примитивных печах, выложенных прямо в землянках, где добывали глину. С годами горшечное дело развивалось, приобретая все более массовый характер. Чтобы поднять заработок, некоторые крестьяне стали изготовлять орнаментированную посуду. Пионеров художественного промысла поддержали преподаватели Казанского художественного училища, которые делали эскизы росписи для посуды, а также учили этому делу самих кустарей.


В связи с подготовкой Всероссийской научно-промышленной выставки, проходившей в Казани в 1890 году, промыслом заинтересовалось Казанское уездное земство, выделив средства на постройку усовершенствованных печей для обжига. Пестречинцы изготовили для выставки неплохие образцы художественной посуды, которая вызвала интерес посетителей и нашла достойный сбыт.


Вскоре после выставки уже четверть всего населения Пестрецов кормилась гончарным промыслом. “При 356 дворах этого села находятся 66 гончарных заведений и несколько небольших кирпичных заводов, расположенных за селом весьма скученно, – читаем в “Казанской газете” за 1903 год. – Рассматриваемый промысел составляет существенное подспорье хозяйству, давая заработок населению в свободное от полевых работ время. Причем дело это не представляется вредным в санитарном отношении и не требует больших затрат первоначальное образование”.


Недаром в 1911 году именно в Пестрецы приехали выпускники Петербургского промышленного училища художники-керамисты Александр Иванович и Елена Владимировна Ильинские. Приехали, чтобы вдохнуть новую жизнь в старый гончарный промысел.


В Пестрецах они построили и оборудовали на земские деньги учебно-производственную мастерскую. Под их руководством наиболее одаренные деревенские дети изучали искусство прославленных гончаров Древней Греции, перенимали опыт местных мастеров. В результате сугубо гончарная мастерская постепенно переросла в производство художественной керамики, а также облицовочной плитки и черепицы.


Александр Иванович Ильинский экспериментировал с красками и глазурью, выписывал из-за границы оборудование, монтировал его, а печи для обжига складывал сам.


Кто знает, может быть, Пестречинская мастерская и поныне готовила бы гончаров-художников, но в страшный голод начала двадцатых годов XX века она растеряла своих учеников. Разбрелись мастера, уехали в родной Воронеж и Ильинские…


В шестидесятые годы прошлого века помещения мастерской, которые так любовно обустраивал Александр Иванович Ильинский, отвоевал у местных гончаров тогдашний главврач районной больницы. А после того как умер Иван Степанович Чернов, старейший из пестречинских мастеров, гончарные круги и вовсе остановились.


И поныне во всем Пестречинском районе, несмотря на запасы высококачественного сырья, не нашлось человека, который бы воскресил эту прекрасную традицию. Может быть, скажете вы, нет спроса, потому и не спешат здесь возродить былую славу пестречинской керамики?


Спрос есть, да еще какой! К примеру, недавно к нам в Республиканский научно-методический центр народного творчества пришла женщина с тяжелыми сумками. Она принесла глиняные изделия, изготовленные ее семьей. Разложила прямо в фойе звонкие глиняные колокольчики, диковинные фигурки дедов, избушки из глины с полудрагоценными камнями. Все это теперь называется оберегами. Почти каждый сотрудник центра приобрел что-нибудь для себя и детей, потому что изделия привлекали не только изяществом исполнения, но и доступностью цен. Глина – материал почти дармовой, этим и обуславливается относительная дешевизна керамических изделий.


В прошлом педагог-лингвист, а ныне пенсионерка, Нина Александровна Власова приехала из Марий Эл, где и организовала свой маленький семейный бизнес. Для этого ей понадобилась не только природная смекалка, но и знание предмета. В их семье всегда царила творческая атмосфера. Нина Александровна поощряла художественные наклонности детей. Она и сама вела в школе кружок рукоделия. Однажды младший сын, вернувшись из Прибалтики, привез образцы местной керамики, поразившей их своей красотой и изяществом. И тогда старший сын на семейном совете предложил взять ссуду в банке, закупить муфельные печи, а мастерству отлива керамики их стал учить его знакомый керамист Евгений Гребенкин. И все дружно взялись за дело. Так вся семья овладела новым ремеслом. Вскоре их изделия появились на рынках Йошкар- Олы, а затем и в соседнем Татарстане, где они пользуются не меньшим спросом.


А еще вспоминается мастер – самородок Надя Кривоносова из Лаишева, которая не только сама овладела искусством дымковской игрушки, но и обучила ему многих своих земляков. Да только мало нынче одного таланта. Чтобы народное творчество приносило людям не только радость, но и хлеб насущный, надо обладать еще многими качествами. К сожалению, нынешние предприниматели пока обходят стороной сферу искусства, хотя при умелом подходе вложенные средства довольно быстро окупаются. Уверены, что именно среди молодых и предприимчивых людей надо искать и продолжателей дела пестречинских гончаров. И не просто возродить древний народный промысел, но, опираясь на традиции русского и булгарско-татарского гончарного искусства, обогатить его современными художественными решениями.


Людмила СУХАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще