На минувшей сессии Госсовета РТ депутаты ломали копья вокруг проблемы игровых автоматов. Правительство настаивало на том, чтобы определить две зоны их распространения, некоторые же из участников дискуссии считали, что этот вопрос находится в компетенции местных органов власти. Однако приверженцы разных точек зрения сходились в том, что в этой сфере необходимо навести порядок. Вот мы и спросили наших читателей: как, на их взгляд, следует бороться с игроманией?
Наиля Лазарева, директор Чистопольского медицинского училища: Я сама провела опрос среди преподавателей нашего училища. По общему мнению, при высоком уровне безработицы, преступности, низких доходах горожан игровые салоны стали настоящим бедствием, и с этим надо что-то делать. По логике необходимо больше думать об организации спортивных, интеллектуальных игр, не жалеть денег для поощрения победителей. Нужно больше внимания уделять развитию культуры, здорового образа жизни населения. На мой взгляд, вынос игровых салонов на окраину или за пределы города мало что изменит. Не думаю, чтобы и наши соседи, камскополянцы, были в восторге от открытия у них не промышленных предприятий, а салонов игровых автоматов. Это – не выход из положения.
Николай Воропаев, директор профлицея №98 (Заинск): Конечно, все игровые автоматы следует разместить где-то в одном месте. Эти салоны должны быть под жестким контролем милиции, Федеральной службы безопасности и других контрольных органов. Но нельзя выводить их за черту города. Взять, к примеру, Заинск. Выведем мы эти автоматы к черту на кулички. И что будет? Там весь криминал сконцентрируется. И без того мы, жители окраинных микрорайонов, которые находятся у кромки леса, на себе чувствуем всю “прелесть” такого соседства. Да и профлицей наш тут, неподалеку. Кто только сюда не приезжает, и чего только тут не происходит! Так надо ли усложнять обстановку? Все-таки тут большая ответственность ложится на плечи местных властей. Вопрос по-настоящему сложный, и с наскока его решать нельзя.
Гульмира Арифжанова, менеджер фирмы “Саяр” (Набережные Челны): Наша беда в том, что есть игровой бизнес, но нет культуры игровой индустрии. Не получится ли так, что мы всем миром кидаемся изобретать колесо? А как там, на Западе, решается этот вопрос? Как они оберегают своих детей от этой пагубной страсти? То, что творится в Челнах, просто пугает. Радует, что наш новый глава оценил всю серьезность ситуации и определенные меры уже принял. По мне, так я бы все эти автоматы вывела бы за черту города. Ну не может устоять ребенок или старушка перед соблазном быстрого и легкого обогащения! И сколько ни объясняй – бесполезно. Пусть уж тогда хотя бы перед глазами не маячат эти автоматы!
Вячеслав Веденеев, олимпийский чемпион (Москва – Заинск): Игромания – это серьезнейшая проблема. Вопрос глубокий, и начинать надо было не с паники по поводу игровых автоматов, а с духовного здоровья нации. Знаете, я в 1965 году в первый раз попал в Швецию. Так уже тогда эти игровые автоматы там стояли на каждом углу. И ведь ничего, не погибли шведы. Беда в том, что на наших детей обрушилось столько всего неизведанного, что разум многих просто не устоял. И виноваты в этом мы, взрослые. Это мы им такую жизнь построили! А игровые автоматы… Ничего уже тут не сделать. Это болезнь, ею надо переболеть. И она пройдет. Тут я слышал, что у вас собираются вывести игровые салоны за черту городов. А толку не будет от этого. В этих точках гарантированно будут процветать наркомания и другие пороки вдогонку к азартным играм. Что мы посеяли, то и пожинаем сегодня…
Ольга Епишина, юрист Минземимущества РТ: Трудно бороться с тем, на что есть спрос. А на игровые автоматы у нас, особенно в последние годы, спрос растет. То, что предлагают создать игровую зону в определенном месте, например в Камских Полянах, – это один из вариантов решения проблемы. Я даже бы выбрала место как можно дальше от Казани, чтобы пожилые люди, которые ежедневно прилипают к “одноруким бандитам”, не смогли постоянно ездить в татарстанский Лас-Вегас.
Если государство взялось контролировать игорный бизнес, то я бы предложила поднять арендную плату для игровых залов. Тогда, думаю, они перестали бы плодиться в геометрической прогрессии. Для сравнения скажу, что сегодня рекламные службы платят за аренду в три раза больше, чем казино. А еще я бы запретила в игровых залах бесплатно давать спиртное, как это широко практикуется для массового привлечения посетителей.
Ирина Кудряшова, домохозяйка (Казань): Я считаю, что игромания – это болезнь инфекционная, а следовательно, заразная. Как бороться с инфекцией? Изолировать больных и лечить. А для этого сначала нужно обезвредить вирус. “Вирус” игромании – это игровые автоматы. Нет салонов – нет и болезни. Я не понимаю, почему взрослые тети и дяди с трибуны с умным видом говорят о серьезности проблемы, но никаких кардинальных мер не предпринимают. Разве можно лечить, например, холеру, ограничив ее распространение одним населенным пунктом? Зараза все равно будет распространяться дальше. Если мы не готовы противостоять “вирусу” игровых автоматов, то нужно просто запретить салоны. Повзрослеем, окрепнет духовное здоровье детей, тогда можно будет подумать о послаблениях. А сегодня получается так: печалимся о подрастающем поколении, а сами боимся посмотреть правде в глаза.