Обыкновенное чудо Павла Елистратова

“Вторым Мичуриным” окрестили жители села Ямаши Альметьевского района своего односельчанина Павла Елистратова.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

“Вторым Мичуриным” окрестили жители села Ямаши Альметьевского района своего односельчанина Павла Елистратова. И есть за что.


Недавно на своем участке ему удалось вырастить настоящие… кофейные бобы. Два года отдал этому делу Павел Яковлевич. Попробуй-ка в нашем климате вырастить кофе, который вызревает только в таких жарких странах, как Бразилия и Индия. Первое время ничего не получалось: то заморозки погубили побеги, то по непонятным причинам растение начинало гнить. И вот недавно из Омска знакомые прислали один из сортов кофе, который и прижился на участке. “Даст бог, на следующий год свой кофе пить будем”, – радуется селекционер. И таких чудес в саду Павла Яковлевича, который отметит нынче 78-й свой день рождения, немало.


Его дом в Ямашах найти несложно: белая двухэтажная постройка, утопающая в зелени, находится в самом центре села и сразу привлекает внимание.


Открываешь калитку – и словно попадаешь в другой мир. У входа растут кусты малины. Вроде бы самые обычные, да только ягоды на них такие крупные, что на ладони больше трех не помещается, и сладкие. Рядом – рябина, ее ярко-оранжевые гроздья сразу бросаются в глаза. А удивительна она тем, что на ее ветках зреют… груши. И не только на рябине, но еще на ирге и яблоне. Оказывается, Павел Яковлевич частенько прививает новые сорта одной культуры к веткам другой, уже взрослой. Так плоды быстрее созревают и не нужно ждать несколько лет, пока дерево вырастет и начнет плодоносить.


От калитки к дому ведет аккуратная дорожка, огибающая молодую пихту. Радушный хозяин приглашает на чашку чая. И без предисловий, увлеченно начинает рассказывать о саде и пасеке. “У нас в семье всегда держали пчел и занимались садоводством. Сызмальства отец приучал к труду, вот и по сей день сидеть без дела не могу. Да и не хочу: пока силы есть, буду работать”.


Поддерживая беседу, хозяин успевает заварить ароматный чай и ставит пиалу с медом. Чай у Павла Яковлевича особый, заваривается он на разных травах. Среди них неизменна перечная мята. Такой чай, по мнению садовода, помогает оставаться бодрым и жизнерадостным в течение всего дня. Ну а что касается меда, то хозяин называет его не иначе как панацеей от всех болезней. “Нет ничего полезней меда, – говорит он, – это сладкое лекарство лучше всяких микстур помогает от разных хворей. Я один в год съедаю около сорока килограммов и для своих лет чувствую себя хорошо. Да и конфеты никакие не нужны!” Историй, связанных с пасекой, в памяти пчеловода множество: и перенес больше ста укусов насекомых за раз, и на дерево лазил, чтобы диких пчел поймать, и падал с этого дерева, и эксперименты ставил по улучшению медосбора. В результате его пчелы давали меда почти в два раза больше, чем на других пасеках села.


Недавно решил записать все выводы, сделанные за долгие годы работы на пасеке, – получилась целая статья. Послал ее в один из тематических журналов в Москву, хотел своим опытом с другими людьми поделиться. В письме попросил выслать ему новую книгу по пчеловодству, о которой писал журнал, даже деньги в конверт положил. Долго ждал, да только ни ответа, ни книги, ни денег так и не дождался. “Возможно, письмо где-то затерялось, а может быть, мою статью просто выкинули, – вздыхает он. – Да ведь все, что там написано, сам применял на практике, результаты получились хорошие. Да и книжку уж больно хотелось почитать…”


Мед в этом доме подается не только к чаю, знает хозяин еще и множество рецептов медовых напитков. “Во время жары я спасаюсь от жажды только калиновым соком на меду, – делится своими секретами садовод. – Это очень полезный напиток, в нем столько витаминов, что если запасти его на зиму, никакой грипп не страшен”. Когда в семье гости, радушный хозяин всегда угощает медовухой собственного производства. Издавна на Руси этот напиток пили на всех праздниках. Самыми лучшими считались монастырские меды. Многие цари посылали своих медоваров “на стажировку” в монастыри. Для улучшения вкусовых качеств и цвета в медовуху добавляли фруктовые соки или ягоды. Сейчас, конечно, медовуху уже редко где попробуешь, а во времена Петра I на царских пирах выпивали до трехсот ведер напитка.


А скоро у Павла Яковлевича появится еще одно угощение для гостей. Предположительно, на следующий год вырастут первые елистратовские грецкие орехи и фундук. Посадить эти два южных растения, как и кофе, селекционер планировал давно, да все никак не получалось. И вот недавно задуманное осуществилось: саженцы прижились и стали набирать силу.


Помимо яблок и груш, о которых уже было сказано, садовод успешно выращивает виноград и дыни. Говорит, они по вкусу даже лучше привозных. Причем виноградная лоза вьется практически по всем деревьям в саду, который становится похожим на бразильскую фазенду из телесериала (и кофе как раз к месту приходится). Я поначалу удивилась, когда разглядела виноград на ветке яблони, подумала: уж не привил ли Павел Яковлевич и его тоже к дереву? Он, заметив мое удивление, пояснил: “Виноград – растение теплолюбивое, все к солнышку тянется, цепляется за деревья”. Не успела я и двух шагов сделать, как увидела: тыква растет, а на ней огурец; опять, наверное, два растения тесно переплелись? Оказалось, привитый огурец и вправду вырос на тыкве.


Иногда Павел Елистратов гостей молодой картошкой со своими же грибами угощает. На его огороде плодоносят лучшие сорта картофеля. А у самой изгороди растут и грибы. Да-да, не удивляйтесь. Там для них созданы все условия: сыро, тень и трава невысокая.


Думаете, на этом хозяйство ямашинского садовода заканчивается? Ничуть. Есть у Елистратова даже свое рыбное хозяйство. Выкопали водоем на участке своими силами, а когда все было готово, решили разводить там карпов. Сказано – сделано. С тех пор в доме часто варится уха. И каждое утро у воды можно увидеть Павла Яковлевича с сетью или удочкой. “Рыбалка для меня лучше всякого отдыха, да и место тут хорошее, иногда просто прихожу сюда за рыбой понаблюдать”. Так, в заботах по хозяйству проходят дни. Дети и внуки уже давно выросли, переняли опыт селекционера и продолжили занятия пчеловодством и садоводством.


…Недавно в семье Елистратовых случилось горе. Умер старший сын Александр – сердце не выдержало. А затем жену Павла Яковлевича увезли в больницу. Он остался дома один, но духом не падает. “Каждому человеку тяжело бывает, – говорит Елистратов, – но всегда надо жить дальше и работать – только труд нас спасет”.


Когда мы покидали этот удивительный двор, Елистратов сидел на крыльце своего дома и размышлял, глядя на закат. А в воздухе витал неповторимый аромат горьковато-приторного меда и перечной мяты.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще