Каждая женщина стремится быть красивой. И это стремление обуславливается не просто представлениями об идеальной внешности, а, как правило, навязывается стереотипами, диктуемыми в основном рекламой и телевидением.
“Красавица грядет” – так с древнеегипетского переводится имя царицы Нефертити. Но не многие ценители красоты знают, какие выводы сделали английские археологи, нашедшие мумию великой женщины. Оказывается, царица всегда гладко брила голову, чтобы было удобнее носить высокую корону, а в ушах у нее оказалось по 5-6 сережек. Под такое описание попадает, скорее, большая часть сегодняшней неформальной молодежи.
Известные стандарты греческой красоты, олицетворением которых является богиня Венера, тоже для нас, сегодняшних, не очень подходят. Едва ли кто из современных женщин захочет быть похожей на нее.
Да и жгучие блондинки с пышными формами а-ля Мэрилин Монро тоже уже не в моде.
Идеалом для женщин по всему миру стала высокая, худая и немного угловатая девушка с подиума. Сухопарые модели заполонили телевидение и рекламные щиты, в элитных магазинах продают одежду не больше 48-го размера.
Прекрасная половина человечества, попадая под влияние рекламного гипноза, оказывается несвободной в своем поведении. Об этом впервые сказала еще в начале 90-х годов прошлого века американская писательница Наоми Вулф в своем бестселлере “Миф о красоте”. И действительно, реклама формирует свою модель поведения, которой женщины беспрекословно подчиняются. Ученые выяснили, что из сорока дам лишь одна соответствует современным модельным стандартам, остальным же приходится бороться за счастье обладать идеальной фигурой.
Да и счастье ли это? Врачи утверждают, что любая борьба со своей конституцией не может пройти без вреда для здоровья. Но не все осознают, какую опасность таят постоянный контроль за весом и стремление ограничивать себя в еде. Оказывается, такое поведение может спровоцировать появление двух очень редких, но опасных болезней – анорексии и булимии. Об этих недугах говорить стали сравнительно недавно, до конца они еще не изучены.
Обо всем этом 22-летняя казанская студентка К. узнала на собственном опыте. В тот год навалилось все сразу: дома проблемы, с учебой не ладилось, да еще и любимый парень ушел к подруге. “Я старалась забыть обо всех невзгодах, – рассказывает девушка, – и не заметила, как стала необычно много есть. Пища стала, как ни странно, для меня успокоением, когда было особенно плохо. Кто-то курит, употребляет алкоголь, чтобы расслабиться, а я просто ела. Сильно поправилась и решила сбросить вес. Увы, перепробовала различные диеты, но ни одна не помогла. Кто-то посоветовал вызывать рвотный рефлекс после каждого приема пищи…” Девушка даже и не предполагала, что серьезно больна. А тем временем две коварные сестры – булимия и анорексия – уже наносили молодому организму вред. Вес начал резко снижаться. Потеряв половину изначальной массы тела, студентка в критическом состоянии попала в реанимацию одной из больниц Казани. Там ей и объяснили, с какими заболеваниями она столкнулась.
Врачам пришлось восстанавливать организм девушки в течение четырех лет.
“Если бы я знала об этих недугах раньше, – говорит она, – не довела бы себя до такого состояния. Как подумаю, сколько девушек истязают свой организм диетами, не зная, что с ними происходит, становится не по себе”.
Нервная анорексия – заболевание психологического характера, и подвержены ей большей частью девушки, молодые женщины в возрасте от 15 до 25 лет. Причиной возникновения болезни служат, как правило, стресс, депрессия (чаще всего подростковая) или сильная эмоциональная травма. Нередко девушки просто внушают себе, что страдают от излишнего веса, и начинают усиленно бороться с “лишними” килограммами с помощью различных таблеток или диет. Если это продолжается долгое время, организм просто перестает принимать еду. Это и есть нервная анорексия. Справиться с болезнью самостоятельно практически невозможно, корни ее не в желудке, а уже в голове. Ученые полагают, что по силе воздействия анорексия и булимия стоят в одном ряду с наркоманией и алкоголизмом. Многие пациенты психоневрологических клиник, страдающие от этих редких недугов, утверждают, что испытывают настоящее наслаждение, избавляясь от всего съеденного за обедом или ужином, поскольку во время принятия пищи у них возникают чувство дискомфорта, волнение и даже страх. Для некоторых больных анорексией сам вид еды вызывает отвращение, именно они чаще всего и попадают в реанимацию в крайне тяжелом состоянии.
Врачу-психотерапевту из Казанского психоневрологического диспансера Альберту Хабибуллину не раз приходилось сталкиваться с анорексией. “Можно примерно составить психологический портрет человека, склонного к данному заболеванию, – комментирует Альберт Махмутович. – Это, как правило, люди спокойные, иногда меланхоличные, угрюмые, замкнутые, молчаливые и очень упрямые. Это, естественно, не значит, что все они обязательно заболеют анорексией. Главным фактором, способствующим болезни, все-таки остается окружающая среда – семья, знакомые, телевидение, реклама, Интернет и так далее. Лечение проходит очень трудно, так как помимо курса общей реабилитации необходимо пройти множество психологических тренингов. Но даже после окончания всех процедур не всегда можно полностью восстановить психологическое и физическое здоровье”.
Спровоцировать анорексию может другая, казалось бы, совершенно противоположная болезнь – булимия. Это неконтролируемая потребность в приеме пищи, или попросту обжорство. Она может возникнуть также из-за эмоциональной травмы или желания похудеть. Психологические нагрузки и диета могут превратить голод в навязчивую идею съесть все, что попадется под руку. “В моей практике был случай, – рассказывает Альберт Хабибуллин, – когда пациентка призналась, что не может остановиться, пока не отправит в желудок все продукты из холодильника, включая масло и различные соусы”.
О булимии открыто стали говорить после трагической гибели британской принцессы Дианы, которая, как выяснилось, тоже от нее страдала.
Приступы обжорства у больных женщин наступают периодически – раз в день, в неделю или даже в месяц. Большинство даже не подозревают, что больны, считая тягу к еде лишь женской слабостью. Каждый раз страдающие от булимии дают себе слово больше не наедаться и каждый раз его нарушают. Больные, как правило, страдают в одиночестве, а это только усугубляет их угнетенное психологическое состояние. А дальше начинает развиваться анорексия. Вот и получается, что обжорство в конечном счете приводит к крайнему истощению.
В XVIII-XIX веках среди людей благородного происхождения по нормам этикета было принято чрезмерное употребление пищи и последующее использование рвотного рефлекса для очищения желудка. Поэтому аристократы на званых обедах появлялись со специальными перьями, которыми щекотали себе небо. Время это ушло, а проблема, получается, осталась. Только нормы этикета заменили реклама и нынешние представления об идеальной женской внешности.
Один остряк как-то задал шуточный вопрос: “Есть ли предел у диеты?” Оказывается, есть, и ответ на него уже нешуточный – это булимия и анорексия.