Практически все окна этого дома забиты фанерой. В единственном стекле, чудом сохранившемся, – дыра, небрежно заткнутая занавеской. Дом не отапливается – даже в зимней одежде здесь пробирает холодок. На столе горит газовая горелка. Двое детишек сидят на кровати, а третий, которому на вид семь-восемь месяцев, сидит на полу в мокрых ползунках. Отец и мать пьяные…
В апреле прошлого года в Аксубаевском районе был открыт социальный приют для детей и подростков “Мечта”. Необходимость в нем назрела давно. Что, к примеру, делать с бродяжками, которые сбегают из неблагополучных семей? А их год от года становится все больше. Кроме того, есть еще и другая проблема. После того как отца и мать лишают родительских прав, дети все равно остаются жить с ними. Так как прежде чем устроить ребенка в интернат или детский дом, необходимо собрать массу документов. Да и сам ребенок должен быть в полном порядке – здоров, помыт и причесан. Если сбор документов упирается только во время, то вторая проблема практически не решаема. Кто будет лечить, кормить и поить детей, если они не нужны ни матери, ни отцу? Поэтому житье с “бесправными” родителями затягивалось раньше на неопределенный срок.
Вообще, с неблагополучными семьями в районе всегда велась работа, они были на учете и периодически проверялись представителями центра социального обслуживания и комитета по делам несовершеннолетних. Но одно дело – проверять и констатировать факты, а совсем другое – реально решать проблему. С появлением “Мечты” эта возможность появилась.
И на самом деле, функций у приюта оказалось гораздо больше, чем просто у перевалочного пункта между родительским гнездом и государственным.
“Приют рассчитан на весь район, – говорит специалист по социальной работе Лидия Зайцева. – Сюда ребенок может попасть и по желанию, для этого достаточно написать заявление. Подобные случаи в “Мечте” есть. К примеру, перед открытием приюта пришел сюда тринадцатилетний подросток, все осмотрел, ему понравилось, и попросился здесь остаться, так как в семье ему жилось несладко”.
Вообще, в “Мечту” могут попасть любые дети. Даже в благополучных семьях возникают проблемы. К примеру, уехал отец в командировку, а мать положили в больницу – за детьми смотреть некому. В таком случае они могут временно пожить в приюте. Но, как говорят сами работники, таких прецедентов пока нет.
Да и сироты в приюте – большая редкость. Как правило, у них находятся сердобольные родственники. В основном “Мечта” стала домом для ребятишек, родителей которых больше заботит проблема, где достать денег на бутылку, нежели собственные дети.
Картину, описанную в самом начале статьи, наблюдала бригада социальных работников, которые периодически проверяют семьи, взятые на учет как неблагополучные. Сейчас в нее входят и работники приюта. К слову, малыш, которому на вид было семь-восемь месяцев, оказался по документам полуторагодовалым. Но он не то что ходить, даже стоять пока не может. Естественно, ребятишек из такой семьи сразу же забрали в приют.
Сейчас в “Мечте” тридцать один ребенок – именно на такое количество мест приют и рассчитан. Здесь есть свой земельный участок, подсобное хозяйство, состоящее из кроликов и коровы. За всем этим старшие ребята следят сами: по графику чистят сарай, снег на улице, кормят животных. В общем, без работы не остаются. Учатся они в соседней школе, которая находится через дорогу. Малыши же проводят весь день в приюте. Здесь для них готовят вкусные завтраки, обеды и ужины. Есть специально оборудованная игровая комната, и нянечки всегда рядом с ребятишками.
В приюте работают психологи – как с детьми, так и с их родителями. Вообще, главная цель “Мечты” – вернуть ребенка в родную семью. Не ту, где кроме тумаков и пьяных родителей он ничего больше не видит, а в ту, где мама и папа заботятся о нем и любят. Ведь никакой, даже самый лучший приют, не заменит родительской любви.
Конечно, цель – вернуть ребенка в нормальную семью – не всегда достижима в полной мере. Тем не менее есть здесь добрые примеры. К примеру, троих ребятишек из приюта забрали приемные семьи. “Низкий поклон таким папам и мамам”, – с теплотой говорит Лидия Зайцева. Есть и другой пример, когда мать пятерых детей, пристрастившаяся к бутылке, не без помощи “Мечты” смогла изменить свою жизнь: нашла работу, обустроила семейный быт, и теперь дети для нее – самое главное в жизни.
Естественно, так кардинально меняют свою жизнь немногие. “Вообще, большинство родителей, когда узнают, что детей могут забрать не на словах, а на деле, начинают меняться: обустраивать свой быт, ремонтировать дом”, – говорит Лидия Зайцева. Так что “Мечта” стала для таких в этом отношении своеобразным “кнутом”. Однако ей одной не по плечу решить проблему всех беспризорников из неблагополучных семей даже собственного района. Ведь люди в основном спиваются из-за безработицы.
“Наш район сельскохозяйственный, нормальную работу найти очень сложно, – считает начальник управления социальной защиты в Аксубаевском районе Наиль Валиуллин. – Поэтому и пьют, особенно в селах, и особенно зимой, когда в поле нет работы”. С ним согласна и Лидия Зайцева: “Пока государство не займется вплотную этой проблемой, она не решится. Причем это должно начинаться с федерального уровня, так как подобная ситуация характерна для всей России”.