Можно ли рядовому человеку попасть на прием к министру? Чтобы ответ на этот вопрос однозначно звучал утвердительно, в 2000 году Кабинет Министров РТ принял постановление, согласно которому установлен “единый приемный день граждан в органах государственного управления”. Повсеместным “днем приема” объявлен вторник. Именно в этот день руководители министерств, госкомитетов, ведомств, администраций районов и городов Татарстана должны принимать граждан по личным вопросам. Так что, по идее, каждый вторник у нас с вами есть возможность заглянуть в глаза первому лицу любого министерства и рассказать ему о своей проблеме в надежде, что теперь-то она будет решена.
Что говорит статистика
По данным отдела писем и приема граждан аппарата Кабинета Министров РТ, в 2002 году в министерствах и ведомствах лично первыми лицами было принято 1629 человек, в 2003 году эта цифра увеличилась до 4603.
Наиболее часто письменные обращения поступали по итогам прошлого года в следующие министерства и ведомства (от самого популярного по убыли): Министерство социальной защиты, Фонд социального страхования, Министерство внутренних дел, Государственная регистрационная палата, Главное архивное управление при Кабмине РТ, Государственная жилищная инспекция, Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ, Государственный жилищный фонд при Президенте РТ, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство здравоохранения.
Что же касается приема первыми лицами, то в 2003 году с министром сельского хозяйства встретились 243 человека, с министром социальной защиты – 207, здравоохранения – 156, внутренних дел – 118, строительства и ЖКХ – 106, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – 91, с министром связи – 110 человек. Плюс к этому руководителями Государственного жилищного фонда при Президенте РТ было принято 154 человека, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РТ – 153, Государственной регистрационной палаты Татарстана – 112 посетителей.
Это, так сказать, лидеры в непосредственном общении с населением. Конечно, если взять общее количество вторников в году, а их где-то 48, и предположить, что министр в день в среднем принимает по 5 человек, то получится цифра 240. Сравнивая статистику по 2002-2003 годам, можно сказать, что население и министры стали встречаться чаще.
Тем не менее, по данным руководителей министерств и ведомств, из общего количества устных и письменных обращений граждан в 2002 году 45 процентов решено положительно. В прошлом году эта цифра возросла до 77,8.
В общем, судя по этим данным, министры год от года работают все лучше, нас с вами принимают все чаще, наши проблемы решают все успешнее. Но сухая статистика мытарств по чиновничьим кабинетам не отражает. Трудно ли встретиться с первым лицом министерства или ведомства? С какими проблемами люди идут к министру? Как происходит это на практике? Ответы на эти вопросы мы решили поискать в Министерстве социальной защиты РТ, которое, по статистике, пользуется у населения самым большим спросом.
Этап первый – общественная приемная
В фойе министерства сразу бросается в глаза график дней приема населения: во вторник принимает министр, в среду, четверг, пятницу – его заместители. Но прежде чем встретиться с глазу на глаз с руководителем министерства, люди попадают в общественную приемную, которая работает ежедневно (кроме субботы и воскресенья). Вход свободный. В четырех кабинетах население принимают специалисты: по вопросам льгот – с 9.00 до 18.00, по вопросам медико-социальной экспертизы – с 9.00 до 15.00. Здесь же можно оформить документы на получение автомобилей и кресел-колясок. Еще один плюс в работе общественной приемной – “горячая линия”. Позвонив по телефону, можно получить ответы на многие вопросы.
– За день мы принимаем в среднем 25-30 человек, – рассказывает ведущий специалист сектора писем и приема граждан министерства Светлана Батыршина. – Мы консультируем и разъясняем нормативные документы. В основном к нам обращаются по предоставлению спецавтотранспорта, жилищно-коммунальных льгот, в одно время очень много было посетителей по чекам для малообеспеченных.
Словно в подтверждение сказанных слов, очередной посетитель, глубокий старик, просит разъяснить, как и где можно получить бесплатный автомобиль. Чтобы объяснить, какие документы нужны и куда с ними обращаться, специалист кричит посетителю прямо в ухо, иначе тот ничего не расслышит…
“Украли автомобиль, выделенный вашим министерством, прямо из гаража. Что мне делать?”, “У социального работника зарплата 1400 рублей, нельзя ли ее повысить хотя бы до двух тысяч?”, “Прошу оказать материальную помощь”, “40 лет стаж – почему не дают звание ветерана труда?”, “Нельзя ли выделить путевку в санаторий?” – вот лишь небольшой перечень вопросов, поступающих в Министерство социальной защиты РТ. Общественная приемная в основном выполняет разъяснительную функцию – кому и что положено по закону, куда обратиться и какие документы оформить.
Если же решение того или иного вопроса не в компетенции специалистов или посетитель недоволен решением и настаивает на личной встрече с министром, его записывают на прием. Запись происходит по четвергам. Хотя к первому лицу здесь можно попасть и без нее. “Для иногородних, как правило, делается исключение”, – говорит управляющая делами министерства Рамзия Ихсанова.
Однако в этом случае из уст министра вряд ли можно будет услышать четкое “да” или “нет” по интересующему вопросу. Дело просто возьмут на рассмотрение, а ответ придет позже по почте. Поэтому, если нужно конкретное решение и сразу, лучше все-таки предварительно записаться на прием. В этом случае все данные по вашему вопросу будут проверены, необходимые документы собраны и информационная мозаика сложится в полную картину. Министр, выслушав вас, сможет принять окончательное решение.
Этап второй – прием у министра
Вторник. К министру социальной защиты РТ Клавдии Новиковой записано восемь человек. Но еще до начала приема становится известно, что людей будет больше. “Без записи” приехала женщина с ребенком из Нижнекамского района, и подошли еще двое казанских.
– Мой отец – инвалид первой группы по зрению, он 1911 года рождения, – рассказывает первая посетительница из Высокогорского района. – Стоит в очереди 323-м на получение спецавтотранспорта. Нельзя ли ускорить получение автомобиля?
С подобным вопросом обращаются еще несколько посетителей. Ситуация примерно у всех одинаковая: отец или дед – инвалид Великой Отечественной войны – стоит в очереди на получение автотранспорта 541-м, 667-м… Следует очередной рассказ о детях, внуках, заслугах и просьба “как-нибудь сократить очередь”, так как “старик может не дожить”. Но министр непреклонна. “Сейчас обеспечиваем автотранспортом подавших заявление в октябре прошлого года, так что обещать ничего не могу, – отвечает каждому Клавдия Новикова. – Раньше автомобили ждали по 5-10 лет, сейчас срок сократился до года. Сделать его еще меньше – пока нет возможности”. К слову, в очереди на автомашины на данный момент стоят более 800 человек.
Следующая посетительница получает “добро” на продажу автомобиля, полученного от министерства в прошлом году, чтобы купить что-нибудь попросторнее, чем “окушка”. В последней транспортировать мужа-инвалида практически невозможно. Также увенчались успехом хлопоты женщины насчет путевки в санаторий для племянницы-инвалида.
– У меня сто двадцать вторая очередь на покупку автотранспорта, бывшего в употреблении, – говорит очередная посетительница. – Нельзя ли его получить вне очереди?
– Как сто двадцать вторая? – удивляется министр. – Очереди на покупку подержанных “окушек” никогда не было!
Следует звонок по телефону, и нерасторопному чиновнику, что называется, “влетает по первое число”.
– Развалюху не берите, – рекомендует министр на прощание.
– Посмотрите, какая я больная! – выкладывая на стол увесистую больничную карту, начинает разговор женщина в потертой кофточке.
– Я не доктор, – говорит министр. – Скажите лучше, что у вас за проблема?
Из бесконечного вороха жалоб и причитаний становится понятно, что посетительница не согласна с решением медико-социальной экспертизы по поводу своего сына. “Он инвалид, ему нельзя работать, он должен получать пенсию”, – таково мнение матери. Диагноз “Тугоухость 3-й и 4-й степени”, который поставили врачи, не позволяет ему получать пенсию по инвалидности.
Случай особый и требует дополнительного разбирательства.
– Необходимо повторное медицинское обследование, – резюмирует Клавдия Николаевна, что-то помечая в документах.
– В ноябре будет зональный этап фестиваля Всероссийского общества слепых, – рассказывает о цели своего визита руководитель Татарстанской республиканской организации ВОС. – Ожидается участие еще восьми регионов. Мы очень бледно будем смотреться в своих костюмах, хорошо бы купить новые, но нет денег. Один костюм стоит четыре тысячи рублей.
– Ничем помочь не могу, – сожалеет Клавдия Новикова. – Это компетенция Министерства культуры. Вы же знаете, что мы можем выделить материальную помощь только на хлеб и молоко.
Что же касается санаторных путевок и средств реабилитации для слепых, то тут министр обещает помочь.
– Клавдия Николаевна, я забыла показать вам свою флюорографию, – возвращается в кабинет женщина в потертой кофточке.
– Я не доктор, – снова повторяет министр…
…Плачет на приеме многодетная мать. Восемь детей, мужа нет, нигде не работает. Семья жила на чеки, получаемые от государства. Но они выдаются лишь в том случае, если пятерым детям меньше 18 лет. Теперь в семье несовершеннолетних только четверо, поэтому дополнительная государственная помощь прекратилась.
– Можно хотя бы получать чеки на четверых детей? – просит женщина.
– Я не могу нарушить закон, – говорит министр.
– Вы ведь и есть закон, – цепляясь за последнюю соломинку, не соглашается многодетная мать. – Как же мы будем жить без чеков?
800 рублей, выделенные министерством как материальная помощь, проблемы этой семьи не решат. Но права менять законы у министра действительно нет…
Заканчивается прием около шести вечера.
– Общественная приемная работает каждый день, тем не менее люди хотят попасть именно к первому лицу, – резюмирует министр. – Думают, что это последняя инстанция, которая может помочь. Некоторые считают, что можно нарушить закон и выпросить что-нибудь, чего не положено. Конечно, случаи бывают разные. Каждый случай мы предметно рассматриваем, собираем информацию и если есть возможность помочь, то помогаем. Выходим на районы, пишем ходатайства, созваниваемся с нашими управлениями, приглашаем сюда, даем задания. Есть вопросы, которые можно решить сразу в этом кабинете, а есть те, которые надо проверить в обязательном порядке на достоверность. Так что после этого приема работа продолжится.