Об актуальности жилищной проблемы мы знаем не понаслышке, сталкиваемся с ней ежедневно. Кто-то вынужден выстаивать по утрам очередь в ванную, кто-то – жить уже второй десяток лет под одной крышей с тещей. Многие семьи из-за стесненных жилищных условий не решаются заводить второго, а то и первого ребенка. Сотни тысяч наших сограждан по-прежнему живут в аварийных домах. Но все постперестроечные годы у власти – и федеральной, и региональной – до радикального решения этой проблемы, что называется, не доходили руки.
Сегодня эту тему обсуждают на заседаниях российского Правительства, а Госдума приняла в первом чтении пакет из 28 законопроектов, основная задача которых – сделать жилье доступным. В предлагаемых нововведениях нетрудно запутаться. Что же будет после вступления этих законов в силу?
Понятно, что за жилье придется платить. Бесплатное жилье государство предоставит лишь своим самым слабым, социально не защищенным гражданам. Причем социальное жилье нельзя будет приватизировать, а прописаться в нем даже близкие родственники смогут только с разрешения местных властей – благодаря этим мерам бесплатное жилье не будет “разбазариваться”, оно не достанется тем, кто способен сам заработать на квартиру.
Сегодня в стране “в очереди” стоят 4,4 миллиона семей, однако не все из них – малоимущие. Сироты, инвалиды получат бесплатное жилье от государства тем быстрее, чем доступнее станет рынок жилья для остальных, трудоспособных россиян, прежде всего – через механизм ипотечного кредитования.
На данный момент приобрести жилье могут не более 9 процентов населения страны. Авторы пакета жилищных законов утверждают, что в течение шести лет эта цифра увеличится до тридцати процентов, а в течение 10 лет – до шестидесяти”.
Как достичь подобных результатов? Прежде всего снять лишние административные барьеры для строителей, предотвратить возможности монополизации в строительной сфере, считает вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. “Но на этом нельзя останавливаться, – поясняет он. – Надо не просто разбить монополию фирм, захвативших участки под строительство и неуклонно повышающих цены. Необходимо увязывать количество предоставляемых участков под жилье с ценами на него. Городские власти должны, в первую очередь, выделять землю тем, кто собирается строить качественное, но недорогое жилье, а не стимулировать рост числа элитных домов”.
На вопрос о других механизмах государственного присутствия на рынке жилья вице-спикер заявил: “Чтобы большее число граждан могли купить квартиру, проценты по ипотечным кредитам необходимо снизить, время выплаты увеличить до тридцати или даже пятидесяти лет. Человек должен сам заработать на квартиру, он ее не должен получать в подарок. Государство – не даритель, но помощник в деле покупки квартиры. Судя по мировому опыту, более эффективного механизма обеспечения жильем, чем механизм ипотечного кредитования, пока не придумали (если говорить о рыночных странах).
Конечно, некоторые категории населения должны обеспечиваться жильем бесплатно. Можно расширить число льготников за счет семей, имеющих двух и более детей: речь идет не о том, чтобы выделять им жилье бесплатно, но часть кредита государство должно погашать в зависимости от числа детей. Иначе мы никак не изменим демографическую ситуацию в стране, а она становится угрожающей. Тем, у кого пять-шесть детей, жилье нужно давать бесплатно – эти люди растят наших будущих специалистов, тружеников, и мы должны им помочь”.