Хорошо жить на юге. В Сочи, Анапе, Крыму. Во-первых, не нужно каждое лето ломать голову над тем, как добраться до моря, – вот оно рядом, купайся – не хочу. Во-вторых, можно неплохо заработать на тех, кто живет вдали от моря, но плескаться в нем тоже любит.
Как заработать на жаждущих южного загара отпускниках? Способов – масса. Сдачей в наем жилья, торговлей разными побрякушками, до которых так охочи праздные туристы… А еще – продажей билетов на транспорт, в том числе железнодорожный. Худо-бедно купить билет в Казани до Сочи или Симферополя можно. Правда, не с первого захода и дней, как водится, за сорок пять до отъезда. Возможно, вам предложат боковую полку в плацкартном вагоне рядом с туалетом. Если вы едете не один, а с друзьями или домочадцами – то в разных купе. Не волнуйтесь, так или иначе ваша заветная мечта сбудется – на море вы все-таки попадете.
А вернетесь ли обратно? Это уж как получится. Билетов на обратные поезда с “югов” в Казань нет никаких – ни купейных, ни “СВ”, ни плацкарта. Особенно плацкарта, поскольку билеты в эти вагоны почти в два раза дешевле купейных. Нет на июль, нет и на август. И напрасно вы простоите в ночных кассах (их с полуночи открыли якобы специально для “удобства” пассажиров) – ничего вы там не выстоите.
Интересная получается картина! Допустим, на поезд “Казань-Симферополь” пассажиры раскупили – возьмем условную цифру – 10 тысяч билетов. Кажется, столько же билетов должно быть представлено и в обратном направлении. Ан нет! Обратное направление не представлено никак. Какое-то количество билетов, конечно, есть, но это капля в море, и кому она достанется?
В пресс-службе Казанской железной дороги ситуацию обрисовали так. Прибыль от продажи железнодорожных билетов остается там, где эти билеты были проданы. Когда билеты продают в Казани, она достается Казани, когда в Сочи – то Сочи. И если с южными курортами России еще как-то можно договариваться (хотя, если честно, то результата этих договоров не видно), то с курортами Крыма – не стоит и пытаться, поскольку Украина – это уже другое государство (ну как тут не помянуть “кузькину мать” и любителя всем ее показывать, подарившего Крым Украине). Так, почти все билеты на поезд “Симферополь-Казань” реализуются в Симферополе, а Казани не достается почти ничего.
Причины вроде бы объективные. Но пассажирам от этого не легче. Есть золотое правило рыночной экономики: клиент всегда прав! Он готов за услуги платить свои кровные денежки, причем немалые, а уж как там железная дорога будет решать межрегиональные и межгосударственные проблемы – не его забота. Пусть выходят в Госдуму, Правительство России, ищут какие-то компромиссы, подписывают обоюдовыгодные соглашения, создают дополнительные рейсы, наконец…
Иначе народ просто перестанет ездить на поездах. Да, в нынешний сезон южное направление оказалось особенно перегруженным. Однако не факт, что так же будет и следующим летом. Можно отдохнуть на том же Черном море, но уже не в Крыму, а на Босфоре. Тур-агентства предлагают путевки в Турцию всего за 200 долларов по системе “все включено”: и дорога (самолет, а не поезд), и питание, и проживание. Непонятно, почему такая существенная разница в ценах. Авиабилет на рейс “Казань-Симферополь” стоит 3700 рублей (ж/д билет на поезд “Казань-Симферополь”- 1500 рублей), а целый тур в Турцию – всего 200 долларов. Да, там сейчас курды пошаливают, и потому берега Анталии не кажутся столь привлекательными. Но о каких-то зловещих терактах в Турции не слышно, и тут еще нужно подумать, что страшнее: мнимые террористы или “железнодорожные страдания”?
И еще. Говорят, Россия хочет выкупить у Украины крымские курорты в долгосрочную аренду. Неплохо бы! Но если попутно не развязать узел железнодорожных проблем, то жителям Татарстана от этого – ни холодно, ни жарко.