В 2005 году республика широко отметит 1000-летие своей столицы. Столь почтенный возраст Казани свидетельствует о ее многовековой культуре, сохранившей немало бесценных шедевров старины, в том числе и архитектурных.
“Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах”, – сказал как-то французский архитектор Ле Корбюзье. Добавим, что настоящая архитектура при умелом с ней обращении может оставаться красивой и обновляться и видоизменяться по мере того, как растет, приобретает новые функции город. И, наверное, современные казанские зодчие, художники, градостроители мечтают о том, чтобы их творения приводили в изумление потомков так же, как мы сегодня восторгаемся шедеврами древней архитектуры. Но какими усилиями казанские градостроители идут к тому, чтобы столица, не теряя привлекательности, молодела новыми строениями, преображающими ее облик? Кто они, эти градостроители, мастера архитектурного искусства, чему они учат своих учеников? С такими вопросами мы обратились к ректору Казанской государственной архитектурно-строительной академии, доктору технических наук, профессору, академику МАрхИ, члену-корреспонденту Российской Академии архитектуры и строительства, заслуженному работнику науки и техники РТ Валерию КУПРИЯНОВУ.
– Валерий Николаевич, правильно ли было обратиться к вам с подобными вопросами, так ли уж напрямую академия имеет отношение к архитектуре Казани, к ее градостроительной политике?
– Будет правильным, если скажу, что вся сегодняшняя, как теперь выражаются, недвижимость Казани и республики – это и огромные жилые массивы, и промышленные предприятия, и уникальные в своем роде архитектурные объекты – создана выпускниками нашего учебного заведения. Татарстан испытывает заметный подъем, связанный с инвестициями, а это позволяет и строить новые здания, и реконструировать старые. Особенно проблемна реконструкция старой части Казани. В сложившихся условиях строительная наука и образование жизненно необходимы республике.
Что касается нашего учебного заведения, то оно готовит кадры для всего строительно-коммунального хозяйства, дорожного строительства и других отраслей экономики нашей республики – выпускников академии можно сегодня встретить во всех проектных предприятиях республики, в отделах
“Татинвестгражданпроекта”, “Казгражданпроекта” и во многих ведомствах, на должностях главных архитекторов городов и районов, чиновников многочисленных управлений, в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства.
– Обидно, что человеку творческого склада, мыслящему категориями пространства и композиции, приходится работать в недрах какого-либо ведомства в качестве чиновника?
– Почему обидно? Человек выбирает профессию по призванию, идет учиться тому, что ему ближе всего. Так, институт архитектуры и дизайна академии от начала и до конца действительно творческий. Сюда идут люди с художественными наклонностями, тягой к проектированию. Это по замыслу архитекторов, дизайнеров – выпускников этого института – меняется облик наших городов и поселков.
Есть в академии строительный факультет – самый крупный и самый старый, основоположник Казанского инженерно-строительного института. Готовил он до последнего времени подрядчиков. Но строительство – сложная отрасль, в которой наличествуют и инвестиционный, и инжиниринговый, и посреднический процессы, требующие в том числе и подготовленных экономистов-менеджеров, способных работать в строительном комплексе, городском хозяйстве, управлении недвижимостью, экспертизе. Вот так мы пришли к созданию экономического факультета. Из вновь созданного нами за последнее время актуален, на наш взгляд, строительно-технологический факультет. Рынок республики, как и всей России, наводнен отделочными материалами зарубежного производства. Выпускники нового факультета будут решать вопросы производства строительных изделий из местного сырья, из отходов промышленности.
Ученые академии бережно хранят и развивают научные традиции своих предшественников, создают новые научные направления, связанные с задачами строительной отрасли, техники, высшего образования. Это дает возможность решать, в первую очередь, актуальные проблемы в архитектуре, градостроительстве и дизайне, способствует разработке и исследованию теоретических и методических основ развития высшего архитектурного образования, усилению влияния науки при решении образовательных и воспитательных задач.
– Какие достижения последнего времени радуют?
– Мы всегда беремся за то дело, что нам жизненно необходимо, и успешное завершение его – будь то из области науки, педагогики – большое, радостное событие. К примеру, недавно мы добились-таки открытия в академии двух советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. До сих пор такие советы были в Москве и Петербурге. Свидетельством возможностей Казанской архитектурной школы является образование совместно с Академией наук Татарстана центра “Архитектура” по научному направлению – “теория, история и прикладные проблемы архитектуры”. В основные задачи центра входят исследования, наблюдения и своевременное предотвращение негативных моментов в архитектурно-градостроительной практике в городах и селах республики.
– Центр имеет целью, видимо, и защиту Казани от возможных ошибок, допускаемых проектировщиками, строителями. Согласитесь, что в таком деле нет-нет, да и допускаются просчеты. То, глядишь, вырос совсем не на том месте дом, внося дисгармонию в общую композицию, то, наоборот, в общей массе развалюх ликвидировали памятник старины, а то вырос массив, напрочь уничтожив прежнее милое сердцу казанца “лицо” старинной улочки. Можно привести и другие примеры, когда старые здания в историческом центре Казани снесли без предварительной оценки их историко-архитектурного значения…
– К сожалению, было, было. Скажу больше, не украшает наши города и такая архитектурно-строительная практика, когда в жилищах для большинства населения используется одинаковый набор типовых проектов и бедный набор строительных изделий. Не учитывали и климатические, географические условия нашего региона и в подражание западу строили дома, в которых люди замерзали зимой и изнывали от жары в летнее время.
Возвращаясь же к нашему центру “Архитектура”, подчеркну, что задачей исследовательской деятельности является улучшение качества проектирования и градостроительства. Важно, чтобы в доме было не только тепло и светло, но и комфортно и в духовно-эстетическом плане. В современной архитектуре республики все большее отражение находит национально-региональное своеобразие. Архитектурный регионализм – ведущее направление развития сегодняшней архитектуры и градостроительства страны, при котором в каждом субъекте Российской Федерации отражаются местные природные условия и исторически сложившиеся на этой основе архитектурные традиции.
– Валерий Николаевич, уровень подготовки специалистов зависит от знаний и мастерства педагогов. Кто они, эти неуемные люди, беспокойные энтузиасты?
– Еще недавно архитекторы и представить себе не могли возможности использования вычислительной техники в архитектурном проектировании. Но наши архитекторы и дизайнеры не могли сидеть сложа руки, когда на рынке программных продуктов появились программы, реализующие цветную графику. И еще в 70-е годы в программе подготовки архитекторов появился курс “Применение вычислительной техники в архитектурном проектировании”. Читал его, будучи тогда доцентом кафедры архитектуры, Евгений Михайлович Удлер. Начатое надо было продолжать. С этой целью была организована кафедра систем автоматизированного проектирования. Основу информационной инфраструктуры академии сегодня составляют обширный компьютерный парк и комплекс телекоммуникационных средств. Благодаря этому студенты академии успешно овладевают практикой компьютерного проектирования, участвуют во всесоюзных конкурсах, нередко выходят в них победителями.
Другой наш преподаватель, Сергей Михайлович Михайлов, ведущий специалист в области дизайна, приложил усилия к тому, чтобы появилась вначале специальность – дизайн архитектурной среды, а затем – и одноименная кафедра.
Прошло еще немного времени, и в институте архитектуры и дизайна появляется новый факультет – промышленный дизайн. Актуальность нововведения сегодня лежит на поверхности: продукция предприятий республики должна быть на мировом рынке конкурентоспособной по всем параметрам, в том числе и по эстетическим. Здесь потрудился Евгений Иванович Прокофьев – известный архитектор и талантливый художник, автор Большого концертного зала, мечети “Булгар” на улице Мусина в Казани, епархиального управления, множества жилых домов, Баскет-холла и многого другого.
Надо заметить, что Казань переживает сегодня свой знаменательный этап – обновления и реконструкции, и это дает возможность преобразования нашей столицы в город европейского уровня, и коллектив академии принимает в этом самое активное участие. Творческие работы преподавателей ярки и привлекательны. Примером тому могут служить, в частности, здания, выполненные по проектам сотрудников академии. Это Дом национальной спортивной борьбы, мечеть Кул Шариф, здания Сбербанка республики, новой консерватории, Баскет-холл, реконструкция старого центра столицы, новые интерьеры промышленных, общественных и жилых зданий.
Сегодня перед нашим вузом стоит задача подготовки специалистов, не только обладающих высокими профессиональными качествами, но и способных к анализу и пониманию сложных проблем современной жизни общества, склонных к творчеству, гибкому мышлению, умению принимать оптимальные решения. Педагог высшей школы должен научить студента учиться, то есть самостоятельно и активно добывать знания, проявляя максимум инициативы. В соответствии с требованиями составляются и учебные программы. Преподавание ведется на двух государственных языках – русском и татарском.
– Валерий Николаевич, говорят, среда обитания, окружающая обстановка, ее оформление напрямую влияют на человека, его поведение, поступки. Учитываются ли в академии эти факторы воспитания?
– По оценкам экспертов ООН, свыше одного миллиарда горожан из трех на планете живет в неадекватных условиях – в развалюхах, в трущобах. Большей частью неустроенное население обитает в странах “третьего мира”, для которых жилищная проблема – одна из главнейших на сегодня. Там, где неустроенность, там не до воспитания, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Но там есть молодежь. Очень разная. Одним, может, кроме жвачки и пива, ничего больше и не нужно, но остальные хотят заниматься производительным трудом, хотят включаться в общую жизнь на равных правах. И таких юношей и девушек большинство. И взрослые допускают очень серьезную ошибку там, где лишают молодых доверия, не создают им соответственные условия. Городским властям, градостроителям, застройщикам надо обязательно учитывать молодежный фактор, если они хотят создать безопасную зону. Если они озабочены будущим сегодняшних девчонок и мальчишек. Хорошо спроектированные зоны должны иметь оборудованные площадки для занятий спортом, неформальных тусовок, места для общения и т.д.
Что касается нашей академии, то без преувеличения скажу, что мы вкладываем в воспитание молодых “красотой”, в создание комфорта в местах их обитания немало средств и времени. К их услугам – целый студенческий городок с комфортабельными общежитиями, комнаты которых рассчитаны на два-три человека. В общежитиях есть учебные комнаты, залы для проведения дискотек, вечеров отдыха. Неподалеку от академии расположен студенческий санаторий-профилакторий, оснащенный медицинским оборудованием.
Академия сотрудничает с европейскими вузами. Творческие связи установлены с архитектурными школами Нюрнберга, Дрездена, Данди (Шотландия).
Анбиля ПОЗДНЯКОВА.