Все мы родом из детства

В этом году Всемирный день здоровья, который учрежден 7 апреля, прошел под девизом “Здоровые условия для детей – залог будущей жизни”.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

information_items_1347366876

В этом году Всемирный день здоровья, который учрежден 7 апреля, прошел под девизом “Здоровые условия для детей – залог будущей жизни”. Мы попросили раскрыть смысл этих слов Любовь Никольскую – заместителя министра здравоохранения РТ, которая курирует сферу охраны материнства и детства.


– Моя мама, педагог по профессии и по призванию, любит повторять: “Взмахнув рукой, я почти безошибочно могу определить, в какой семье растет ребенок. Один сразу пригибает головку, ожидая наказания. Другой доверчиво подставляет ее навстречу ласке”. В этих словах отражено одно из важнейших условий благополучного развития ребенка – любовь к нему. Без любви экология детства будет ущербной, и на этой неблагоприятной почве вряд ли вырастет яркий, жизнестойкий цветок.


Часто употребляя греческое слово “экология”, мы порой не знаем его первоначального толкования. А ведь это – наука о доме, о жилище. От того, каким будет этот дом, я имею в виду общественное и семейное устройство, здоровье матери и силу родительских чувств, обстановку в школе и на улице, природную среду обитания и многое другое, напрямую зависит, станет ли ребенок красивой, здоровой, сильной, а значит и счастливой личностью. Не случайно же говорится: “Все мы родом из детства”.


Я бы определила четыре составляющие, которые оказывают на ребенка непосредственное влияние. Повторюсь, прежде всего это любовь к нему. Психологи утверждают, что любовь эта должна быть настолько убедительна, чтобы в душе ребенка никогда не зародилось сомнение в том, что его любят. Ребенок, отлученный от матери или лишенный ее внимания и ласки, теряет потенциал нормального роста. Эндокринный механизм его в этом случае переключается на страх, тревогу, ожидание, порывы к бегству и поиски убежища.


Вторая задача – обеспечить комплекс мер защиты детей. Наши дети постоянно и ненавязчиво должны находиться под наблюдением взрослых.


Кроме того, мы должны научить ребенка не только уметь оказывать помощь своим товарищам, но и самому научиться избегать ситуаций, которые могут нанести вред его здоровью. И самое главное, за что в ответе мы, взрослые, – создание травмобезопасной среды жизни ребенка. Пока же она крайне опасна. Вот цифры, подтверждающие это и вызывающие у медиков серьезное беспокойство. Возьмем, например, уровень заболеваемости от внешних причин у детей до 14 лет. В последнее пятилетие он стабилен и равен 92 случаям на тысячу детского населения. Такой же показатель и у болезней нервной системы. А ведь это болезни не здоровых детей, а чаще обусловленные генетически, наследственные. В среде детей подросткового возраста ситуация еще тревожней. Здесь показатель болезней от внешних причин в прошлом году возрос до 112 случаев на 1000 детей. Этот показатель сопоставим с уровнем болезней мочеполовой системы! Увы, школьный, бытовой и дорожный травматизм велик, несмотря на все усилия его уменьшить.


Серьезная проблема – сохранение жизни детей в социально неблагополучных семьях. В структуре потерь детских жизней на дому превалируют именно эти семьи. Вот недавний случай. В феврале в результате семейных пьяных разборок погиб совершенно здоровый годовалый малыш…


Профилактикой синдрома жестокого обращения с детьми нужно заниматься всем, кто с семьей контактирует и может стать случайным свидетелем такого неблагополучия. Педиатры, учителя, даже работники коммунальных служб, заметив неладное, просто обязаны тут же сообщать об этом в милицию и любые другие органы, способные принять меры.


Еще одно направление – обеспечение нормальных процессов формирования организма ребенка. Эта работа начинается еще до его рождения. На это нацелены службы планирования семьи, ведется добрачное консультирование будущих семейных пар. Эти и многие другие методы нацелены на обеспечение так называемого ответственного родительства в семье.


Когда беременность наступает, задача медиков и семьи – устранить все “дефициты”, которые мешают ребенку нормально развиваться – это, к примеру, дефицит йода, железа, поливитаминов, фолиевой кислоты. Мы, медики, благодарны администрациям и советам самоуправления многих районов, которые финансово поддерживают эту профилактическую работу, хорошо понимая, что многим семьям решение этих проблем просто не по карману.


Не по карману зачастую и полноценное питание ребенка. Это подтвердила и всеобщая диспансеризация детей, которая проходила в прошлом году. Среди дошкольников, к примеру, было выявлено в три раза больше детей с гастроэнтерологической патологией. Школа же очень часто “будит” функциональные расстройства, которые до посещения ее “дремали”.


И еще одно очень важное направление – стимуляция физиологического роста. Мы, медики, всячески приветствуем ориентацию общества, молодежи на здоровый образ жизни и попытки возродить массовую физическую культуру. Наблюдая, с каким азартом детвора оккупирует залитые во многих дворах хоккейные площадки, я с удовольствием отмечаю, что на коньки-то встали и родители!


И самое важное в разделе физиологического развития – стимуляция работы головного мозга. В этом отношении много пробелов. Вы посмотрите, как мало общеобразовательных программ идет по телевидению! Стремление снизить непомерные нагрузки в школе иногда сводится к появлению просветительских суррогатов. Как-то встретила в продаже упрощенное изложение произведений классиков. Многотомник “Войны и мира” составители умудрились уложить в тоненькую брошюру!


Стимуляция функций мозга идет и через игрушки. К сожалению, не все дошкольные учреждения могут позволить себе купить дорогостоящие игрушки, которые учат и развивают. Но средства на эти цели, несмотря ни на что, нужно находить. Слава Богу, это понимают и в сельских детских садах, к нуждам которых повернулись районные власти.


Надо всегда помнить, что организм ребенка – это чуткий индикатор благополучия или неблагополучия в обществе. Негативные социальные факторы дети переживают значительно острее, чем взрослые, которых может защитить их рационализм. Ребенок же беззащитен. Если он прожил в изуродованной экологии детства, кульминацией всех его невзгод может стать поражение таким грозным социальным злом, как алкоголизм, наркомания, СПИД.


Один из ученых хорошо сказал: “Мы наследуем мир от своих родителей, но берем его в долг у своих детей”. И это касается всех ценностей, которые мы должны сохранить и приумножить, дабы детям нашим и сейчас и в будущем жилось комфортно и счастливо. Хорошо, если бы эту истину глубоко осознали наши государственные деятели и политики. Прогнозируя будущее, они, конечно же, большие надежды возлагают и на умный электорат, и на боеспособную армию, и на высокоэффективную экономику, но при этом не всегда помнят, что и электорат, и армия, и высокие профессионалы – все мы родом из детства. Какое детство – такие и мы.


Записала

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще