На днях татарстанская делегация вернулась из Санкт-Петербурга – с VI Всероссийского фестиваля прессы “Вся Россия”, куда съехались около тысячи журналистов со всей страны. Из пяти печатных изданий республики, которые участвовали в конкурсе, проходившем в рамках фестиваля, одно стало победителем в “женской” номинации (журнал “Сююмбике”), а три – дипломантами в других номинациях (журнал “Чаян”, газеты “Молодежь Татарстана” и “Казанские ведомости”).
Поделиться впечатлениями о фестивале и рассказать, какие проблемы волнуют журналистскую элиту страны, мы попросили руководителя нашей делегации – председателя Союза журналистов Татарстана Римму РАТНИКОВУ.
– Прошлогодний фестиваль “Вся Россия” прошел в Казани с большим размахом. Не забыли о нем российские “акулы пера”?
– Как оказалось, нет. Журналисты, которым в прошлом году удалось побывать на фестивале в Казани, вспоминали о нем с восторгом. Говорили, что так, как на татарстанской земле, их нигде не принимали. Особенно им запал в душу наш Сабантуй.
Более того, организаторы высокого журналистского форума долго не могли выбрать место проведения фестиваля этого года, поскольку опасались, что после Татарстана все “варианты” будут выглядеть серо. Потом решили: потягаться с древней Казанью сможет только Санкт-Петербург.
– А как выглядели на общем фоне наши издания?
– Не хуже других. А порой даже содержательнее. Вот только тиражи у татарстанских изданий небольшие. Мы не умеем раскручивать свои местные средства массовой информации. Нам нужно учиться газетному маркетингу. Почему-то в республике до сих пор стесняются проводить PR-кампании собственных газет.
– Союз журналистов России уже длительное время находится в некоем противостоянии с руководством страны в связи с тем, что выступил в защиту НТВ. “Верхи” удостоили своим вниманием столь солидный журналистский курултай?
– На фестивале было озвучено приветствие Президента России Владимира Путина, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев дал для участников фестиваля прием. Никого из представителей высших эшелонов российской власти не было, практически не участвовало в мероприятиях Министерство РФ по делам печати.
Наличие общественных организаций (каковой является и Союз журналистов) – это показатель гражданского общества. И государство, на мой взгляд, должно помогать, а не препятствовать их деятельности. Кстати, в прошлом году перед началом фестиваля в Казани политическая ситуация тоже была непростая: был арестован Гусинский, на Пушкинской площади стояли пикеты, организованные тем самым Союзом журналистов. Однако руководство нашей республики на высоком уровне приняло фестиваль в Татарстане, зарекомендовав себя сторонниками свободы слова.
– А альтернативный Союзу журналистов Медиасоюз, возглавляемый Александром Любимовым, был представлен на фестивале?
– Официально нет. Может быть, присутствовали наблюдатели от Медиасоюза или симпатизирующие ему журналисты, но по крайней мере во время дискуссий и “круглых столов” они никак себя не проявили.
У нас в республике также имеется первичная организация Медиасоюза, мы не считаем ее конкурентом. Если у организации будут интересные предложения, Союз журналистов Татарстана готов к сотрудничеству.
– Какие темы рассматривались во время дискуссий?
– Была большая дискуссия о судьбе и перспективах нашего творческого союза. Союз журналистов республики подготовил две большие программы – по благоустройству рынка труда в сфере СМИ и по развитию районных, городских газет. По сути, это могли бы быть серьезные федеральные программы, которые должны инициироваться Правительством.
– Наши СМИ смогут участвовать в этих программах?
– Безусловно. Причем уверена, что они смогут не просто изучать и применять чей-то опыт, но и активно предлагать свой. К примеру, наш союз намерен предложить некие модели успешно работающих районных, городских газет для внедрения в практику. У кого-то есть успехи в рекламном бизнесе – интересен опыт добывания рекламы сразу для нескольких газет, совокупный тираж которых поспорит с тиражом иных федеральных изданий.
– Римма Атласовна, мы знаем, что ваше выступление на “круглом столе”, посвященном рынку труда в сфере СМИ, вызвало большой интерес…
– Дело в том, что для нормальной деятельности любого рынка необходимо, чтобы предложение опережало спрос. По сути, журналист – тот же товар. У нас есть производитель этого товара – Казанский государственный университет, и потребители – редакции. Но, к сожалению, когда спрос в несколько раз превышает предложение, трудно говорить о качестве товара. Уже на первых курсах отделения журналистики студентов расхватывают различные коммерческие телекомпании, издания. И ничего не умеющую, неопытную молодежь бросают на камни, отчего сильно страдает качество журналистской продукции.
Профессионализм, умение работать с фактами и проверять их с помощью нескольких источников, гражданская позиция – чего не хватает нынешним молодым журналистам. В сегодняшней гонке им попросту некогда вырабатывать в себе эти качества. Они даже не поспевают за информацией, а в итоге – искажают ее. Поэтому после двух-трех лет эксплуатации “юнкоров” у многих из них вообще пропадает интерес к профессии журналиста.
– Каков же выход?
– К примеру, обсуждался вопрос о целевой подготовке кадров для тех или иных изданий путем заключения договоров между учебными заведениями и редакциями. Думаю, мы к этому придем. Тем более что в современной, инновационной журналистике масса новых специализаций, о которых выпускники имеют самое общее представление. Поэтому приходится обучаться “кустарным” способом. А чтобы производить конкурентоспособную продукцию, нужно обладать качественными знаниями.
Во время фестиваля была затронута еще одна очень большая проблема, которая касается выживания национальных изданий. Было принято решение обратиться к председателю Ассамблеи народов России Рамазану Абдулатипову, чтобы с помощью его организации в конце этого – начале следующего года провести конгресс национальных СМИ России. Сегодня никто не знает, на скольких языках выходят в стране газеты, имеют ли свои издания чукчи, эвенки и другие малые народы, в каком положении находятся этнические СМИ.
Кстати, в Питере выходит одна из первых татарских газет “Нур”, которая сейчас выпускается энтузиастами и также тяжело пробивает себе путь…
Беседовала