Три огромных грейпфрута безмятежно свисали с веток прямо над моей головой. А соседнее дерево, источая знакомый аромат, вплелось ветвями в его крону. Пригляделась: в сочной темно-зеленой листве сверкнули ярко-желтыми солнышками крупные лимоны. Оступившись, задела рукой мощные, выше колен, стебли ослепительно-белых калл. Их оказалось так много, что впору было снабдить праздничными букетами сразу с десяток свадебных кортежей.
Диковин вокруг оказалось столько, что успевай только удивляться… Особенно мне понравилось инжировое дерево. Большой раскидистый кустарник с лопастями ажурных листьев был необычайно красив. На ветках щедрыми горстями раскиданы завязи плодов. Еще немного и можно будет отведать сочные медовые пятачки. А по соседству с инжиром разместился грецкий орех. Высокое дерево аккуратно собрало в плотную крону свои пахучие листья, готовясь к новому урожаю.
Узенькая тропиночка вилась меж диковинными растениями, то и дело выдавая секреты удивительного “леса”. Вот за кустом чайной розы сплелась плотная традесканция. У нас в квартирах в обычных горшках она не выдает такие мощные стебли и не радует таким обильным цветением, а тут эти крошечные цветочки, собранные в гроздья, будто пахнут какими-то дорогими духами.
Признаюсь, живописать этот поразивший меня уголок субтропиков можно до бесконечности. Это не картинка летнего отдыха в Крыму или на Черноморском побережье. Такие чудеса я увидела на пути в Чистополь. Свернув с трассы на Каргали, мы проехали шесть километров до деревни Михайловка. Именно тут расположена нефтеперекачивающая станция с одноименным названием, которая относится к Северо-Западным магистральным нефтепроводам. Эта одна из крупных станций Альметьевского районного нефтепроводного управления мало похожа на привычные глазу производственно-технические сооружения со специфическим индустриальным пейзажем. Мы как-то свыклись с мыслью, что на территориях подобных предприятий вроде и не до наведения блесков-лосков, не до кустиков-цветочков, как на какой-нибудь чистенькой парфюмерной фабрике.
– Во всем должен быть порядок, – замечает на этот счет Шаукат Гильмутдинович Хайрутдинов, вот уже двадцать с лишним лет возглавляющий эту станцию. – Дело совсем не в том, насколько чисто, красиво и ухожено вокруг. Это, в конце концов, не самоцель. А дело в том, насколько комфортно чувствует себя на рабочем месте каждый рядовой сотрудник станции. Именно от его самоощущения зависит высокая продуктивность нашего труда. Ведь на каждом из семидесяти “михайловцев” лежит огромная ответственность.
Наша станция была введена в строй 27 декабря 1961 года. Года за три до этого начали прокладывать магистральный нефтепровод Альметьевск – Горький протяженностью в восемьдесят восемь километров. И возле небольшой деревушки Михайловка и была построена наша первая насосная станция. Работать сюда пришли деревенские люди. И для нас было крайне важно, чтобы каждый из них почувствовал ответственность за тот участок, который был доверен нашему молодому коллективу.
Cтанция была маломощная, никаких средств автоматики или телемеханики и в помине не было. Но мощности росли. Уже через три года после пуска станции сдали в эксплуатацию вторую насосную, частично уже автоматизированную. Именно это стало своеобразным толчком к совершенствованию технологического процесса. С 1966 года началась реконструкция системы автоматики нашей первой насосной, а в следующем году – второй. Спустя десять лет подоспела очередь и третьей. Эта у нас на особом счету. Впервые все процессы здесь были автоматизированы до максимума, присутствие многочисленного персонала оказалось просто ненужным.
Да, вот так получилось: не думал, не гадал мальчишка из небольшой чистопольской деревни Муслюмкино, что станет не просто нефтяником, классным специалистом, а еще и с обстоятельностью, присущей крепкому хозяину, примется обустраивать и в корне менять жизнь тех семи десятков крестьян, что решили, как и он, связать судьбу с этим сложным производством.
Зимний сад, в котором мне довелось побывать, начинался в 1987 году с нескольких зеленых черенков, пары саженцев и огромного желания сделать для этих людей, доверившихся ему, такое, что изменит их представление об окружающем мире, переведет их жизнь в иное, недоступное прежде качество.
Каждый росточек в этом зимнем саду он холил и лелеял, как собственное дитя. Еще бы, ведь посажены диковинные субтропические растения не в кадки и горшки, а прямо в грунт, где когда-то колосилась обычная российская пшеница. Но самое замечательное то, что, думая о душе с ее тягой к прекрасному, не забывал Шаукат Гильмутдинович и о здоровье бренного тела. И потому зимний сад органично “оброс” сауной. Да еще какой! Мало того, что здесь, как и полагается, парилка с просторным предбанником и вольготным бассейном. Устроил неугомонный начальник для своих подчиненных и… банкетный зал. А почему бы и нет, возразил он в свое время отдельным оппонентам, кто был не особенно доволен этой инициативой – нечего, мол, рабочего баловать. Вот есть у него обязанности, пусть отработает свое и – домой. Но Хайрутдинов думал иначе. Если у электрика или слесаря свадьба, рождение ребенка или другая памятная дата, почему бы ему не пригласить десяток близких ему людей отметить эту дату в красивой, чуть ли не из заморских сериалов обстановке?
Надо сказать, что и народ отнесся к этому новшеству со всей ответственностью. По крайней мере, за многие годы, что существует этот комплекс, здесь ни разу не была отмечена порча имущества, не было погублено или затоптано ни одно растение.
А что вы скажете на то, что здесь, в глубинке Чистопольского района, в некогда Богом забытой деревушке, – великолепный спортивный комплекс? Огромный спортзал со всякими мудреными тренажерами, баскетбольными и волейбольными стойками и – большущий плавательный бассейн. По решению начальника станции сюда привозят деревенских детишек, здесь проводят спортивные мероприятия, уроки. А уж те, кто работает на НПС, и вовсе стараются непременно каждый день здесь позаниматься. Может, еще и потому тут больничные – редкость? К тому же и в собственном небольшом медицинском центре столько услуг оказывают – только физиотерапии аж девять видов.
А знаете ли вы, на фоне какого пейзажа делают памятные свадебные фотографии местные молодожены? Сочетающиеся законным браком молодые каргалинцы едут… к административному зданию НПС. Потому как такую уникальную аллею огромных голубых елей, уверяю вас, еще и не в каждом крупном городе увидишь. Эти редкие деревья в свое время раздобыл Шаукат Гильмутдинович в Зеленодольском районе. Всеми правдами и неправдами приобрел в 1977 году два десятка саженцев и посадил у вновь построенного здания. Теперь аллея – гордость всей округи. Говорят, даже из соседних деревень не ленятся приехать сюда, чтобы сфотографироваться на память…
– Скоро нашей станции исполнится сорок лет,- говорит Ш. Хайретдинов.- За эти годы она перекачала более одного миллиарда семисот миллионов тонн нефти. И нужно подчеркнуть, что все эти годы мы придавали самое серьезное значение образцовому содержанию линейной части магистральных нефтепроводов. График всех видов профилактических работ на трассе исполняли жестко и неукоснительно. Пурга ли на дворе, ливень ли – никакая погода не может стать препятствием для соблюдения намеченного графика. Нефть – это слишком серьезно, чтобы можно было позволить себе слабинку. Это – экология, это здоровье наших детей, внуков и правнуков, так что здесь вольности недопустимы. Надо суметь вовремя увидеть и устранить размывы, отремонтировать все линейные колодцы, блок-посты, установить необходимые знаки и восстановить защитные сооружения. И потому наша аварийная техника всегда находится в состоянии боевой готовности. А для ее сохранности в свое время были построены теплые гаражи. Да и сама аварийно-восстановительная бригада укомплектована всеми необходимыми инструментами и приспособлениями.
Но кроме текущих дел, коллектив много работает над тем, чтобы повысить надежность работы магистральных нефтепроводов, обеспечить стабильность электроснабжения нефтенасосных станций, улучшить режимы работы электродвигателей. Немаловажна для нас и такая задача, как дальнейшая автоматизация и телемеханизация производственных процессов. И в этом плане коллективом сделано немало. В частности, мы определили по всему протяжению глубину залегания нефтепровода Альметьевск – Горький и установили предупредительные знаки. Ввели в эксплуатацию новый трансформатор, второй по счету, реконструировали систему охлаждения. Большое значение придаем и очистке нефтепроводов от парафиновых отложений.
Можно много и красиво говорить о необходимости бережно относиться к природе, о защите окружающей среды, об экологичности производства, прикрывая громкими фразами, как ширмой, безразличие к тому, что происходит дальше твоего двора. Примеров тому немало. А можно, как нефтяник Хайрутдинов, каждый день и каждый час делать реальное дело. Ведь на нефтеперекачивающей станции “Михайловка” умудряются не только отлично работать. Как выяснилось, этот коллектив, начиная с первого года своего существования, много лет подтверждал звание “Коллектив коммунистического труда”. При всем нашем скепсисе к делам давно минувших лет, нужно признать, что это звание не раздавали налево-направо. Его надо было заслужить, что и делали “михайловцы”.И в постсоветское время здесь продолжали занимать ведущие места в своей системе за трудовые показатели.
И вот тут, в хозяйстве Хайрутдинова, как раз тот случай, когда не нужно убеждать население окружающих поселений в том, что нефтяники не отравляют природу. Они ее облагораживают. Да и как иначе, если на этой заброшенной некогда пустоши по весне кипит белой пеной огромный сад? На территории станции растет более полутысячи яблонь! Такое не в каждом добром колхозе увидишь. И с этих яблонь каждый год снимают не менее пятидесяти тонн отменных плодов. Причем эти яблоки станционные работники берут домой сколько угодно и бесплатно. А как иначе, считает начальник НПС, ведь они сами и вырастили этот урожай. Тем более, что своему подсобному хозяйству, расположенному на всей территории станции, здесь уделяют много внимания. За каждым подразделением закреплен участок, за которым оно и ухаживает. И если на ином предприятии в перекур мужики в потолок плюют, то тут предпочтут выйти на улицу и покопаться в земле, подергать сорняки, раскидать навоз. Благо тот же навоз – “доморощенный”. Ведь на НПС даже крупный рогатый скот умудряются содержать. Видела я этих коров. Картинка, скажу вам, как с подворья какого-нибудь голландского фермера. Мощные, сытые буренки и молока дают соответственно. Вот где семинары по животноводству проводить! И между прочим, чистота вокруг – ни запахов тебе специфических, ни привычной на ферме грязи. Кормов заготовлено с запасом на полтора года. А со своего участка в 153 гектара здесь снимают столько пшеницы, что хватает и коллективу на муку раздать по центнеру, и фураж запасти, и семена заложить.
Молоко, что по вредности производства положено, здесь свое. Причем не то жиденькое, синюшное, что обычно из пакетов льется, а густое, с желтинкой. Сметану же в столовой НПС в стаканы не разольешь, ее впору ножом резать. И себестоимость всей этой продукции, как подсчитали специалисты, гораздо ниже, чем у покупной. Экономия средств станции налицо.
– Сейчас мы можем говорить о том, насколько важной оказалась для нашей НПС ее автоматизация, – говорит Шаукат Хайрутдинов.- Признаться, и вспоминать тяжело о начальном периоде нашего становления, когда все параметры отслеживались лишь визуально и регулировались вручную. Мы теряли драгоценное время, упускали возможность быстро исправить аварийную ситуацию. Понимая важность этого для жизнедеятельности порученного нам участка нефтепроводов, а это не только подземные, но и подводные, по дну Камы, трубы, наш коллектив много поработал над усовершенствованием средств автоматизации и телемеханизации НПС. За эти годы было проложено более сорока пяти километров кабельной продукции для телемеханизации нефтенасосных, пожарной и охранной сигнализации НПС. В короткий срок ввели в эксплуатацию блочную систему автоматики насосной №2. Сменили такую же систему на первой насосной. Полностью автоматизировали котельную жилого поселка, которая с 1973 года работает без обслуживающего персонала. В котельной промышленной площадки мы сделали перемонтаж схемы автоматики на блочную. В результате легче стало работать обслуживающему персоналу. Это обеспечило более надежную работу котельного агрегата.
А года два назад на нефтеперекачивающей станции “Михайловка” побывал Президент РТ М.Шаймиев. Сдержанный в оценках, он тут не скрывал своего восхищения. Как прирожденный крестьянин, Минтимер Шарипович не мог не оценить по достоинству уникальное подсобное хозяйство. Но больше всего его поразила та хозяйственность, с которой здесь обустроили каждый метр территории станции. Ни клочка пустующей или зарастающей сорняком земли.
Визит Президента пришелся на лето. В эту пору на грядках наливались соком краснобокие помидоры, огуречные плети были сплошь в плодах, морковь и свекла выпирали из рядков, аромат созревающих яблок ветром уносило далеко за пределы станции. Было чем восхищаться. К тому же экологически чище здешнего огорода вряд ли найдешь. Ни грамма химикатов и чужеродных природе удобрений. А вся выращенная продукция идет опять-таки в собственную столовую, не только обогащая стол рабочих, но и значительно его удешевляя. Не поверите, но полноценный обед здесь стоит всего семь рублей. Почему бы и нет, если килограмм мяса “михайловцы” оценивают в двадцать восемь рублей.
Уезжая со станции, Президент от души пожал руку Шаукату Гильмутдиновичу, поблагодарив за то, что сложные производственные задачи не заслонили у него заботу о конкретном человеке, за то, что, будучи нефтяником, он и о земле на забывает.
Завтра новый день принесет новые заботы отличнику нефтяной промышленности СССР и заслуженному нефтянику Татарстана Шаукату Хайрутдинову, человеку, который уже при своей жизни оставил такой большой и добрый след на земле. У него немало наград и званий. Но есть еще одна награда, наиболее весомая – любовь и признание коллектива, сотен семей, живущих в чистопольских деревнях Каргали и Михайловка…