Удивительную картину наблюдали как-то пассажиры одного казанского автобусного маршрута. На остановке в свободный салон медленно вплыл… корабль длиной не меньше двух с половиной метров. При ближайшем рассмотрении чудо-судно оказалось моделью. Причем пассажиры сразу же узнали в ней легендарный “Титаник”.
Его владелец – подросток не без труда удерживал огромное судно на руках. Впрочем, не в весе поклажи была проблема. Как выяснилось из разговора хозяина с завороженной девушкой-кондуктором, она оказалась легкой. “Титаник” был сделан из… бумаги. Но вот размеры!
У остановки “Советская площадь” парнишка вышел и, погрузив свое детище на тележку, покатил диковинку куда-то дальше…
На такое рискованное путешествие десятиклассник Булат Сафин решился не случайно. Свое творение он вез из дома в родную школу, дабы посоветоваться кое о чем с учителем по трудовому воспитанию. “Титаник” парень создавал по памяти, и в какой-то момент в процессе сооружения возникли трудности. Требовался квалифицированный совет…
– Вообще-то, идея построить легендарный лайнер родилась у меня спонтанно, – рассказывает Булат. – Года три назад родители купили мне дневник с изображением этого судна. А потом я увидел еще и фильм “Титаник”. Потрясенный, поклялся после просмотра сделать модель корабля. Долго раздумывать, какой материал использовать, не пришлось. Взял то, что было под рукой, – картон да бумагу. Нашел подходящие старые упаковочные ящики, раздобыл бустилат, клей, наварил клейстера…
Сначала Булат сделал миниатюрную модель, но она ему не понравилась. Он подумал, что такой корабль, как “Титаник”, не может быть маленьким. Началось воплощение в жизнь второго варианта. Теперь сооружение корпуса и судовой надстройки в основном завершено, однако каждый раз приходится что-нибудь улучшать. Это и понятно: ведь модель Булат собирал по наитию – без чертежей, по рисункам в журналах. Советами поначалу помогали друзья, родители… В общем, строительство, а затем и совершенствование модели оказались делом трудоемким. Оно продолжается и по сей день.
После переноса мастерской в родную коррекционную школу №142 оформление лайнера пошло веселее. Неудачные детали после уточнения пропорций автор переделал, корпус и трубы покрасил.
Если приглядеться к этому шедевру, можно увидеть массу любопытного. Например, в сафинском “Титанике” свои спасательные шлюпки, механизм для сброса якоря, воссоздана даже обстановка машинного отделения, кают, рубки и… ресторана!
Главным препятствием в работе Сафин назвал отсутствие “проектной” документации. Куда он только не обращался, чтобы отыскать ее! Нужных чертежей Булат не нашел ни в специализированных детско-юношеских центрах, ни в Национальной библиотеке РТ. Так что приходилось использовать случайные источники.
Проштудировал специальную литературу. А недавно Булату все-таки удалось раздобыть книгу о строительстве, эксплуатации и гибели “Титаника”. В драгоценном фолианте содержались небезынтересные иллюстрационные сведения. Так, здесь был помещен подробный вид судна сверху. Какое-никакое, а подспорье.
Спрашиваю у Булата:
– Кем ты хочешь стать?
– Хочу продолжить учебу. Наверное, пойду в техническое училище…
Гляжу я на парня и поражаюсь его упорству. Он выполнил в буквальном смысле слова титаническую работу. Судя по отзывам, по плечу умельцу и другие уникальные вещи. Жаль только одного: Сафину, как и многим его сверстникам, незнакомы наши знаменитые отечественные суда. Ничего не слыхал он ни о броненосце “Потемкин”, ни о крейсерах “Варяг” и “Аврора”, ни о пароходе “Волгарь-доброволец”. Увы, в нужное время не оказалось рядом с ним хорошего специалиста.
Впрочем, причитания излишни. Главное – у Булата есть мечта, и ею он страстно увлечен.
На снимке: Булат Сафин со своим “Титаником”.
Юрий СЕРГЕЕВ.
Педагог.