На подступах к реформе

В список «горячих» тем, обсуждаемых сегодня в российских регионах, и в том числе в Татарстане, смело можно внести грядущую реформу действующей в бюджетной сфере системы оплаты труда. Новые условия коснутся прежде всего отраслей образования, здравоохранения и культуры. Как будет начисляться зарплата, что изменится в устоявшейся схеме различных доплат, насколько вырастет заработок в этих сферах у руководителей и сотрудников среднего звена?

Автор статьи: Ирина МУШКИНА




Известно, что разработчики новой системы оплаты труда во главу угла ставят строгую зависимость конечного заработка от результатов выполненной работы.

Между тем проверять, как-то чно спрогнозирована эта «связка», то есть насколько повысится в данном случае качество услуг, оказываемых больницей, школой или культурно-зрелищным учреждением, предстоит прежде всего населению, то есть нам с вами.

Напомню, что решение о введении на федеральном уровне отраслевой системы оплаты труда было принято в начале августа Правительством РФ. В Татарстане этот переход, в том числе на уровне органов местного самоуправления, запланирован с 1 января 2009 года. В республике определены две опытные площадки, где с сентября действуют новые условия оплаты. Это Набережные Челны и Богатые Сабы. На подготовительном же уровне такая работа у нас началась еще раньше. Задачу сделать зарплату работников бюджетной сферы главным стимулирующим фактором их труда еще в 2005 году перед государственными органами власти поставил в своем послании Госсовету Президент Минтимер Шаймиев. Аналогичный тезис прозвучал в последнем послании главы республики депутатскому корпусу. В Татарстане работа в данном направлении сейчас развернута, что называется, по всем фронтам. Вопросы подготовки к переходу на отраслевую систему оплаты труда широко обсуждаются на заседаниях Правительства, в отраслевых министерствах, комитетах Госсовета с привлечением профсоюзов и членов Общественной палаты РТ.

Уточню, что одно из основных изменений касается структуры заработка в бюджетной сфере, который будет состоять из трех частей: базовой, компенсирующих и стимулирующих выплат. Соответствующими министерствами для отраслевых учреждений образования, здравоохранения и культуры республики разработан ряд критериев, по которым будет оцениваться вклад каждого работника в общее дело.

О том, какие здесь возникли трудности, шла речь на недавнем заседании парламентского Комитета по бюджету, налогам и финансам, которое провел его председатель Илсур Сафиуллин. В нем приняли также участие заместители Председателя Госсовета Римма Ратникова и Александр Гусев. Свои предложения и замечания высказали представители министерств здравоохранения, культуры, образования и науки, а также Министерства труда, занятости и социальной защиты.

Оказалось, проблем много. В частности, не все руководители отраслевых учреждений проинформированы о деталях новой системы оплаты труда. Есть сложности с методикой формирования зарплаты, например, в малокомплектных сельских школах. Не до конца решены вопросы с выплатой различных надбавок, в том числе за ученые степени и почетные звания. В частности, по мнению заместителя министра здравоохранения Анаса Гильманова, стимулирующие выплаты здесь рассчитаны на уравнивание специалистов различных категорий, а это явно не послужит стимулом в работе. Кроме того, участники заседания пришли к выводу, что необходимо предусмотреть определенные стимулирующие выплаты для привлечения в бюджетную сферу квалифицированных молодых специалистов.

На недавнем заседании Госсовета, в котором принял участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, депутаты вновь обратились к этой острой теме. С докладом о том, какие меры здесь приняты, и предстоящей работе Правительства по переходу на отраслевую оплату труда в режиме «правительственного часа» выступил министр экономики Марат Сафиуллин. Он коротко охарактеризовал основные положения новой системы. Как сообщил министр, с 1 января 2009 года в Российской Федерации устанавливается минимальный размер оплаты труда на уровне 4430 рублей.

— В результате в Российской Федерации зарплата бюджетников вырастет на 30 процентов, — отметил Марат Сафиуллин. — В Татарстане с учетом состоявшегося повышения заработной платы в текущем году, а также того, что заложено в бюджете на 2009 год, ее повышение составит в сопоставимых условиях 32,2 процента.

Что касается Единой тарифной сетки, то, как напомнил министр, основная часть специалистов, почти 40 процентов всей бюджетной сферы, работали по 12-му и 13-му разрядам (всего их в ЕТС — 18). То есть Единая тарифная сетка в значительной степени превратилась в уравниловку и существовала во многом формально. Были сложности со стимулированием и поощрением работника за объем и качество работы.

— В новой системе предусматривается, что основная часть предлагаемой модели оплаты будет зависеть от объема, сложности и качества труда. То есть деньги следуют за услугой, в результате работающие лучше и получат по новым условиям больше, — пояснил Марат Сафиуллин. Он также обозначил несколько, по его словам, проблемных моментов.

— Президентом Минтимером Шаймиевым и Премьер-министром Рустамом Миннихановым поставлена задача: при переходе на новую систему оплаты труда никоим образом не должен снизиться уровень получаемой сегодня работниками бюджетной сферы заработной платы. Это достаточно сложная и ответственная задача, требующая взвешенных решений. Эксперимент, который идет сейчас в Сабинском муниципальном районе и городском округе «Набережные Челны», выявил, в частности, такую проблему, как отсутствие четких критериев оценки текущей деятельности каждого работника и учреждения в целом. Фактически это означает, что оплата труда и его результаты друг с другом в настоящее время слабо связаны, — подчеркнул министр.

Марат Сафиуллин сообщил: если к 1990 году численность работников в бюджетной сфере составляла 7,2 процента от количества постоянного населения, то сегодня это уже 10 процентов. В то же время изменился объем работы, например, в сфере образования: количество учеников на одного учителя уменьшилось почти на 30 процентов. Расходы консолидированного бюджета (в расчете на одного жителя) в образовании за десятилетие возросли почти в 4,5 раза, а в сферах здравоохранения, культуры и спорта — более чем в 4 раза.

— В то же время нельзя сказать, что адекватным образом изменилась в лучшую сторону оценка населением качества работы этих отраслей, — подчеркнул он. — Серьезная задача стоит перед самими учреждениями. Сегодня разработаны методические рекомендации по введению отраслевых систем оплаты труда. Практически сформулированы критерии, оценивающие эффективность деятельности руководителей и специалистов, положения о премировании и рекомендации по заключению коллективных договоров. Важно теперь адаптировать все эти предложения к конкретному учреждению с учетом его специфики. Кроме того, параллельно с Набережными Челнами и Богатыми Сабами начата такая же работа еще в шести муниципальных районах — Бугульминском, Арском, Буинском, Нижнекамском, Альметьевском, Зеленодольском и в нескольких районах Казани, а также в четырех республиканских медицинских учреждениях. Итоги проводимых экспериментов ожидаются к середине декабря.

В целом разработанные подходы уже позволяют решать поставленные задачи, хотя вопросы по деталям еще остаются. Кроме того, дорабатываются информационные технологии, призванные обеспечить финан-совые расчеты бюджетных учреждений. В этих направлениях идет каждодневная работа совместно с органами местного самоуправления. Будем благодарны депутатам за конструктивные замечания и предложения в этом направлении, заключил Марат Сафиуллин.

Депутаты сразу же воспользовались такой возможностью и буквально забросали министра вопросами. В частности, за счет каких финансовых источников предполагается формировать фонд заработной платы в бюджетных отраслях; как не превратить оптимизацию в банальное сокращение штатов; насколько объективными окажутся разработанные «критерии эффективности» для представителей творческих профессий.

Не на все вопросы законодателей министр смог с ходу дать исчерпывающие ответы. Да это и понятно — пока мы находимся, честно говоря, на подступах к этой реформе.

— Нет сомнений, что нужно повышать эффективность бюджетной сферы, — завершил тему проводивший заседание сессии Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. — Только вот показалось, что в докладах по этому поводу —, а я слушал их неоднократно — пока больше теории. Здесь главной цели нельзя достичь только за счет, например, сокращения и оптимизации. Надо до конца проработать весь механизм перехода к новой системе, подойти к этому скрупулезно, ответственно. Иначе, если где-то недодумаем, разочаруем людей. А этого допускать нельзя.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще