Новый контур отечественного автопрома

Во вторник Председатель Правительства России Владимир Путин посетил особую экономическую зону “Алабуга”, одну из двух российских ОЭЗ промышленно-производственного типа.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Во вторник Председатель Правительства России Владимир Путин посетил особую экономическую зону “Алабуга”, одну из двух российских ОЭЗ промышленно-производственного типа. Здесь он стал свидетелем схода с конвейера компании “Северстальавто-Елабуга” первого серийного автомобиля – фургона FIAT Ducato и провел совещание по вопросам развития автомобильной промышленности России. В поездке Владимира Путина сопровождали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Премьер-министр республики Рустам Минниханов и полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.

Вместе с Владимиром Путиным в Елабугу прибыли заместитель Председателя Правительства России Игорь Сечин, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Леонид Шорников и другие.

Глобальная задача, которая ставится перед отечественным автопромом, – к  2012 году до 80 процентов автомобилей, продаваемых на внутреннем рынке, должны собираться в России. К этому же времени не менее 60 процентов автокомпонентов для машин, выпускаемых на территории страны, должны быть также отечественными. Основные площадки по производству компонентов развернутся в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области и Татарстане.

Внутренний автомобильный рынок развивается высокими темпами и, по прогнозам, в обозримой перспективе он может стать одним из крупнейших в Европе. Так, в 2007 году в стране было продано более 3 миллионов автомобилей, ожидаемая цифра в году текущем – более 4 миллионов. В денежном выражении объем рынка автомобилей в прошлом году превысил 1 триллион рублей. Но сейчас преобладает импорт, и это значит, что десятки миллиардов долларов уходят за границу и работают на развитие экономик других стран, отметил Владимир Путин.

Одним из инструментов изменения ситуации являются особые экономические зоны, в том числе “Алабуга”, и после ее посещения у премьер-министра не возникло сомнений в эффективности данного механизма.

Знакомство с ОЭЗ началось с осмотра цехов компании “Северстальавто-Елабуга” (новое название – “Соллерс-Елабуга”). Здесь все обустроено по европейским стандартам, очень светло и чисто, даже пол  белый, а при отделке помещений использованы красивые пастельные тона – их подбирала специальная группа психологов для повышения работоспособности и снижения утомляемости персонала. Коллектив составляет сейчас более 600 человек, к концу года вырастет до тысячи. Производство линейки коммерческих автомобилей FIAT Ducato осуществляется на основе лицензии – компания выкупила у FIAT права на модель, выпускавшуюся в Италии до 2007 года.

Владимир Путин совершил объезд предприятия на электромобиле, лично управляя им. Делегация осмотрела представленные здесь авто – не только грузовые фургоны, но и специальные модификации, разработанные для России, – автомобиль скорой медицинской помощи, школьный микроавтобус с удобными безопасными сиденьями, маршрутное такси, а также машину для перевозки инвалидов-колясочников со специальным механическим подъемником, действие которого Владимир Путин сам и опробовал. В 2008 году FIAT Ducato станет выпускаться в девяти модификациях, в дальнейшем линейка будет расширена до 14, планируемый объем производства – 75 тысяч автомобилей в год.

Генеральный директор “Северсталь-авто” Вадим Швецов рассказал о планах по локализации производства. На данный момент оно включает в себя сварку, окраску и сборку автомобилей. Предусматривается организация штамповки – она заработает в 2009 году. Помимо этого создается парк поставщиков автокомпонентов, в котором будут производиться пластиковые детали интерьера и экстерьера, сиденья, выхлопные системы, подвески. Дизельные двигатели для автомобилей FIAT Ducato и ISUZU, удельный вес которых в себестоимости машины составляет около 30 процентов, будут также собираться в России, в частности на принадлежащем “Северсталь-авто” Заволжском моторном заводе. В целом уровень локализации превысит 70 процентов, сроки переноса производства автокомпонентов в Россию – от одного месяца до года. Это позволит снизить себестоимость автомобиля.

Вадим Швецов привел наглядный пример: стоимость бампера составляет 28 долларов, а его доставка из-за границы обходится в 200 долларов.
Владимир Путин дал высокую оценку увиденному и услышанному.

Затем состоялось подписание протокола о намерениях по созданию в Елабуге образовательного центра “Инженерная академия SOLLERS” по подготовке квалифицированных инженерных и технических специалистов для автомобильной промышленности. Учебное заведение будет создано при содействии Туринского политехнического института, оно откроется уже в сентябре. Первоначально вуз будет ориентирован на подготовку сотрудников “Северсталь-авто”, на повышение их квалификации, а позже станет готовить инженеров-технологов и для других автомобилестроительных предприятий.

После этого Владимир Путин пообщался с работниками предприятия в неформальной обстановке – за обедом в столовой административно-делового центра ОЭЗ.

Затем состоялась его беседа с Минтимером Шаймиевым. Речь шла, в частности, о привлечении в Елабугу трудовых ресурсов. Проблему обеспечения этих людей жильем республика будет решать, используя программу социальной ипотеки, подчеркнул Президент Татарстана.

Совещание по вопросам развития автомобильной промышленности страны было закрытым, однако вступительное слово и заключительное выступление  Владимира Путина транслировались для представителей СМИ. Российский премьер отметил, что для многих развитых стран автомобильная промышленность служит своеобразной визитной карточкой, она в значительной степени определяет уровень технологической культуры и конкурентоспособности национальных экономик.

– Надо признать, – заметил он, – что в свое время наша автомобильная промышленность серьезно сдала позиции, не смогла удовлетворить растущий спрос ни по количеству, ни по качеству. Так, в прошлом году наши традиционные российские марки составили только четверть проданных в стране автомобилей. В таких непростых условиях нужны были не высокомерные амбиции, а холодный и точный расчет. Считаю, что был предложен оптимальный и реалистичный выход – сделана ставка на широкую международную кооперацию, включая привлечение стратегических зарубежных инвесторов, а также на размещение в России производств ведущих автомобильных концернов, работающих в режиме промышленной сборки.

Такая модель ориентирована на привлечение в страну высоких технологий и масштабных инвестиций. Сегодня автомобильные производства должны стать инновационными центрами, формировать спрос на квалифицированную рабочую силу, научные и технологические разработки, стимулировать малый и средний бизнес. Уже сейчас реализуются 23 проекта промышленной сборки, ожидается, что к 2012 году объем производства на таких предприятиях вырастет до полутора миллионов автомобилей.

Владимир Путин обозначил факторы, которые обеспечат качественное развитие автопрома. Это повышение уровня локализации производств, решение проблем с доступностью и ценой сырья и материалов, в первую очередь – высококачественной стали. До тех пор, пока российские металлурги сумеют решить эту проблему, стоит рассмотреть вопрос о временном снижении пошлин на те сорта стали, которые у нас не выпускаются совсем либо производятся в недостаточном объеме, отметил российский премьер. Разумеется, это нужно сделать в согласовании с металлургами. Также нужна современная нормативная база в сфере производства и эксплуатации автомобилей, и прежде всего – новые технические регламенты по безопасности транспортных средств. Следует также всячески добиваться обновления автомобильного парка, который сейчас в России старый. Например, снизить некоторые виды налогов для владельцев автомобилей высокого экологического класса, чтобы стимулировать приобретение новых машин.

Глава Правительства РФ привел пример эффективности принятых несколько лет назад мер: повышение ввозных пошлин на подержанные автомобили привело к тому, что наш рынок перестал быть местом, где на утилизации автомобильного хлама можно было хорошо заработать. На совещании также было упомянуто о внесении дополнения в 154-ю статью Налогового кодекса России в части взимания НДС, уплачиваемого при реализации автомобилей, бывших в употреблении.

– Это и социальная справедливость, и экономическая целесообразность, – отметил Владимир Путин. – Нельзя два-три и более раз взимать НДС с продукта, который уже однажды произведен и с которого налог государством уже был получен.

Законопроект, отменяющий НДС при продаже подержанных автомобилей старше трех лет, внесен в Госдуму группой депутатов. В случае его принятия автодилерам – юридическим лицам придется уплачивать НДС не со всей стоимости автомобиля, как сейчас, а только с разницы между продажной и покупной ценой машины.

Также было отмечено, что при строительстве или реконструкции автомобильных дорог федерального значения необходимо проектировать площадки для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей. Как ни странно, до сих пор соответствующих регламентов нет, подчеркнул Председатель Правительства.

И, наконец, необходимо разработать превентивные решения для поддержки отечественного производителя грузовиков. Пока они превалируют на рынке, но конкуренция постоянно растет. Нужно вообще помочь всем отечественным автопроизводителям работать на внутреннем рынке и продвигать свою продукцию за рубежом.

Что касается увиденного в Елабуге, Владимир Путин сказал:

– Особая экономическая зона создана за два года, и это хороший результат. Здесь реализуется все, о чем мы договаривались. Приятно наблюдать за тем, как мы свои планы и обещания выполняем. Вместе с тем обращаю внимание на проблемы, которые здесь возникают. В частности, нужна гораздо более крупная контейнерная площадка, необходимо достойным образом решить вопросы с обеспечением особой экономической зоны газом, электроэнергией, железнодорожным сообщением.

Но главное, что качественное развитие отечественного автопрома – это реальность:

– Мы это сегодня увидели здесь, в Елабуге. Это вполне достижимая задача, все можно сделать, и у нас все для этого есть, абсолютно все, – подчеркнул Владимир Путин.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще