В последние месяцы уходящего года власть и предприниматели упорно искали механизмы взаимодействия. И в этом поиске они как бы согласовывали свои позиции и интересы. Понятно, что обе стороны не могут существовать друг без друга. Власть понимает, что малый бизнес может обеспечить и прирост регионального валового продукта, и дополнительное число рабочих мест. Предприниматели, несмотря на свой индивидуализм и независимость, осознают, что без существенных мер поддержки со стороны государства они в основной массе не выживут.
Движение навстречу друг другу идет медленно. Власть, опасаясь злоупотреблений со стороны бизнеса, боится пойти на послабления и преференции для него. Предприниматели также не спешат в объятия к чиновникам разного уровня: эти объятия могут быть настолько сильными, что в них недолго и задохнуться. Поэтому обе стороны осторожно формулируют свои предложения и требования и также осторожно их воспринимают: а вдруг в результате этих требований и предложений они потеряют больше, чем приобретут?
Как бы то ни было, в ходе различных согласований и встреч, в том числе и на районных, городских конференциях предпринимателей, выявился круг вопросов, которые требуют незамедлительного решения. Более того, некоторые из этих вопросов, как сообщили участники пресс-конференции в агентстве “Татмедиа” (она была посвящена предстоящему съезду), уже решены. В частности, отметила генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства Гульнара Сергеева, на уровне Правительства РТ решен вопрос о создании гарантийного, или залогового, фонда, который бы при недостатке у предпринимателей залоговых средств решал эту проблему. В создании фонда согласились участвовать некоторые татарстанские банки. Интерес проявила и мэрия Казани: очевидно, городская казна могла бы финансировать недостаток средств столичных предпринимателей при оформлении ими кредитов.
Большое внимание было уделено проблемам оформления различной экологической документации, которую по законодательству требует представлять Росгостехнадзор. Руководитель территориального управления этого ведомства Борис Петров на недавней встрече с предпринимателями пообещал, что вся документация будет отныне приниматься в электронном виде. Фирмы-разработчики данной документации (а предприниматели вынуждены им заказывать эту работу, поскольку простой человек просто не разберется в требуемых законом расчетах) при желании могут аккредитоваться в Торгово-промышленной палате РТ. Такая аккредитация как бы подтверждает статус разработчиков, гарантирует качество выполнения расчетов. Сегодня же, отметила Гульнара Сергеева, одни малые компании делают деньги на других, причем нередко “ставя их в затруднительное положение”, поскольку расчеты и документы готовятся, мягко говоря, недобросовестно. И порядок в этой сфере должны навести сами предприниматели – именно они могут создать черный список разработчиков, которые работают некачественно.
Другая проблема (она уже неоднократно обсуждалась в Правительстве, но решение пока не созрело) – это взаимодействие малого бизнеса и крупных монополий. Речь идет об энергетических, газовых компаниях, о предприятиях, предоставляющих услуги связи. Сегодня, например, энергетики в типовых договорах закладывают стопроцентную предоплату и стопроцентные штрафы как за перебор, так и за недобор электроэнергии. Это не совсем правильно, поскольку по закону можно требовать 50-процентной предоплаты, а штрафы за перебор и недобор вообще не предусмотрены, отметили участники пресс-конференции. Должна быть и дифференциация платы за подключение к электрическим сетям предприятий малого и крупного бизнеса. Пока же энергетики всех ставят на одну доску. Накануне съезда предпринимателей этот вопрос вновь будет обсуждаться у Премьер-министра.
Свои весьма жесткие условия диктуют предпринимателям газовики и связисты. Газовики, например, установили достаточно сложную процедуру оформления документов, необходимых для подключения к газовой трубе. Причем на всех этапах этого трудного пути, отметила Гульнара Сергеева, “сидят” малые фирмы, коллеги предпринимателей, которые зарабатывают деньги. Это не очень правильная формула взаимодействия крупного (монополиста) и малого бизнеса. Есть более выгодные формы взаимодействия, отметил председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. Можно, например, в рамках технопарков и промышленных кластеров участвовать в переработке выпускаемых нефтехимических и химических продуктов, выпускать комплектующие для машиностроения, оказывать другие услуги промышленным китам.
А в целом проблема взаимодействия монополий и малого бизнеса – это федеральная проблема. Монополизм существует не только в энергетике, поставках газа, в отрасли связи. Железнодорожные перевозки, цены на бензин (везде они падают, а в России – растут), высокие кредитные ставки – это тоже проявления монополизма. Просто федеральные власти, подчеркнул Шамиль Агеев, еще не до конца понимают, какую злую шутку могут сыграть со страной монополии, если страна вступит в ВТО. Сегодня монополиям живется достаточно вольготно, но выдержат ли они конкуренцию с такими же иностранными акулами в бизнесе? Нынешние потребители, увидев, что у конкурентов цена хоть на пять копеек ниже, переметнутся в другую сторону. Нашим молодым предпринимателям еще мало знакомо такое чувство, как патриотизм.
Впрочем, и иным представителям власти это чувство неведомо. А иначе как объяснить, что конкурсы на муниципальном уровне нередко выигрывают пришлые компании, хотя аналогичную продукцию и услуги, причем не худшего качества, выпускают и предоставляют местные предприниматели. В ряде городов и районов при проведении конкурсов уже поняли, что при выявлении победителей смотреть нужно не столько на цену, сколько на социальную ответственность бизнеса. Местные фирмы несут такую ответственность перед населением: они никуда не убегут, претензии за брак им можно предъявить что называется в лицо. А попробуй докричись и достучись до Москвы или Санкт-Петербурга, до Читы и Хабаровска… Очевидно, муниципальной власти нужно непосредственно наступить на грабли, на которые уже не раз наступали другие. Шишка на собственном лбу учит более доходчиво.
Трудно ожидать, что предстоящий съезд решит все проблемы. Может быть, создадут какой-то консультативный орган (по примеру Казахстана), который будет проводить экспертизу всех решений властей, так или иначе затрагивающих интересы предпринимателей. Это позволит учитывать мнение малого бизнеса в деятельности властей. По крайней мере предприниматели могут рассчитывать на то, что их голос будет услышан не только накануне съезда.