Правила игры не должны меняться с приходом каждого нового мэра. Такое заявление сделал в среду глава Казани Ильсур Метшин на конференции предпринимателей столицы. Тем не менее больше всего вопросов у представителей малого и среднего бизнеса вызвали некоторые решения новой городской администрации.
Нынешняя команда мэра Казани – команда молодая. Мы не собираемся всю жизнь занимать эти кресла, заметил Ильсур Метшин. Когда-нибудь придется уйти и, скорее всего, в бизнес. И мы заинтересованы, чтобы в этой сфере экономики были установлены четкие и понятные правила игры, чтобы они не менялись с приходом каждого нового мэра. Это заявление главы Казани многие расценили как призыв к откровенному разговору о том, что сегодня мешает бизнесменам активнее разворачивать свою деятельность, как власть может помочь предпринимателям.
Кредит взять просто? Как бы не так…
Посмотрите на рекламные щиты, предложил предприниматель Игорь Песошин. Почти каждый второй призывает нас брать кредиты. Для этого нужно просто зайти в банк. Но те, кто сталкивался с банками по этому вопросу, знают, что это не так. Я в три банка обратился, просил около 200 тысяч рублей. Везде отказали. Одни предлагают невыгодные условия, другие дают сумму вдвое меньше, чем требуется, а третьи вообще никак не объясняют свое решение. Потом мне помог приятель. Он этот вопрос решил за три дня. Вы же понимаете, как решил? (Смех в зале.)
– А в каком банке обслуживаетесь? – поинтересовался Премьер-министр Рустам Минниханов. Понятно, что его вопрос был риторическим. – Вы не один год в бизнесе, у вас должна быть кредитная история. Это за вами банки должны бегать: возьми кредит. А у вас – наоборот.
Действительно, в нашей стране все наоборот. Банкиры не знают, куда вложить деньги, предприниматели не знают, где эти деньги взять. В итоге все остаются при своих интересах. Первые – на мешках с купюрами, вторые – не могут реализовать проекты.
Эту же тему поддержал и представитель компании “Татполиграф”. В Казани предпринимателям выдают кредиты под 14 процентов годовых, в Москве – под 9-10 процентов. Почему так? Да потому, что у республиканских банков, по сути, сговор: они договорились не снижать ставки. Вот сейчас в Москве мы оформляем кредитный договор под десять процентов годовых.
– Почему же, и в Казани можно получить кредит под десять процентов, – парировал премьер. – Для этого должна быть кредитная история…
– Да нет такого, – зашумели предприниматели в зале.
В конце концов и Рустам Минниханов в своем заключительном выступлении отметил, что с банками нужно работать предметнее. Но и сами предприниматели должны позаботиться о своей кредитной истории. А то некоторые из года в год переводят свой бизнес из одной фирмы в другую, вот и сомневаются банкиры: а вдруг они потеряют свои деньги?
Другая проблема, связанная с выдачей кредитов, как отметила в своем выступлении генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ Гульнара Сергеева, это недостаток залогообеспечения. В Германии, например, для этих целей созданы специальные гарантийные фонды, которые компенсируют предпринимателям недостаток залога. Мы бы могли сделать то же самое. Говорят об этом много, но проблема пока так и не решена.
С бюрократией обещали бороться
С бюрократией мы будем бороться, заявил в своем выступлении Ильсур Метшин. Уже принято решение о том, чтобы ни один документ в мэрии более четырех дней не “гулял”. Мы стараемся “обезличить” чиновника, чтобы житель города даже и не знал, кто конкретно отвечает за ту или иную бумагу, чтобы не было соблазна решить вопрос незаконными способами. Не всегда это удается, но мы стараемся. Принято решение о проведении конкурсов и аукционов по недвижимости, земельным участкам, стало более доступным участие в государственном заказе.
Тем не менее работы в этом направлении – непочатый край. Например, по данным опроса, который провело Агентство по развитию предпринимательства, 60 процентов представителей малого и среднего бизнеса считают госзаказ в Казани непрозрачным (это сообщение было опять же встречено аплодисментами в зале). Есть претензии у предпринимателей и к Главному архитектурному управлению города. Сегодня зарегистрировать фирму и открыть счет в банке можно за несколько дней. А чтобы получить паспорт на внешнее оформление предприятия или магазина, требуется два месяца. Не многовато ли?
Любопытный пример привел один из выступающих. Он вышел на трибуну с толстенной папкой – такие были еще в советское время – с белыми тесемками. Оказалось, это все необходимые документы для получения экологического паспорта. Половину бумаг нужно обновлять каждый год. А каждая подпись зависит от настроения конкретного чиновника. А от чего зависит настроение чиновника? (Опять смех в зале, видимо, присутствующие хорошо знают ответ на этот вопрос.)
Однако в последние годы отношение к контролирующим органам у большинства предпринимателей изменилось. По данным опросов, уже 86 процентов бизнесменов оценивают их работу положительно. И казанские власти намерены обратиться за помощью в эти самые контролирующие органы, чтобы продолжить борьбу с “серым” рынком труда. По словам Ильсура Метшина, доходы казанцев составили 92 млрд. рублей, а расходы – 154 млрд. рублей. Жители города взяли кредитов на 11 млрд. рублей. Спрашивается, откуда взялись 50 млрд. рублей? Где были заработаны, почему с них не платились налоги? Казна недосчиталась налогов на три миллиарда рублей. На эти деньги можно было построить школы, отремонтировать жилье, дороги.
Скажем, сегодня официальная зарплата водителя “маршрутки” 2200 рублей, продолжил мэр. Но меньше чем за 10-12 тысяч рублей сегодня работать никто не будет. Значит, водители остальное получают “серым” налом. Или другой пример. В Казани сегодня нет официально зарегистрированных фирм по отделке квартир. Но в столице ежегодно сдаются 300 тысяч квадратных метров коммерческого жилья. Причем заказчики видят только голые стены. Отделывают жилье они самостоятельно. Кто этим занимается? Нетрудно догадаться – шабашники. Оплата идет наличными деньгами, без налогов. Поэтому мы будем настаивать на проверке тех фирм, где зарплата ниже 1500 рублей, предупредил собравшихся Ильсур Метшин.
Конкурс – инструмент опасный
Казалось бы, замечательная идея – все и вся продавать с конкурсов и аукционов – и землю, и здания, и государственный заказ, и… рекламные щиты, и городские пассажирские маршруты. Но вот ведь парадокс: в одних случаях этот инструмент подходит, а в других можно натворить бед. Скажем, мэрия объявила конкурс на продажу городских маршрутов. Сначала перевозчики восприняли это решение настороженно. Потом выяснилось, что в лотах будут совмещены выгодные, невыгодные и “средние” маршруты. А требования администрации о техосмотре машин и медицинском осмотре водителей, об обновлении парка не так уж невыполнимы. В итоге все согласились принять участие в конкурсе, констатировал Ильсур Метшин.
Не так все просто оказалось на рекламном рынке. В конкурсе на установку рекламных щитов победили крупнейшие московские компании, которые по сути уже контролируют две трети российского рынка. Понятно, отметила Гульнара Сергеева, что местные рекламные фирмы не могут конкурировать с такими монстрами. А это означает, что наши люди остаются без работы.
– Ничего страшного в этом нет, на аукционе победили те, кто заплатил больше. Это нормальное рыночное решение, – ответил мэр столицы. – Тем более что эти фирмы зарегистрированы в Казани, из Москвы специалистов они тоже не привезли, там работают местные…
– И еще есть антимонопольное законодательство, – добавил Премьер-министр. – Если оно нарушается, то давайте соответственно реагировать (эта мысль предпринимателям понравилась – последовали аплодисменты).
Однако равные права для транснациональных рекламных компаний с иностранным капиталом (а именно они пришли на казанский рынок) и местных фирм – это нонсенс. Татарстанским предпринимателям бороться с ними бесполезно. Просто разные весовые категории. Так что же, спросила Татьяна Гаврилова, представитель ассоциации распространителей наружной рекламы, нам уходить с этого рынка, бросать дело, которым занимались пятнадцать лет? В этом бизнесе работают тысяча человек, они приносят доходы в казну. Мы заинтересованы в том, чтобы город, где мы живем, был красивым, нарядным по праздникам. А заинтересованы ли в этом те, кто придет вместо нас?
Между тем мэрия Казани сейчас не подписывает договоры с фирмами на установку рекламных щитов, сносит те, что были установлены ранее. Уже 200 щитов снесено, отметила Татьяна Гаврилова. Мы не согласны с этим решением, считаем его незаконным и будем решать спор в суде.
– Мы не хотим конфликтовать с городскими властями, – заявил от микрофона руководитель одной из рекламных фирм. – Готовы платить и понимаем свою социальную значимость…
– Тогда готовы с вами разговаривать, – тут же парировал из президиума мэр.
Мы не будем отказываться от конкурсов, они уже помогли сэкономить 360 миллионов рублей, отметил Ильсур Метшин. Конкурсы на размещение наружной рекламы позволили получить в бюджет 80 миллионов рублей вместо 20 миллионов рублей, как в прошлом году. Казани после празднования 1000-летия достался долг в 12 миллиардов рублей. Скажите, как его погашать?
За каждым решением нужно видеть человека
Говорят, бизнес – это работа. Но те, кто работает в бизнесе, понимают, что бизнес – это образ жизни, заметил предприниматель Игорь Песошин. Так вот, решение мэрии о сносе ларьков (они портят облик города) – это решение о том, чтобы у людей сломать образ жизни. Эти люди не стояли в очереди за пособием по безработице, ничего не просили у государства, они платили налоги и содержали свои семьи. А их в один день лишили всего. Попробуйте что-нибудь сломать в “Меге” или в “Икее” – тут же последуют иски в суд, маститые адвокаты все отсудят и заставят возместить моральный и материальный ущерб. А те, кто содержит торговую точку на автобусной остановке, этого себе позволить не могут. Нам говорят, что все это было сделано по закону. Но кому нужен такой закон, если простому человеку от этого плохо?
После этого выступления к микрофону вышла… беременная женщина:
– Мне через две недели рожать. У меня были две торговые точки. Я зарабатывала. Бизнес для меня – не образ жизни. Это кусок хлеба. Я растила одного ребенка. Решила вот родить второго, ведь государство говорит, что нужно исправлять демографическую ситуацию. Я поверила. А теперь вот не могу решить свой вопрос. Помогите, пожалуйста…
– Подойдите ко мне после этого собрания, – попросил мэр.
Возможно, этой женщине повезет, ее вопрос решится. Но сколько предпринимателей, которые не дойдут до кабинета мэра? В Китае десять лет назад никто не сносил ни ларьки, ни мастерские. Мы хихикали над этой нищей страной. А сегодня весь мир завален китайским товаром, и страна процветает. И там не думали – портит лавочка красоту города или нет. Там радовались, что человек кормит себя, семью, приносит доход в казну. Придет время, он накопит денег и сам построит большой магазин или завод. А у нас в Кировском районе, продолжил предприниматель, зарегистрировано четыре тысячи фирм, а работают реально только три тысячи. Куда делась тысяча налогоплательщиков? Почему никто не задается этим вопросом? Или в это время важнее сносить ларьки?..
– Возможно, мы не всегда принимали правильные решения, сказал в заключение мэр. – Но старались учитывать все точки зрения. Хотелось бы чаще общаться с предпринимателями, не раз в год. Поэтому давайте создадим экспертный совет, я буду приходить к вам на заседания, готов общаться, спорить, находить приемлемые решения. Но для этого и сами предприниматели должны ломать свою психологию. Пока они – каждый сам за себя. В общении с властью преследуют только собственные интересы. Сообщества как такового еще нет. Поэтому давайте вместе решать трудные вопросы и одновременно работать над собой. У Казани нет другого пути для роста, кроме развития малого и среднего бизнеса. Мы должны идти одним курсом.