Сегодня мы предлагаем вниманию читателей запись очередного интервью Президента Татарстана, которое он дал в рамках творческого проекта «Пять вечеров с Рустамом Миннихановым». На этот раз интервью прошло в IT-городе Иннополис, вопросы Президенту задавали руководитель и ведущий телепрограммы «Вести в субботу» Сергей Брилев (Москва) и генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век» (Казань) Ильшат Аминов.
Ильшат АМИНОВ: Здравствуйте, Рустам Нургалиевич!
Рустам МИННИХАНОВ: Здравствуйте.
Сергей БРИЛЕВ: Good morning, Mr. President!
Р.М.: Good morning! (Смеется.)
С.Б.: Знаете, почему я на английский перешел? Потому что когда в это здание вошел, подумал, что, наверное, знаю, когда вы придумали его сделать. Это было несколько лет назад, когда вы с Игорем Ивановичем Шуваловым по Сингапуру ходили по похожему объекту. Наверное, оттуда все это растет корнями-то?
Р.М.: Какой-то опыт взят у Сингапура, что-то – у Финляндии и Франции. Мы много ездили, посмотрели инновационные центры. Конечно, Сингапур – это один из таких образцов. А также Китай. Это своеобразный микс.
С.Б.: А вот что я хотел спросить. К центру мы, безусловно, еще вернемся. Мы с вами не виделись со времен, когда выборы были. Они теперь уже за плечами. Оглядываясь назад, как вы сейчас оцениваете кампанию и, главное, ее результаты?
Р.М.: Выборы – это определенный экзамен. И, конечно же, было много встреч. Много интересных моментов, много вопросов, проблем. Думаю, этот этап нашей жизни мы прошли достойно. Был высокий уровень активности избирателей: два миллиона четыреста тысяч человек пришли из двух миллионов девятисот тысяч. И, конечно же, избраны семь тысяч семьсот десять депутатов местного самоуправления. Есть представители не только от «Единой России».
С.Б.: Да ладно!
Р.М.: Участвовали восемь политических партий. В наших крупных городах, где смешанная система, представлены четыре партии.
С.Б.: У вас четыре думские везде прошли?
Р.М.: Да-да, везде прошли, не только во всех крупных городах. И, самое главное, у них большая динамика. То есть они тоже активно работают. Я считаю, это нормально. Они нам указывают на наши пробелы, где мы недорабатываем. Легче же увидеть там, где не сделано. Поэтому мы считаем, что это нормальная созидательная работа. Более девяти тысяч человек участвовало в этом процессе. Все депутатские мандаты получены, и все органы местного самоуправления сформированы. Сегодня уже надо выполнять те обещания, те заверения, которые были. То же самое относится и к Президенту.
С.Б.: Не жалко тех, кто вам проиграл?
Р.М.: Они ничего не проиграли. Только выборы. При этом получили огромный опыт общения с людьми, опыт политической борьбы. Мы встретились и договорились, что, в принципе, мы же говорим об одних и тех же вещах: чтобы люди жили лучше, чтобы создать конкурентные преимущества. Я заверил, что их обещания, вопросы на встречах, которых было очень много, также будут учтены в рамках тех программ, которые мы будем реализовывать в республике. Сегодня у нас такая созидательная нормальная работа с коллегами, и с коммунистами, и с другими, потому что они люди достаточно опытные, авторитетные. Я бы не сказал, что кто-то из них там случайный человек.
И.А.: Рустам Нургалиевич, давайте вернемся все-таки в этот зал. Кстати, это – читальный зал библиотеки Университета Иннополис. Здесь все очень оригинально. Студенты работают в специальных боксах. Вообще, чувствуется новизна во всем этом. Как к вам пришла эта идея, чтобы город был конкретно здесь? Почему именно здесь? Удовлетворены ли вы сейчас темпами развития города? Каким он будет к 2030 году? Вот такой, возможно, немного исторический экскурс.
Р.М.: Мы должны все время быть в поиске. Вот Сергей Борисович спросил: где, откуда мы набираемся этого? Мы много ездим, много изучаем. В том числе наши главы администраций, министры. Первое, это, конечно, Сингапур. Благодаря Ли Куан Ю у нас сложились очень хорошие отношения. Ежегодно туда отправляется несколько делегаций наших министров и глав, особенно новых, чтобы они прониклись той инновационной средой и увидели, как за сорок – пятьдесят лет можно преобразить любую страну. Мы поняли, что для России, где все основные программные обеспечения и IT-технологии являются иностранными, – это ниша, в которой мы можем работать. Первые шаги были сделаны, когда мы пошли на создание инновационной инфраструктуры. Первое – это бизнес-инкубаторы, индустриальные парки. Потом поняли, что нужны какие-то более инновационные вещи: IT-парк в Казани, IT-парк в Набережных Челнах. Это два технопарка, которые в прошлом году в совокупности дали порядка девяти миллиардов рублей оборота.
Здесь надо отдать должное Николаю Никифорову, который был у нас министром и вице-премьером, это все происходило уже в то время и начиналось с IT-деревни. Первая конфигурация поселения была где-то на 50 тысяч человек. А вот на этом месте мы оказались 10–15 лет назад, когда начали строить горнолыжный комплекс. Я дал поручение, чтобы здешние земли не распродавались, а были использованы для каких-то стратегических целей.
И.А.: То есть тогда еще не было идеи Иннополиса?
Р.М.: Не было никакой идеи. Мы согласовали этот вопрос с нашим первым Президентом, что зарезервируем эти площади. На самом деле это самая золотая земля: здесь и экология, и Волга, и природа.
С.Б.: И Казань рядом.
Р.М.: И Казань рядом. Когда мы начали это обсуждать, у нас появилась идея сделать нечто такое, как IT-деревня. Но оказалось, наших знаний не хватает. Привлекли экспертов, специалистов, а для мастер-плана была приглашена сингапурская компания. Руководитель этой компании сказал, что построил семь или восемь городов, но самый успешный был рассчитан на 150 – 200 тысяч человек. Исходя из этого был сделан проект, и инфраструктурные вещи созданы для города со 155 тысячами жителей.
Это первый шаг. Второе, мы начали изучать, что там нужно. Наверное, места для работы, для жизни, социальные объекты, больницы, школы, детские сады. Очень важный элемент, один из самых главных (не зря мы здесь находимся) – это Университет. Потому что здесь и наука, и образование, и исследования. И, самое главное, Университет создан не по тем шаблонам, которые есть у нас, мы взяли самый лучший мировой опыт, привлекли мирового лидера в IT – американский университет Карнеги Меллон. Я сам туда ездил, соглашение подписывал. И мы считаем, что уже сегодня этот Университет сделал несколько правильных вещей. Понятно, что это удобное, комфортное пространство.
С.Б.: Ну вот ребята из общежития ходят в шортах сюда, в учебную часть.
Р.М.: Да, это один из моментов. Самое главное в Университете – это преподаватели. Здесь очень профессиональный коллектив: и лучшие международные эксперты, и наши российские здесь представлены. Я считаю, что основа Иннополиса – это Университет. Будет развиваться Университет – будут приходить резиденты, и мы сможем готовить для них тех специалистов, которые нужны на рынке.
Ну и так совпало, все, что произошло по отношению к России – ограничения, санк-ции, затрудненный доступ к финансам, – все это показало, что мы знали и делали вещи, которые будут нужны для нашей страны. Это не татарстанский объект, это объект федерального значения. И здесь надо отдать должное руководству нашей страны, которое поддержало нас.
Вы спросили: доволен ли я? Конечно, недоволен. Каждый день ругаюсь: почему так медленно стройка идет, почему у нас только 15 резидентов.
Вот сейчас запускаем больничный комплекс, а также математический лицей. Почему лицей? Ведь в этот Университет нужны люди со школьной скамьи. То есть уже с 7-го класса мы будем набирать талантливых детей как из Татарстана, так и из других регионов.
С.Б.: Со всей страны? Не только из Республики Татарстан?
Р.М.: Мы не ограничиваем, будем набирать лучших.
С.Б.: Я, кстати, тоже обратил внимание: начали до нашей встречи общаться с менеджментом Университета, и вдруг смотрю – акцент наш, московский. Молодцы, переманили москвичей.
Р.М.: Не переманили. Зачем переманивать. Люди едут туда, где им…
С.Б.: Тоже показатель, чтобы из Москвы уехать куда-либо. Это здорово!
Р.М.: Наверное, в Москве тоже есть разумные люди.
С.Б.: Но они как раз сказали, что все-таки «переманивают» в плане того, чтобы в бакалавриат откуда-нибудь еще из других университетов взять.
Р.М.: И бакалавриат, и магистратура.
С.Б.: Рустам Нургалиевич, с Университетом понятно. А если ты хочешь стать здесь резидентом и не обладаешь должными связями, ну, не знаю, например, с республиканским руководством. Если ты иногородний, иностранец, то на каких условиях сюда прийти?
Р.М.: Если ты иностранец, иногородний, то мы готовы обхаживать вас. Помочь оформить все документы, рассказать, как все это делается, помочь вам с местом для проживания, организовать работу. Мы оцениваем эффективность деятельности особой экономической зоны не только по конкретному продукту, количеству резидентов и IT-разработок. Самое главное здесь – люди.
С.Б.: Только IT или еще что-то делают? IT – приоритет?
Р.М.: IT и высокие технологии, робототехника. Город большой, здесь и айтишники будут, и центр разработок по высоким технологиям. Здесь будет компания «Ростех» – крупнейшая наша российская компания. Она приняла решение сделать здесь такой консолидирующий центр. Все, что связано с IT, будет здесь обеспечивать.
С.Б.: Ну по любому направлению из деятельности «Ростеха» здесь что-то есть, так получается? «Ростех»-то – он огромный.
Р.М.: У них направлений очень много. У нас уже 15 резидентов по разным направлениям. Но это первые шаги, поэтому надо активно работать. И спасибо вам, что мы нашу встречу проводим здесь. Потому что через десять лет этот город должен стать IT-столицей нашей страны.
С.Б.: Это вы сами подсказали, Рустам Нургалиевич. Потому что когда мы с вами встречались на КамАЗе, в Нижнекамске, в предыдущих программах мы все время возвращались к Иннополису, поэтому просто обязаны были сюда приехать.
Р.М.: Ну это и диверсификация экономики. Мы не только машиностроители, не только нефтяники, не только неф-тепереработчики, хотя каждое это направление активно развиваем. Мы должны понимать, что только сбалансированная экономика позволит решать задачи, главная для власти из которых – повышение качества жизни граждан. Если не будет нашей экономики, рабочих мест, налогов, то говорить о каких-то заслугах власти, наверное, будет сложно.
И.А.: Рустам Нургалиевич, на территории Иннополиса сегодня действует особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Вот почему именно технико-внедренческая стала приоритетной?
Р.М.: Знаете, потому что у нас зона промышленного типа уже есть. Одна из успешных зон. Ей десять лет. Там уже 45 или даже больше резидентов.
С.Б.: Это вы про «Алабугу» сейчас?
Р.М.: Да, про «Алабугу». Это уже двадцать с лишним заводов. Я же говорю о диверсификации. Нам нужны новые направления, автоматизация, нужна робототехника. Мы базируемся на наших предприятиях и дальше должны выходить на внешние рынки. По-этому технико-внедренческая зона дает очень привлекательные условия для разработок, новых технологий, инновационных продуктов. Первая идея была сделать здесь филиал «Сколково». Но как-то она была не совсем поддержана. Я обратился к Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Он был сторонником того, чтобы нашу идею поддержать. Говорит, давайте создадим особую экономическую зону. Считаю, что здесь достаточно много преференций, прекрасные инфраструктурные возможности, хорошие комфортные условия, чтобы эта зона развивалась.
С.Б.: А какие условия-то для прихода резидентов? Вот в Сингапуре, помните, нам рассказывали (я просто был там, когда вы с Шуваловым осматривали схожий центр): там на доллар, вложенный сингапурским правительством, резидент должен принести свой доллар. Здесь такая же система или как?
Р.М.: Вы знаете, каждый резидент готовит свой бизнес-план. Сначала мы на наблюдательном совете рассматриваем, это все очень быстро делается. А потом уже вносим на экспертный совет Министерства экономического развития Российской Федерации. Резидент должен, во-первых, представить экспертам, что новое он здесь хочет создать. Эксперты должны дать оценку: да, это конкурентно, привлекательно. Он должен сказать, что ему нужно. Скажем, он приходит в готовое здание, у нас вот технопарк там прекрасный. Или ему нужна земля, чтобы он построил что-то . И все оговаривается: сколько ему надо газа, воды, сколько электроэнергии или сколько квадратных метров площадей ему нужно. После этого он должен показать, за какое время сколько рабочих мест здесь будет создано, сколько инвестиций и на какой объем он должен выходить. Все это соглашением утверждается, и мы потом вместе работаем. Наша задача – помочь резиденту достичь этих параметров. Потому что мы вместе с ним несем риски.
Я не зря сказал, что мы будем обхаживать каждого резидента, чтобы у него все получилось. Особенно нужно отметить работу на особой зоне «Алабуга», которая показала, что только такой персонифицированный подход позволяет решать большие задачи. Ну и 100 миллиардов рублей инвестиций – это уже серьезная заявка. В 2017 году федеральный центр через налоги полностью вернет свои вложения. Наши будут попозже, потому что основные льготы представлены по региональным и местным налогам. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что нас поддержали, мы создали высокопрофессиональные, с высокой заработной платой рабочие места, производим высококонкурентный продукт – это самое главное. Здесь и налоговые преференции, и льготы по социальным налогам, и льготная аренда помещения. Жилье тут тоже конкурентное, вся необходимая инфраструктура, есть международный детский сад. Люди должны понимать, что будет с тобой, с твоим ребенком, чтобы сюда приезжали молодые семьи и чувствовали себя комфортно. Пожалуйста, тут есть горнолыжный комплекс, гольф, стрельбище. На лыжах катайся, на рыбалку ходи, купайся в Волге.
С.Б.: Как-то захотелось остаться даже, надо что-то придумать…
Р.М.: Нам такие специалисты тоже нужны, будете главным рупором Иннополиса. (Улыбается.)
И.А.: Рустам Нургалиевич, а какие задачи вы сегодня ставите перед руководством особой экономической зоны?
Р.М.: Перед руководством не только особой экономической зоны, здесь у нас есть мэр Иннополиса. Огромные слова благодарности я выразил федеральному Правительству – город полностью обеспечен газом. Когда я обратился к председателю правления «Газпрома» Алексею Борисовичу Миллеру, он нас поддержал. Водозабор, электрические подстанции, тепловой центр – все сделано. Значит, уже нужно привлекать инвесторов. Частных. Государство все не будет строить. Старт дали, дальше мы должны уже привлекать капитал. Здесь должно быть 50 тысяч IT-специалистов, и город, как уже было сказано, должен быть IT-столицей нашей страны. И это не только моя задача, но и задача федерального министра Никифорова. И есть наши заверения перед Правительством Российской Федерации, что Иннополис будет на самом деле таким центром, который решит многие задачи, в том числе в сфере обороноспособности страны.
И.А.: Рустам Нургалиевич, инновационные технологии, IT-технологии требуют, я бы сказал, революционного изменения мышления человека. Как вы считаете, татарстанцы стали более инновационными, более восприимчивыми к этим идеям?
Р.М.: Вы знаете, мы даже сами не чувствуем, как меняемся. Вы, наверное, были свидетелем, когда в 2005 году мы запустили вместе с Николаем Никифоровым электронный документооборот, тогда все это начиналось. Сегодня вся республика работает в этой системе. Если не ошибаюсь, за девять месяцев 40 миллионов электронных услуг оказано. Сайты, программы, «Народный контроль», «Народный инспектор»… То есть современные технологии полностью меняют наше мышление. Даже люди, которые в возрасте, не замечают, как они втягиваются в это. Ты не можешь даже десять минут находиться без связи, без сообщений. Поэтому мы очень сильно меняемся. Если за десять лет сделали такой рывок, в ближайшие десять лет должны всех обогнать. Я считаю, что потенциал страны огромен, наши люди образованны и мы можем поставить такую задачу, чтобы Россия через десять лет стала лидером.
И.А.: Рустам Нургалиевич, последний вопрос. Иннополис 2030 года – это что?
Р.М.: Это IT-центр России и ведущий IT-центр мира.