В суете будней так трудно найти время, чтобы просто погулять, почитать книгу, пообщаться с ребенком или с родителями. В будни у нас – работа в офисе, по хозяйству, в выходные – домашние дела. В редких перерывах – встречи с друзьями и родственниками. Но есть люди, которые находят время не только для своих, но и чужих детей.
Хотя эта формулировка не совсем верна. Для добровольцев-волонтеров благотворительной организации «Мамы Казани», таких как Алсу Заббарова, чужих детей не бывает. Эта хрупкая на вид девушка несет на своих плечах огромную ответственность за детей, о которых не заботятся собственные мамы.
«ТЫ МОЯ МАМА!»
Все началось в 2009 году, когда Алсу с подругой поехали сначала в Казанскую городскую клиническую больницу №18, а потом в детский дом Кировского района, чтобы предложить свои услуги в качестве волонтеров для ухода за детьми, оказавшимися без попечения родителей. В больнице, в стационаре, есть отделение, где лежат дети в возрасте от месяца до 4 лет – отказники, подкидыши. За ними нужен круглосуточный уход. И не только уход, а еще и забота, внимание.
Увиденное и услышанное произвело на Алсу сильное впечатление. Чего стоит одно то, что дети облепляют тебя со всех сторон, хватаются за одежду, виснут на руках и все время повторяют: «Мама, ты моя мама!» Такое не каждый выдержит.
Девушка до сих пор помнит ребенка, пережившего страшное: папа убил маму, и он несколько дней находился в одной квартире с трупом. Ребенок был в шоке, замкнулся в себе, ни с кем не разговаривал.
Роль волонтера в больнице крайне непроста. Нужно не только сидеть у постели маленького пациента, а вовремя дать лекарство, сделать необходимую процедуру, покормить, если понадобится, переодеть. Но главное, необходимо это сделать так, чтобы ребенок, которому приходится вдвойне нелегко (во-первых, он попал в больницу, во-вторых, его не поддерживают родители), не чувствовал себя одиноким среди белых больничных стен. Поговорить, поиграть, почитать книжку, просто погладить по головке и пожалеть – все это не менее важно, чем уколы и капельницы. Даже взрослому человеку в больнице приходится несладко, а что говорить о детях без семьи. Им не хватает внимания, ласки, поддержки взрослых. Порой настолько, что они перестают верить в возможность теплых отношений со взрослым человеком. Ребенок может просто лежать на кровати и смотреть в потолок. Но это не значит, что ему не нужны тепло и участие.
Чтобы суметь найти подход к каждому ребенку, благотворительная организация «Мамы Казани» организует бесплатные занятия с психологом, к которому волонтеры могут также обратиться с личной проблемой, ведь дети очень тонко чувствуют состояние взрослых, и излишняя нервозность и подавленность здесь ни к чему. Лучше разрешить свои проблемы заранее или по крайней мере оставить их за порогом палаты.
ДЕТИ ИЗ ДРУГОГО МИРА
Алсу не отказалась от желания помогать таким детям, как бы тяжело это ни было. Чтобы лучше узнать о волонтерстве в области сестринского ухода, пошла на собрание, организованное «Мамами Казани», стала активным волонтером. Поначалу, конечно, было нелегко. Приходя с очередного дежурства, она говорила себе: «Все, больше не пойду!» (Алсу тогда училась в ТИСБИ на экономическом факультете и работала.) А потом шла в больницу снова. Сегодня Алсу – один из координаторов сестринского направления БО «Мамы Казани».
Когда чье-то дежурство срывается, она едет в больницу сама в любое время суток. Ей активно помогают мама и сестра. Алсу уверена: поддержка близких, их понимание и терпение очень важны для каждого волонтера.
Таких, как она, честно скажем, немного. Большинство трудностей не выдерживает. Одни – после первого же пробного дежурства. Хорошо, если из десяти новичков остаются двое. Другие уходят через месяц, третьи – через полгода. У кого-то появляется своя семья, рождаются дети. Обстоятельства меняются, времени на волонтерство становится меньше. Но дело тут даже не в количестве. Ценно каждое дежурство. Сегодня с детьми один волонтер, завтра – другой. И вот уже ребенок не чувствует себя ненужным, брошенным, нелюбимым. Начинает разговаривать, улыбаться, ходить, хорошо кушать, набирать вес. Каждая капелька любви и заботы как целительный бальзам для исстрадавшихся маленьких сердец. И чем раньше они оттают, снова поверят в доброту взрослых, тем легче им будет прижиться в приемной семье.
– Эти дети как из другого мира, – говорит Алсу. – Им незнакомы такие понятия, как «мама», «папа», «дом», «семья». Поэтому каждому волонтеру они говорят «мама». И если обычные дети не пойдут на руки к незнакомому человеку, то брошенные детки – наоборот. Их нужно брать на руки. Им так этого не хватает.
У волонтеров и нянь есть четкий свод правил поведения в больницах. Так, общаться по смартфону в социальных сетях или читать книгу во время дежурства добросовестному волонтеру не пристало. Не для того он сюда пришел. Сумки и другие личные вещи, если не получилось сдать в гардероб, не стоит раскидывать по палате. Приходить на дежурство нужно на 15 минут раньше намеченного времени, чтобы тот, кто сдает смену, успел все объяснить и вовремя уйти домой или на работу. Срыв дежурства – это ЧП, кураторам приходится срочно искать замену.
РАБОТА ЕСТЬ РАБОТА
Как же удается таким людям избегать душевного выгорания? Как выдерживают напряжение?
– Я отношусь к волонтерской деятельности как к работе, – рассказывает Алсу. – Стараюсь в проблемных ситуациях отстраниться от эмоций.
Но каждый подопечный ребенок так или иначе западает в душу. По-другому и быть не может. Волонтеры шутят, что узнают деток, за которыми ухаживали, даже по затылку. Дело в том, что когда отчеты о дежурствах выкладываются в Интернет, они сопровождаются фото ребенка. Но фотографировать его лицо нельзя. Поэтому в кадре обычно ножка, ручка или затылок малыша.
Сейчас в списке Алсу – около полусотни волонтеров, которым она может позвонить и попросить выйти на дежурство. Дежурят в ДРКБ, Городской детской больнице №1, Городской клинической больнице №7, Центральной городской клинической больнице №18.
К сожалению, отказных детей меньше не становится. За здоровыми выстраивается очередь из приемных родителей. А кто позаботится о тех, у кого постоянные проблемы со здоровьем, да еще и нет рядом самых родных и близких людей: мамы и папы? Часто же бывает так, что мама, папа или бабушка есть, но появляются раз в полгода. И официально считается, что ребенок не сирота, не отказник, его даже усыновить не могут. А на деле он одинок и брошен.
Чтобы постичь все тонкости общения с такими детьми, новички выходят на пробное дежурство с опытными волонтерами. Да, это не просто, но кто, если не мы, сможем отогреть эти настрадавшиеся детские души своим теплом?