Святой ключ превратился в «Родниковый рай»

Неподалеку от села Билярск, что в Алексеевском районе, на левобережье Черемшана, в X–XIII веках существовала духовная и административная столица Волжской Булгарии – Биляр. Он был разграблен и сожжен в 1236 году во время монгольского нашествия. Ныне остатки булгарской столицы – это уникальное Билярское городище, исторический памятник федерального значения и излюбленное место археологов.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_10122929

В урочище трех религий прошел многонациональный праздник

Неподалеку от села Билярск, что в Алексеевском районе, на левобережье Черемшана, в X–XIII веках существовала духовная и административная столица Волжской Булгарии – Биляр. Он был разграблен и сожжен в 1236 году во время монгольского нашествия.

Ныне остатки булгарской столицы – это уникальное Билярское городище, исторический памятник федерального значения и излюбленное место археологов. Вообще, Алексеевский район один из самых богатых в республике на археологические артефакты. А жители села Билярск, основанного в 1654 году, гордятся не только близостью к некогда могущественному городу, но и другими достопримечательностями своего края. Одна из жемчужин расположена в живописном кленовом лесу у подножия Хужалар тавы (Горы хозяина). Тысячелетнее, овеянное легендами урочище Святой ключ – родник с кристально чистой водой – стало своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство. Сегодня это сказочное место, как и Билярское городище, входит в состав историко-археологического и природного музея-заповедника. По словам его директора Анаса Кутуева, Святой ключ, который в народе традиционно называют Биляром, ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.

Именно здесь в минувшую субботу третий год кряду прошел праздник под названием «Родниковый рай», собравший сотни русских, татар, чувашей, марийцев, мордвы, представителей других национальностей, почитающих билярское святилище и верящих в его целительную силу. Несколько часов певцы, танцоры, музыканты народов, населяющих алексеевские края, демонстрировали свое искусство. Местные мастера художественных промыслов и кулинары предлагали гостям собственноручно изготовленные изделия. Кроме того, исполнялись религиозные обряды.

По мнению ученых, паломники посещают Святой ключ с IX–X веков. На здешней горе издавна располагалось языческое святилище – древние булгары приносили жертвы своему главному божеству Тенгри, олицетворяющему небо. И сейчас на многочисленных деревьях, растущих вдоль лестницы, ведущей на верхотуру, можно увидеть разноцветные ленточки, которые завязывают посетители урочища, загадывая сокровенные желания.

«Вода – это источник жизни, дух Божий витал над нею еще до сотворения мира, – говорит протоиерей Павел Чурашов, настоятель храма Воскресения Христова в райцентре Алексеевском. – А здешняя вода особенная, она очищает, облагораживает, исцеляет человека. Неслучайно сюда столетиями приходят люди, независимо от своего вероисповедания».

Батюшка напомнил присутствующим на празднике о том, что почитание Святого ключа православными связано с иконой Божией Матери «Живоносный Источник», которая была принесена в Билярск из Константинополя двумя сестрами. Когда одна из них заболела, то получила от Божией Матери во сне повеление – нести икону на Святой ключ для получения исцеления, что и было исполнено. И девушка исцелилась. С XVIII века на урочище существует деревянная часовня, и к ней совершаются крестные ходы на Духов день, девятую пятницу по Пасхе, на праздник Воздвижения Креста Господня.

А имам казанской мечети Ярдэм Рамиль хазрат Ибрагимов после прочтения основной суры Корана рассказал о другой легенде. Когда-то на этом месте находился древний город, правил им Тырышмал-ходжа, у которого было двенадцать умных и прекрасных дочерей. Однажды на город напали враги, в жестокой битве многие сложили головы. Девушки вместе с отцом были схвачены и приведены на то место, где сейчас стоит Хужалар тавы. По приказу врагов они стали носить землю, насыпав целую гору. На ее вершине захватчики намеревались закопать отца с дочерьми живьем, в назидание непокорным. Однако случилось чудо: красавицы обратились ясными звездами и вознеслись на небо, а Тырышмал-ходжа бросился с горы и превратился в источник, который и по сей день почитается святым. В память об этом гора в народе зовется Девичьей…

По словам главы Алексеевского муниципального района, заслуженного работника сельского хозяйства РТ Владимира Козонкова, восемнадцать лет назад при поддержке первого Президента республики Минтимера Шаймиева, прежнего руководителя района, ныне – председателя Счетной палаты РТ Алексея Демидова и компании «Татнефть» территория Святого ключа была благоустроена. Она обнесена кирпичной оградой в виде крепостной стены, на вершину горы ведут удобные лестницы. Были построены фонтан и беседка в древнебулгарском стиле, оборудованы места, предназначенные для проведения мусульманских обрядов: ритуального забоя скота, приготовления и приема пищи. И сегодня руководство республики уделяет этому историческому памятнику пристальное внимание. При Президенте Рустаме Минниханове площадь святилища удвоилась, появились новые объекты для отдыха.

«Знаете, у этого родника особая роль, – отметил в беседе с корреспондентом «РТ» Владимир Козонков. – В Татарстане есть такие святыни, как православный остров-град Свияжск, мусульманский древний город Болгар. Проводятся национальные праздники Сабантуй, Каравон, Питрау. А есть Биляр с более чем тысячелетней историей, консолидирующий в себе многие веры и национальности, имеющий огромное значение для сближения народов. Пока «Родниковый рай» – праздник районного масштаба, несмотря на то что его отмечают жители и других территорий. Но хотелось бы, чтобы к двадцатилетию с момента реконструкции урочища он приобрел республиканское значение».

Да, разные веры и легенды, а место одно – тихое, красивое, умиротворенное – воистину святое…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще