Активные татарстанцы и местные сообщества пока слабо влияют на решения муниципалитетов
За последние годы властями Татарстана многое сделано для налаживания обратной связи с населением на республиканском и муниципальном уровнях. Заработало «Электронное Правительство», появились электронные приемные, стали чаще проводиться общественные слушания, создана глобальная система «Народный контроль», набрал обороты проект «Бизнес и власть: откровенный разговор».
Однако даже пару кликов на компьютере или смартфоне люди часто не готовы сделать, чтобы высказать свое мнение по важной градостроительной инициативе или указать на недостатки в городской среде. Бывает и обратное, когда власти муниципалитета упорно не слышат чаяния граждан, и апеллировать приходится к высшему руководству республики.
КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ ЭНЕРГИЧНЫХ ЖИТЕЛЕЙ?
На одном ли языке разговаривают городская власть и общество? Или причину непонимания сторон нужно искать не в средствах коммуникации, а в «исторической инерции»? На протяжении последних пяти веков управление российских городов не исходило от местных сообществ, а строилось по жесткой схеме «сверху вниз».
Как усовершенствовать взаимодействие власти и населения? На этот вопрос попытались ответить участники «круглого стола», который прошел 7 июля в рамках урбанистической конференции «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». В дискуссии участвовали приглашенные эксперты, представители городских сообществ и исполкома столицы Татарстана.
В последние десятилетия Казань является одним из самых активно развивающихся городов России и заслуженно завоевала право называться третьей столицей. А насколько солидарны и активны сами казанцы? Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение» (ФОМ) казанцы чаще, чем жители других городов-миллионников страны, готовы помочь другому человеку или объединиться, если их интересы совпадают. Эти данные представила на «круглом столе» ведущий аналитик ФОМ Елена Васильева. Она попыталась ответить на вопрос: являются ли мегасобытия, такие как Универсиада, драйвером мобилизации граждан к активности.
Социологическая экспедиция ФОМ в Казань осенью 2013 года показала, что Универсиада вызвала мощный эмоциональный подъем даже у тех, кто во время подготовки к ней относился к этим Играм негативно. Многие почувствовали причастность к масштабному событию. Однако казанцы не стали активными участниками процесса развития города. По мнению эксперта, это произошло потому, что мегасобытие ограничено во времени и после его завершения у горожан возникает потребность в следующем крупном мероприятии.
Тут стоит отметить, что с предстоящими мегасобытиями в Казани проблем нет – уже 24 июля стартует Чемпионат мира по водным видам спорта, летом 2017 года столица Татарстана примет участников футбольного Кубка конфедерации, а через год – участников Чемпионата мира по футболу.
Елена Васильева обратила внимание на обратную сторону мегасобытий: после них горожане вынуждены вернуться к повседневной жизни и снова сталкиваются с проблемами, от которых их отвлекали глобальные мероприятия. Согласно опросам в 2014 году казанцы больше, чем жители других российских городов-миллионников, были обеспокоены проблемами своего региона, и самые острые из них – высокие тарифы ЖКХ и низкие зарплаты.
«Пока не хватает механизма, который подхватывал бы горожан в момент наибольшего эмоционального подъема от мегасобытия и мог бы преобразовать эту энергию в регулярную деятельность», – резюмировала эксперт.
ВАЖНО СЛЫШАТЬ СОБЕСЕДНИКА
Заместитель руководителя исполкома Казани по экономическому развитию Иван Кузнецов отметил, что за последние годы процесс управления городом сильно изменился. Появились разные инструменты для обратной связи с населением. Однако часто подобный контакт неконструктивен и сводится к субъективной критике: «Все плохо». Между тем исполком открыт к диалогу и всегда готов услышать горожан.
При обсуждении генплана на публичных слушаниях часто можно услышать от жителей: «Где угодно стройте, но только не в моем дворе, не на моей улице!» В результате даже очень полезные проекты по развитию городской инфраструктуры могут тормозиться. Такой пример неконструктивного диалога по линии «муниципальная власть – общество» привел первый заместитель директора Института генплана Москвы (это учреждение занимается разработкой генплана Казани) Олег Григорьев. По его мнению, на слушания надо выходить не с готовыми решениями, а обсуждать проект на ранних стадиях.
В свою очередь главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева рассказала о положительной обратной связи в рамках обсуждения программы по развитию парков столицы Татарстана: «Несмотря на сжатые сроки в разработке концепции, мы нашли возможность работать с различными группами граждан и профессиональными сообществами. Мы постарались выполнить их запросы по максимуму».
Напомним, что сейчас вступила в активную фазу масштабная программа Президента Татарстана по модернизации городских парков. В ее рамках в Казани в течение года планируется благоустроить более трех десятков озелененных территорий.
Известный казанский общественник, доцент кафедры социологии КФУ Искандер Ясавеев высказал противоположное мнение: «Нет никакого диалога между городскими властями и организованными гражданами». В подтверждение своего тезиса он привел следующий пример: год назад инициативная группа «Город без преград» организовала прогулку на креслах-колясках по центру Казани. «Мы пригласили мэра Ильсура Метшина сесть в кресло и протестировать городское пространство. Мэр не принял предложение».
Не уверен, что отказ от столь экзотической прогулки в инвалидной коляске может служить доказательством некой руководящей глухоты. Можно привести примеры иного рода – когда градоначальник активно шел на контакт с казанцами, а олицетворяемая им городская власть на деле проявляла желание вступить в диалог с горожанами и на равных обсуждать проблемы. К слову, Ильсур Метшин на «круглом столе» не присутствовал и ответить на претензии Искандера Ясавеева не мог.
По мнению координатора ассоциации «Парки города» Марии Леонтьевой, городские сообщества не могут выступать бесконечно с критикой всего, что делается в городе. В Казани есть компетентные группы общественников, лучше узнать друг друга они смогли на прошедшей в июне «Ночи городских сообществ». Там активисты смогли выработать инструменты для реализации своих интересов по развитию города. Вывести конструктивный диалог на новый уровень поможет «Форум городских сообществ», который планируется провести в Казани в августе.
Подводя итог, можно сказать, что и городская власть, и активные граждане, и сообщества ищут точки для коммутации, хотят говорить на одном языке и быть услышанными. Механизмы для этого есть. Хотя, возможно, стоит создать некий дискуссионный клуб, где чиновники и горожане смогли бы регулярно встречаться «без галстуков».